туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Шагаем не в ногу По данным Всемирной ассоциации круизных компаний (CLIA), в 2016 году будет взят очередной объемный рубеж в 24 млн пассажиров. Однако ведущие российские игроки рынка морских круизов о существенном росте на направлении умалчивают, предпочитая говорить о сохранении турпотока на уровне 2015-го.
ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ
Статистика CLIA свидетельствует: мировая индустрия морских круизных путешествий продолжает расти даже в условиях нестабильной экономики. «В целом ситуацию на рынке морских круизов России оцениваем положительно: в силу ряда причин (безопасность на борту, выгодные цены в сравнении с отдыхом на берегу, возможность побывать в нескольких странах за одно путешествие и другие) спрос растет», – отмечает Александр Иванов, генеральный директор «Инфлот круизы и путешествия». «Морские круизы как вид отдыха являются востребованным турпродуктом, – соглашается Наталья Андронова,генеральный директор «Атлантислайн» и вице-президент совета присоединившихся членов UNWTO. – Конечно, количество туристов, отправляющихся в морские круизы, не столь велико, но и падение спроса этот сегмент туризма обходит стороной». «Морские круизы в силу своей специфики намного более «прочный» продукт, чем, например, наземный отдых», – поддерживает коллег и Вениамин Сапожников, начальник отдела Breeze Line. Вместе с тем на фоне постоянного роста мировой отрасли морских круизов Россия смотрится, мягко говоря, неважно.
Исключение из правила? Если вести речь о въезде, то самый вовлеченный в круизную индустрию порт страны–Петербург, по официальным данным,в 2015-м принял 425 судозаходов, обслужив 765 тысяч туристов и оставшись практически на уровне 2014 года. В других гаванях РФ показатели куда скромнее. Морской порт Сочиза сезон посетили 42 круизных лайнера. Сахалин – 16. В иных портах (Архангельск, Мурманск, Владивосток и т. д.) число круизных судозаходов еще меньше. И практически везде (как по числу судозаходов, так и пассажиров) – минус в сравнении с 2014-м. Да, некоторые достижения все же есть. Так, в 2015-м в петербургский порт «Морской фасад» впервые зашли 13 лайнеров, среди которых оказалась и Britania– новый 330-метровый лайнер компании Carnival, который за один раз привез в город 4 тысячи туристов. А рекордсменом среди «поставщиков» гостей по морю оказалось судно RegalPrincess: за 12 судозаходов оно доставило вПитербольше 40 тысяч туристов. Что касается количества россиян, отправляющихся в морские круизы по миру, полных достоверных данных об этом нет. Но даже приблизительные оценки говорят о том, что показатель вряд ли превышает 50 тысяч человек в год и сейчас не стремится к увеличению. Ведь за время считающейся удачной навигации 2015 года из Петербурга, остающегося лидером отрасли, отправились в путешествие по морю только 9,1 тысячи россиян.
Мешает не только доллар Эксперты уверены: желание россиян путешествовать «по морям, по волнам» сдерживают, по крайней мере, три основных фактора. В числе которых падение доходов населения, двукратный рост курса валюты и экономическая нестабильность, заставляющая клиентов откладывать средства на «черный день». Эксперты называют и другие факторы, которые тормозят направление. В их числе Елена Карманова, директор по PR и маркетингу компании «Виа Марис», например, видит «неимоверно высокие цены на авиаперелеты (зачастую они выше цены круиза) и террористические атаки в разных ранее спокойных и благополучных странах». «Да и дактилоскопия для получения шенгенских виз добавила сложностей для жителей регионов», – замечает она. Президент «Круизной компании Нептун» Валентин Елисеев констатирует: существенное влияние на рынок круизов оказывает большое количество «невыездных» и резкие повседневные колебания курса рубля (до 10%), заставляющие операторов перестраховываться, увеличивая конечную цену. «В результате даже при снижении долларовых цен стоимость в рублях выросла», – говорит он. Как проблема порой оценивается и узкая специализация операторов по «материнским» круизным компаниям. «Агентства оказались в еще более сложном положении, так как выбор маршрута и лайнера упирается в определенного российского оператора, условия работы с которым могут иметь свою специфику», – полагает Роман Чударев, руководитель проектов «Болеро Тур». Есть и внеэкономическая причина. При растущем желании продавать (а до половины агентов хотели бы заниматься реализацией круизного турпродукта) многие из них либо боятся, либо не умеют этого делать. «Одним из факторов, тормозящих развитие, является боязнь агентов бронировать круизы, – считает Александр Иванов. –И чаще всего это происходит по незнанию». «Низкий уровень подготовки специалистов многих турфирм остается проблемой,– соглашается Роман Чударев. –Они не готовы переключиться с пакетных туров на индивидуальные, в том числе и круизные».
