Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Декабрь 2016
« Вернуться к журналу  

Потянулись к солнцу

В нынешнем зимнем сезоне количество отдыхающих в странах Карибского бассейна россиян может увеличиться, на некоторых направлениях приблизившись кдокризисным показателям. Но произойдет это лишь при наличии условий, в той или иной мере поддерживающих спрос со стороны клиентов.

ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ

Большая часть экспертов уверена: популярность Кубы, Мексики, Доминиканы и других карибских направлений будет зависеть как от платежеспособности россиян, так и от общей ситуации на зимнем выездном рынке. И если, к примеру, по ходу сезонатуры в Таиланд и Вьетнам станут предлагать по демпинговым ценам, это скажется на уровне «карибского» спроса. А вот «открытия» Египта они практически не опасаются.

«У направлений слишком разный турист: связь между турпотоками в страны Карибского бассейна и в Египет маловероятна», – уверена Алена Хитрова, старший специалист по связям с общественностью ANEX Tour. «Они никак не связаны – у них абсолютно разный турист», – согласенКарлос Гонсалеc, коммерческий руководитель карибского и латиноамериканского отделов ICS Travel Group.

Вместе с тем с такой точкой зрения солидарны не все. «Возможно, что туристы, отдыхавшие в дорогих отелях курортов Египта, частично переориентировались на Доминиканскую Республику», – полагает Анна Подгорная, генеральный директор компании «Пегас Туристик». Не исключает этого и директор представительства Министерства туризма Кубы в России ЭдильбертоРиверон Леон: по его мнению, «закрытие» Египта отчасти переориентировало россиян на отдых в регионе.

Неслучайно на карибское в частности и латиноамериканское направление в целом выходят и новые игроки. Например, AmbotisHolidays. После прихода в компанию Аллы Филимоновой, в свое время работавшей директором по развитию «Карибского клуба», компания начала активно осваивать этот рынок: уже сейчас AmbotisHolidaysпредлагает Мексику, а в планах и расширение линейки туров.

«Сухие» цифры

Статистика неумолима: большая часть карибских направлений в ходе затяжного кризиса, начавшегося с зимы 2014/2015 годов, сильно пострадала.

Так, по оценке ЭдильбертоРиверона Леона, в 2015 году Кубу посетило только43,4 тысячи российских туристов – на 37% меньше, чем годом ранее. По данным представительства по туризму Доминиканской Республики, в 2015-м в стране побывало 71,5 тысячи россиян – на 61% меньше, чем в 2014 году. А Мексика в том же 2015-м, по оценке ее министра туризма Энрике де ла Мадрид Кордеро, приняла всего 32 тысячи туристов из России (на 68% меньше прежнего).

Размер потерь на карибском туристическом «фронте» впечатляет: если еще в 2014-м по этим трем направлениям из России приняли более 230 тысяч туристов (69 – Куба, 183 – Доминикана, 80 – Мексика), то год спустя – менее 150 тысяч человек. А о постановке «на крыло» чартеров на Ямайку, к примеру, которые выполнялись зимой 2014 года, речи вообще не идет.

Динамику процесса наглядно демонстрирует Мексика.С 2008-го по 2013-й турпоток в нее из России непрерывно рос – за 6лет он увеличился более чем в 8 раз (с 12-ти до 100 тысяч человек). Причем в 2013-м случился «взрывной» рост показателей – за год турпоток из РФ в Мексику «поднялся» сразу на 40%. А потом в течение всего пары сезонов упал до 32 тысяч. Примерно такая же картина, хотя не со столь впечатляющей динамикой и разницей по годам, наблюдалась и по другим карибским направлениям.

Что происходит в 2016-м? Дела идут лучше. ЭдильбертоРиверон Леон уверяет, что падение турпотока на кубинском направлении остановилось. И он даже начал расти.«Турпоток из России начинает восстанавливаться, и есть надежда на то, что постепенно мы вернемся к докризисным показателям, – говорит он. – Наша цель – достичь уровня 2012 года, когда на Кубу приехало около 87 тысяч россиян».

Сходны и планы мексиканского туризма. В частности, министр туризма Мексики Энрике де ла Мадрид Кордеро полагает, что уже в этом сезоне количество российских туристов в стране значительно (до 70%) возрастет. «Надеемся принять около 55 тысяч россиян», – заявляет он.

А Доминикана вообще оказалась «в тренде»: за 9 месяцев 2016 года направление выбрали для отдыха более 74 тысяч россиян. Это уже больше, чем за весь 2015-й. С учетом того, что значительная часть бронирований приходится на осень, не исключено, что к концу года в объемах направление перевалит за отметку в 100 тысяч и вернется к докризисным показателям уже в 2017-м. Рост спроса эксперты объясняют не только отсутствием виз ипроблем с безопасностью, высоким уровнем сервиса по системе allinclusive и отличными условиями для отдыха, но и с приемлемыми для клиентов ценами, которые отчасти стали следствием расширения объемов перевозки.

