Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2016
« Вернуться к журналу  

Тарифы пошли на посадку

Накануне отпускного сезона 2016 года сразу несколько российских авиакомпаний ввели в практику продаж низкие тарифы, которые в народе тут же получили название «безбагажных». И если одни эксперты видят в этом лишь общий тренд времени, другие уверены: «посадка» тарифов явно вынужденная и обусловлена появлением успешного российского лоукостера.

ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ

В числе компаний, которые уже анонсировали новинку, значатся S7 Airlines, UTair и «Уральские авиалинии». Например, перешедший с 1 апреля 2016 года на новую линейку тарифов UTair предлагает пассажирам не только уже известные им варианты, но и тарифную группу «Лайт». «Одним из первых шагов в деле пересмотра нашей тарифной политики стало введение «безбагажного» тарифа «Лайт», – заявляет президент UTair Алексей Будник. – В результате пассажиру предоставляется максимальная свобода выбора и оплаты тех услуг, которыми он желает воспользоваться». А вот «Аэрофлот», располагающий собственной низкобюджетной «дочкой» в лице «Победы», пока остается в стороне.

В чем суть «безбагажного» тарифа? В этом случае билет продается пассажиру по наименьшей стоимости. Его «фишка» в том, что, наряду с другими ограничениями, свойственными низким тарифам, он предполагает возможность бесплатного провоза только 10 кг в виде ручной клади – за более тяжелый багаж придется платить дополнительно. Но если воспользоваться таким предложением, то «сгонять» между Москвой и Петербургом в апреле можно по тарифу в 1,2 тысячи рублей (в одну сторону), а общая стоимость полета по направлению туда и обратно (с учетом такс и сборов) составит 3,6 тысячи рублей. Если учесть, что цена проезда на «Сапсане» в оба конца может оказаться выше, «безбагажное» предложение авиаперевозчиков стоит считать вполне приемлемым. И наверняка оно будет востребовано.

Это касается не только популярного направления между двумя столицами. В Сочи, к примеру, по «безбагажному» тарифу из Москвы (в середине апреля) с помощью одного из перевозчиков можно улететь за сумму от 2,2 тысячи рублей (в одну сторону). Общая же стоимость полета туда и обратно (с учетом такс и сборов) – 7,6 тысячи рублей. Тогда как проезд в купе двухэтажного поезда по тому же направлению обойдется уже в 9 тысяч. Если же сравнивать стоимость «безбагажных» авиабилетов с ценой наиболее недорогих с правом провоза багажа, у всех участвующих в их реализации компаний она оказывается на 1–2 тысячи рублей ниже. И дорога по воздуху в  Сочи из Москвы, при условии бесплатного провоза еще 23 кг багажа (к 10 кг ручной клади), обойдется уже в 11,6 тысячи рублей. Как минимум на треть дороже.

Экономический фон у вопроса таков: по данным Biletix, в 2015 году доля продаж авиабилетов на рейсы авиакомпаний, позиционирующих себя в сегменте лоукост, выросла с 1% до 5%, а стоимость среднего чека на них сократилась с 11 819 до 9 089 рублей. Как считают в компании, «это хороший рост продаж, свидетельствующий о том, что российские путешественники начинают постепенно привыкать к лоукост-перевозкам». И делают акцент на том, что «большую роль в формировании статистики, конечно, сыграли продажи на рейсы а/к «Победа».

Так ли это? Когда низкобюджетная «Победа» только выходила на рынок, разница в цене ее билетов с «нормальными» конкурентами составляла до 45%. И хотя лоукостер до сих пор продолжает предлагать перелеты по цене в 999 рублей, постепенно его средние тарифы растут, сближаясь с обычными: в настоящее время они в среднем на 20–25% ниже. В связи с тем, что в прошлом году лоукостер стартовал вполне успешно, обслужив 3 млн пассажиров (при наличии персонала всего около 600 человек), его бизнес-модель берется на вооружение хотя бы внекоторых аспектах. В частности – в ценовой политике. Как результат, в разгар отпускного сезона, скорее всего, «безбагажные» тарифы ряда российских авиакомпаний окажутся вполне сравнимы со стоимостью перелета на «крыльях» «Победы». К примеру, на середину апреля из Москвы в Сочи цена билета у этого перевозчика составляет около 7 тысяч рублей (вполне сравнимо с «безбагажными» предложениями), а на середину июня – 8,5 тысячи.

Глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев подтверждает: сейчас тарифы «Победы», начинавшей исключительно как лоукостер, сближаются с недорогими вариантами других перевозчиков. «У «Победы» нет кредитов, и она может позволить себе бытьболее гибкой в ценообразовании, чем конкуренты, – считает эксперт. – Вместе с тем своего она не упустит и не станет продавать билеты по минимальной стоимости, если их можно реализовать дороже». Поэтому «Победа» реализует по активно заявляемому ею тарифу в 999 рублей от нескольких штук билетов на рейс, тогда как «безбагажных» мест у обычных авиакомпаний может быть гораздо больше.

Нельзя забывать, что лоукостер, реализуя билеты по низкой цене, может зарабатывать на услугах для пассажиров, большая часть из которых оказывается платной. Ведь провоз того же багажа возможен только за деньги, да и часть предметов, как оказывается, в «бесплатную» ручную кладь можно взять исключительно с доплатой. Весьма схожа и политика «безбагажных» тарифов: у UTair, к примеру, в цену билета по тарифу «Лайт» включается только перевозка ручной клади весом до 10 кг (перевозка багажа и спортинвентаря оплачивается дополнительно), а сам тариф является полностью невозвратным – даже внесение изменений в бронирование невозможно.

Почему же российские перевозчики, по объективным причинам и без того потерявшие массу доходов, идут на такой шаг? Мнения разные.

«В конечном итоге цель у авиакомпаний одна – привлечение клиента. А более низкий тариф выгодно смотрится на фоне тарифов конкурентов, – полагает коммерческий директор ICS Travel Group Дмитрий Филатовский. – При этом у клиента не всегда есть возможность сразу же оценить, какие услуги входят в стоимость билетов разных перевозчиков. Поэтому «безбагажные» тарифы наверняка станут пользоваться спросом хотя бы потому, что ряд категорий клиентов квота в 10 кг ручной клади вполне устроит. Что, кстати, не так уж и мало».

Вместес тем специалисты констатируют: пока в России о правилах и специфике лоукостеров знают мало. Даже несмотря на то, что продавцы (а это как сами авиакомпании, так и посредники) обязательно о них сообщают. Только кто у нас читает правила тарифа? К примеру, для тех, кто ранее не пользовался услугами низкобюджетных перевозчиков, известие о том, что провоз багажа или питание на борту предоставляются за дополнительную плату, порой становится неприятным сюрпризом, который они «получают»уже на стойке регистрации в аэропорту.

Могут ли такие тарифы пригодиться рядовым туристам? Ведь нередко на отдых летят семьями, с изрядным количеством багажа. По мнению экспертов, и тут есть выход. Если в полет отправляется семья из 3–4 человек, то 1–2 места можно приобрести с оплаченным багажом, а остальные – по «безбагажному» тарифу. В результате в багаже можно провезти 20-46 кг, к которым добавятся 20–30 кг в ручной клади. Вполне достаточно для потребностей среднестатистической семьи, отправляющейся в отпуск.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72