Конкурировать, сотрудничая Эксперты не скрывают: в условиях «сжавшегося» рынка и прежнего числа круизных операторов конкуренция обострилась. Но оценки ситуации все же разные. «Обострилась борьба не между компаниями, а за клиента, – считает Вениамин Сапожников. – И здесь все в одной лодке... Политика единая– много работать и постоянно искать новые, порой нестандартные решения». «Мы не конкурируем с другими операторами: у каждого из нас свои продукты, клиентская и агентская базы», – говорит и Евгений Опарин, генеральный директор компании«Магазинкруизови путешествий». А Елена Карманова считает, что конкуренция не зависит от кризиса: по ее мнению, «перетягивание одеяла на себя» в виде необоснованно высоких комиссий агентам и скидок клиентам, демонстрируемых некоторыми ТО, – не новость. «Про скидки клиентам, которые раздают ТА, даже говорить не хочется: они часто «выцыганивают» повышенную комиссию не для увеличения доходности собственного бизнеса, а для увеличения клиентской скидки», – добавляет она. Вместе с тем эксперты признают: с образованием АКО (Ассоциация круизных операторов) появилась возможность теснее общаться и находить компромиссные решения. «Мы скорее партнеры, нежели конкуренты: на встречах Ассоциации всегда обсуждаем последние новости, текущую ситуацию и согласовываем действия для консолидированной работы по продвижению круизного продукта среди агентов и клиентов РФ и стран СНГ, – констатирует Александр Иванов. – Здоровая конкуренция – двигатель развития и имеет место быть: она не позволяет нам стоять на месте».
Максимум гибкости Возможности и предпочтения морских круизных клиентов изменились: осталось приспособиться к новой ситуации и предложить рынку те продукты и услуги, которые даже сейчас будут пользоваться спросом. «Наши специалисты в Cruise Line отмечают отсроченный старт продаж на топовые даты 2016 года: майские праздники,по сравнению с предыдущими годами, начали активно продаваться на три месяца позже, – замечает Роман Чударев. – Это касается в первую очередь новых клиентов, которые рассчитывают на специальные акции на фоне кризисных явлений в экономике». «Туристы дольше выбирают и очень внимательно рассчитывают траты на каждом этапе будущего путешествия, – говорит Вениамин Сапожников. – И если одни, опасаясь скачков курса валюты, стараются оплатить все услуги сейчас, то другие, наоборот, предпочитают платить по частям». «Можно отметить смещение спроса на каюты более низкой категории для туристов компаний класса «стандарт» и «премиум». А вот в классе «люкс» спрос по-прежнему стабилен», – констатирует Екатерина Илюшина, коммерческий директор компании Круизный Дом «МК». Евгений Опарин, генеральный директор компании«Магазинкруизови путешествий», соглашается с тем, что «динамика продаж немного опережает 2015 год, но значительно «просели» средние продажи. «Средний класс, раньше предпочитавший каюту с балконом, теперь остается удовлетворенвнутренними каютами, – говорит он. – А бюджетные туристы ждут еще более заманчивых предложений и скидок до последнего момента». С ним согласна и Елена Карманова: по ее оценке,резко участились продажи в последний момент – буквально с вылетом на следующей неделе. «Мы наблюдаем оживление спроса, но серьезно «просел» средний ценовой сегмент (возможно, перешел в дешевый), – оценивает она. –При этом спрос на дорогие круизы устойчив и даже подрос». Общее мнение – спрос сильно поляризовался. В результате его «средний» сегмент резко просел и лучше всего покупают либо очень экономичные туры, либо дорогие.С учетом сложившейся ситуации игроки рынка намерены действовать по-разному. В одних делают ставку на хорошо зарекомендовавшие себя маршруты. В других – на новые лайнеры. А в третьих – на использование современных технологий. По такому пути идет компания «Инфлот круизы и путешествия»: она выходит на рынок сразу с четырьмя новыми продуктами(включая систему онлайн-бронирования «КруизСканер», у которой, по словам Александра Иванова, аналогов на российском рынке пока нет).В этом же направлении движется и Круизный дом «МК». «Главной нашей новинкой станет революционная технология – «Динамические круизные пакеты», – говорит Екатерина Илюшина. – В режиме реального времени туристы и агентства смогут сформировать пакет с перелетом из любого города РФ с отображением его конечной стоимости».