Впрочем, тот факт, что российский турист начал возвращаться на пляжи Канкуна, Варадеро и Пунта-Каны, вовсе не означает полного восстановления карибского направления и превращения его, как когда-то мечталось, в массовое. Ведь до объемных показателей стран Юго-Восточной Азии (в частности, Таиланда и Вьетнама) Кубе, Мексике и Доминикане еще далеко. Не говоря уже про то, что число туристов из РФ в государствах Карибского бассейна, по сравнению с лидерами въезда, остается на уровне статистической погрешности. Ведь Мексика, к примеру, в 2015-м приняла 32 млн туристов, из которых на россиян приходится…0,1%.А на Кубе и в Доминикане доля «наших» хотя и побольше, но по итогам прошлого года не превысила уровня в 1,5%.

Если же говорить о других странах региона, таких как, например, Ямайка или Барбадос,мнение экспертов однозначно: для россиян они являются исключительно «индивидуальными». «Другие страны Карибского региона не могут быть массовыми в связи с рядом причин, – считает КарлосГонсалеc. – Они не пользуются известностью на российском рынке, туры в них связаны с осуществлением еще более дальнего (соответственно, более дорогого) перелета, а уровень обслуживания там не так высок, как на Кубе, в Мексике и Доминикане».

Согласна с этим и Алла Филимонова, руководитель отдела маркетинга и департамента Латинской Америки AmbotisHolidays. «Иные карибские направления к массовым в принципе отнесены быть не могут, – уверена она. – Если говорить о том, по каким направлениям можно и нужно предлагать пакетные, а не только индивидуальные туры, то это Бразилия и Аргентина».

Перспективы сезона

Как и следовало ожидать, основным направлением «удара» российского турбизнеса в стартовавшем на Карибах сезоне стала Доминиканская Республика. Именно на нем ожидаются такие традиционные для турбизнеса рыночные неприятности, как избыток перевозки и, как следствие, демпинг со стороны части игроков рынка.

«Наибольшая конкуренция ожидается по Доминикане, – констатирует Карлос Гонсалес. – Это связано с тем, что на рынке присутствует как регулярная авиаперевозка, так и чартерные программы».С ним согласны и Алена Хитрова, и Алла Филимонова. При этом первая, отмечая усиление конкуренции на направлении, считает, что это вполне может привести к общему повышению качества турпродукта. А вторая, говоря о том, что «максимальная конкуренция бывает там, где есть «целевая перевозка», уверена: она традиционно приводит к снижению цен как в явном виде, так и в формате бонусов и дополнительных бесплатных опций.

Значительный подъем спроса на направлениизаставил операторов идти ва-банк. В результате объемы перевозки в Доминикану резко выросли. Кроме «Библио Глобуса», который дважды в неделю «летает» из Москвы в Пунта-Кану на Boeing-747 авиакомпании «Россия», аналогичная частота имеется у Nordwind («Пегас Туристик»), а AZURairв интересах ANEX Tourотправляет рейсы ежедневно. Этот же перевозчик дважды в неделю осуществляет полетыв Доминикану и из Петербурга. К чему это приводит? 10-дневный тур на двоих в Доминикану по системе «все включено» (во всяком случае, с размещением в отеле уровня 3*) уже можно купить по цене менее 100 тысяч рублей.

Что касается Кубы, тут ситуация другая: значительная часть игроков рынка, включая и «Библио Глобус», предпочитает использовать регулярную перевозку в Гавану («Аэрофлот» или Air France). Вместе с тем «Пегас Туристик» и ANEX Tour на вылетах из Москвы идут своим путем, используя рейсы соответственно Nordwind и AZURair. Последний, к примеру, летает в Варадеро дважды в неделю.

С Мексикой «перевозочная» ситуация еще более сложная. Даже такие гранды российского туризма, как «Библио Глобус», ставить чартеры на направление не решаются: предлагается либо наземное обслуживание, либо туры с использованием регулярной перевозки AirFrance, Lufthansa или AirEuropa. У других компаний ситуация та же: в ассортименте туры в Мексику есть, однако они, как правило,идут в «пакете» с регулярной перевозкой.

«Чартеры истоль недешевые направления – вещи несовместные по ряду причин, – говорит по этому поводу Алла Филимонова. – Во-первых, клиенты, выбирающие такие туры, требовательны и к уровню авиакомпании, включая как обслуживание и питание на борту, так и состояние авиалайнеров. Во-вторых, такие «печальки»,как совмещение рейсов (которые возможны в чартерном формате), для таких направлений недопустимы. А мы помним «мексиканско-доминиканскую маршрутку» «Трансаэро». Поддерживает эту точку зрения и Карлос Гонсалеc. «В формировании турпакетовICS TravelGroupиспользует только регулярную авиаперевозку: мы отказались от чартерных программ более 3 лет назад. – Сотрудничество с регулярными перевозчиками позволяет предложить клиентам качество и четкость в работе, а большой выбор рейсов и стыковок позволяет в режиме онлайн найти тот вариант, который больше всего им подходит».