На новенького Эксперты отмечают: основной спрос меняется мало. В«дешевом» сегменте популярностью по-прежнему пользуются средиземноморские круизы и круизы с посадкой в Петербурге, а в «дорогом» – туры «с изюминкой». Всвязи с чем растет спрос на маршруты в Азии, аакции по снижению цены его только стимулируют. «С точки зрения популярности у российских туристов ничего не изменилось, – уверен Валентин Елисеев. – Люди, отправляющиеся в круиз впервые, чаще всего отдают предпочтение круизам по Средиземному морю и больше любят западную Cредиземку. Восточное Cредиземноморье выбирают реже. Из года в год летом пользуются большой популярностью у туристов и норвежские фьорды». «Меняются порты заходов, но регионы плавания остаются неизменными по своей популярности, – поддерживает коллегу Наталья Андронова. – Лидеры – Средиземное море, круизы из Петербурга по Северной Европе, ОАЭ. А за ними идут Карибы, Юго-Восточная Азия, экзотика и кругосветные круизы». Вместе с тем, по оценке ряда других экспертов, опытные путешественники предпочитают более экзотичные направления и стараются найти маршруты, которые позволяют им открыть что-то новое. Например, Камбоджу, Мьянму, Индию или Японию. А порой – и Аляску. В Средиземноморье у россиян, как правило, больше всего популярны круизы разной продолжительности (от 7 до 14 дней) с отправлением из Барселоны или Рима – до них проще и удобнее добраться. В связи со смещением некоторых акцентов в этом сезоне рост спроса ожидают на таких круизных направлениях, как ОАЭ и Азия. Объясняется это тем, что там все в порядке с безопасностью, а стоимость туров (например, в регионе ОАЭ) может выгодно отличаться от аналогичной в Европе. В частности, к таким программам относится 7-дневный круиз «Персидский залив» на круизном лайнере Splendour of the Seas или многочисленные круизы по ЮВА со стартом в Сингапуре или Шанхае. Что касается круизов из «родных стен», то тут Петербург безальтернативен. PacGroup, например, в 2016-м отмечает десятилетие круизов из Питера на бортах лайнеров MSCCruises и предлагает целую серию маршрутов по фьордам Норвегии, Балтийскому морю и вокруг Европы. При этом Михаил Фельдман, глава круизного департамента компании, называет ряд их преимуществ. «Посадка на борт происходит в российском порту, что может исключить авиаперелет, – отмечает он. – Добраться до порта тоже просто, так как мы организуем в него групповые бесплатные трансферы из центра Петербурга. И еще:все наши круизы из города на Неве проходят в формате русскоязычных групп». А в качестве хита называется 15-дневный маршрут «Музыка фьордов и города Балтики» на круизном лайнере MSC Musica. Вместе с тем сходные по формату туры из Петербурга предлагают и другие операторы. Breeze Line готов отправить клиентов на флагмане Princess Cruises, лайнере RegalPrincess 5* lux, спущенном на воду в 2014 году, а «Атлантислайн» намерен реализовывать круизы из Северной столицы на лайнере Costa Luminosa, который будет ходить в период с мая по август 2016 года. Очевидно: в условиях кризиса «обкатывать» новые маршруты сложно и порой нецелесообразно. Поэтому речь скорее идет о вводе в строй новых судов и появлениидополнительных услуг на борту лайнеров. Тут лидирует Royal Caribbean, которая весной 2016-го спускает на воду Harmony of the Seas и Ovation of the Seas. Harmony станет третьим лайнером серии Oasis и самым большим в мире. Ожидается, что на нем будут наиболее высокие водные горки на море, BionicBar с роботами-барменами, высокоскоростной интернет и много чего еще. Ovation, в свою очередь, займет аналогичную позицию в классе Quantum и будет, пожалуй, самым «умным» среди круизных лайнеров. Причем оба всего один сезон станут совершать круизы по Средиземному морю. Между тем конкуренцию им составит и новый лайнер Carnival Vista, который тоже будет совершать круизы по Средиземному морю с русскими группами в сезон 2016 года. А вот маршрутные новинки все же редкость. Например, у PacGroupсреди таковых комбинированные маршруты «Ганзейские города» и «Окно в Европу» (оба с выходом из Петербурга), а также новинка принципиального характера – двухнедельные безвизовые круизы из Гаваны по Карибам.
С надеждой на рост CLIA и мировые круизные гранды не зря говорят о новых высотах объемов продаж: у них есть на то основания. Хотя не обходится и без тревоги. Еще в декабре 2015-го CarnivalCorporation заявила о реализации 50% круизов на 2016 год. Примерно в таком же духе оценили перспективы в RoyalCaribbean и NorwegianCruiseLine, сделав предположение о том, что в «2017-м дела пойдутеще лучше». Но… Хотя в целом ситуация со спросомнеплоха и он в мире растет, общую картину портит напряженность, вызванная террористической угрозой на Средиземном море. В результате Восточное Средиземноморье становится все менее популярным и целый ряд компаний (свыше 50 судов) изменили программы круизов 2016 года, отказавшись от заходов не только в российские или украинские, но и в турецкие порты.В пользу греческих и итальянских. И акцент в продажах может сместиться в сторону Азии (в том числе ОАЭ, ЮВА и пр.). В этой связи надежд на рост количества морских круизов из Сочи нет, а в Петербурге он останется примерно на уровне 2015-го (пока в проекте расписания судозаходов «Морского фасада» на 2016 год значится только 216 визитов круизных лайнеров). А значит, и отправившихся в круиз из родных портов россиян больше станет вряд ли. Впрочем, и надежд на рост объемов продаж «российских» туров из зарубежных городов тоже немного, поскольку основные «тормоза» морских круизов в России продолжают действовать. «По сравнению с 2014-м за 2015 год рынок морских круизов на лайнерах зарубежных компаний в России сократился, по разным оценкам, на 30–40%, – резюмирует Валентин Елисеев, президент «Круизной компании Нептун». – Если не будет каких-то серьезных политических и экономических катаклизмов, рост рынка начнется вместе с ростом экономики и, соответственно, с увеличением доходов населения». |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|