Впрочем, есть и другая точка зрения. «Чартерная перевозка позволяет снизить общую стоимость пакета, что в нынешней ситуации для туриста крайне важно, – замечает Алена Хитрова. – Поэтому, если рассматривать карибские страны с точки зрения массового туризма, чартерное авиасообщение предпочтительнее».

Что касается изменений в предпочтениях клиентов, они понятны. Эксперты констатируют: значительная часть туристов старается экономить. «Сейчас зачастую, выбирая для отдыха даже такие дальнемагистральные направления, как Куба и Доминикана, они пытаются уложиться в определенный бюджет, выделенный на отдых», – считает Карлос Гонсалеc. «Даже при более благоприятном курсе валют туристы всё равно пытаются экономить», – солидарна и Лариса Аханова, PR-директор Tez Tour. В свою очередь, Лада Попело, директор по туризму туроператора «Карибский Клуб», подтверждает, что «финансовые возможности клиентов сейчас нередко ограниченны, и они стараются «вписаться» в сумму денег, выделенных на отдых».

О чем все это говорит? Что положительные тенденции на карибском направлении в операторских компаниях оценивают с осторожностью. Увы, но пока экономическая ситуация в России остается сложной и с доходами у многих граждан не все в порядке, рассчитывать на быстрое восстановление турпотока на Карибы не приходится. И если в нынешнем сезоне случится конкуренция за туриста, то она затронет только Доминикану: Куба и особенно Мексика будут «заполняться» россиянами исключительно по мере потребности, под заказ.

 

АЛЛА ФИЛИМОНОВА

Руководитель отдела маркетинга и департамента Латинской Америки AmbotisHolidays

В сезоне 2017 можно говорить о «возвращении туриста» на Карибы: пик спада спроса пришелся на 2015 год. Те путешественники, которые выбирают такие «экзотические» поездки, как правило, весьма требовательны к уровню сервиса. И поэтому если и уместно говорить об экономии, то она может выражаться в том, что на экскурсионном маршруте (таком как «Города Богов» или «5 Цивилизаций» в Мексике), где в отелях туристы бывают с вечера до следующего утра, чаще выбирается пакет с размещением в отеле уровня 4*, а не 5*. Но прибыв в Канкун для отдыха, они чаще всего выбирают пятизвездочный отель: выбор здесь, как правило, идет между 5* и 5* deluxe.

ЮЛИЯ СТУДЕНИКИНА

Специалист по экзотике Центра продаж Северо-Запад компании «Русский экспресс»

Не могу сказать, что спрос на Доминикану из Петербурга в этом сезоне, по сравнению с предыдущим, как-то серьезно вырос. Положительные изменения есть, но желание клиентов отдыхать на Карибах ограничивают их финансовые возможности. При этом, безусловно, направление предпочитают требовательные к сервису туристы, желающие отдыхать с высоким качеством обслуживания в формате allinclusive. Возможности для этого там есть, и для семейного отдыха высокого уровня направление подходит как никакое другое. Жаль, что в Петербурге несколько лет назад сняли чартер на Кубу, а затем отказались от аналогичного и в Мексику: на мой взгляд, хотя бы на «высокие» даты они могли бы заполняться.

ЛАДА ПОПЕЛО

Директор по туризму туроператора «Карибский Клуб»

Карибы и ЮВА, конечно, в целом не конкуренты – разный турист и разные направления. Но если сравнимый по качеству услуг тур во Вьетнам будет стоить 50 тысяч рублей, а в Доминикану или на Кубу – 90 тысяч, как бы мы ни уговаривали клиента и ни привлекали его преимуществами отдыха на Карибах, в существующей ситуации не факт, что он предпочтет их. Если же говорить о конкуренции, то она имеет место только на таких направлениях, как Доминикана и Куба. Мексика из-за отсутствия прямой перевозки фактически вернулась в прошлое, когда была исключительно «индивидуальной». На доминиканском направлении, на котором стоят чартеры трех крупных «массовых» операторов, демпинг фактически уже есть.

ИРИНА МАНУИЛЬСКАЯ

Начальник отдела продаж компании «Содис»

Для нас как компании, ориентированной на индивидуальный туризм, в качестве по-настоящему интересного направления на Карибах можно называть только Мексику: Доминикана и Куба скорее подходят для среднего «группового» туриста. Для наших клиентов важен не только очень высокий уровень сервиса, но и возможность получить новые впечатления, эмоции. И Мексика с ее огромным туристическим потенциалом для этого вполне подходит. Из других карибских направлений спросом у части наших клиентов пользуется остров Сен-Барт, нередко именуемый «островом миллионеров».


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72