туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Будни и праздники Отдыха
Выставка Отдых – одна из «священных коров» российской туриндустрии с 22-летней историей. И 22-й год ею руководит ВИОЛЕТТА ТУЛИЧ, успешно воплощающая свои задумки и реализующая свои способности на ниве выставочного дела.
«Туристическая выставка» – не совсем точное выражение, хотя к нему и привыкли; английское fair, «ярмарка», звучит адекватнее, не так ли? Не хотите сделать ребрендинг своего детища, чтобы подсветить его суть?
И да, и нет. В понятии «ярмарка» я вижу что-то гоголевское, сорочинское. Выставка может напоминать ярмарку, потому что она такая же говорливая, но атмосфера при этом более деловая. Сейчас возникает формат выставки-ярмарки. Сначала экспоненты хотят работать в режиме В2В, в комфортной и спокойной обстановке. А последние день-два они хотят пообщаться с прямым клиентом.
Как определяется рентабельность вложений для участников выставок? Чем еще измеряют эффективность мероприятия сами организаторы, кроме финансовых показателей?
Когда пишут, что на выставке заключено столько-то контрактов на такую-то сумму и оценивают тем самым ее эффективность, – это лукавство. Например, есть такие уловки. Компания-организатор предлагает анкету, которая содержит вопросы наподобие следующих: кто вы по должности? на какую сумму собираетесь заключить контракты? Я, может, вовсе не имею права их заключать, но галочку поставлю. А потом эти цифры складываются в столбик. Мы, конечно, так не делаем. Один из основных показателей, безусловно, количество посетителей. Мы их получаем из трех источников: от «Экспоцентра», службы регистрации и от компании-аудитора, которая все это проверяет. Важен показатель концентрации посетителей на выставочный квадратный метр. Кстати, по этому показателю у Отдыха на один квадратный метр приходится больше людей, чем на других мероприятиях. В результате становится видна наша реальная активность. Эту арифметику может проверить любой, цифры находятся в открытом доступе. А насчет суммарной стоимости контрактов – это скорее проекция.
Как оценивают выставку сами организаторы? В столь непростое время мы приветствуем, например, консолидацию экспонентов: если пять наших традиционных команд-участниц собрались на одном стенде, это значит, что количество участников по сравнению с прошлым годом не сокращается – они аккумулируются. Отмечаем высокий градус конгрессной программы, каждое мероприятие которой собирает до 200 человек. Это говорит о том, что люди из отрасли хотят учиться, знать больше, хотят работать, общаться, обмениваться мнениями и опытом.
Одновременно с этим надо признать, что рынок сейчас в некотором ожидании. Принимаются новые законы, вносятся изменения, появляются новые условия работы и так далее. Поэтому отрасль находится в некотором напряжении, а это отражается в целом на рынке и мероприятиях отраслевых. Это, будем говорить, глобальные проблемы. Но есть и не менее важный вопрос: кто стоит на стенде. По большому счету именно от персонала зависит интерес к компании и его продукту. Есть люди, которые страну либо регион любят, они взахлеб рассказывают, ты слушаешь – и все, готов ехать. А есть те, которым все равно! Результат не заставит себя ждать – и интереса нет, и «выставка плохо прошла». Кроме того, всегда надо учитывать и геополитическую, и экономическую ситуацию. Есть страны, которые на данный момент могут быть не так востребованы, а это значит, что надо продолжать еще активнее работать и не уходить с рынка. Это действительно объективные реалии. Ну и, конечно, надо плотно работать с организаторами: использовать наши маркетинговые наработки. Ведь мы также заинтересованы в успешном участии компаний на выставке.
Как глубокий инсайдер, способны ли вы дать объективную оценку состояния туристических выставок в России? Что их ждет в ближайшем будущем? Те времена, как в 95-м году, когда все окупалось на следующий день, давно прошли. Возрастает конкуренция и на внутреннем рынке, и на выездном. В этом смысле у туристических выставок должно быть нормальное будущее. Компании пробуют новые формы продвижения, ищут себя. Но, к сожалению, от огромного числа мероприятий размывается их ценность, региональные агентства лишаются широты представления об участниках рынка, стран и регионов. В этом плане, конечно, хочется консолидации рынка и интересных предложений от крупных операторов, среднего звена и региональных игроков.
Используется ли демпинг или черный пиар в попытке привлечь экспонентов? И то, и другое имеет, как говорится, место… Наши коллеги любят делать вбросы с неверной информацией, проводить всякого рода «аналитику», тем самым вводя в заблуждение отрасль. Наша компания не пользуется такими средствами принципиально. Нам есть чем гордиться! Мы работаем для участников рынка, всегда стараемся делать хорошо свое дело и рассказывать именно об этом. В угоду своим коммерческим интересам ряд отраслевых изданий публикуют искаженную информацию.
Про демпинг. У нас есть рабочие места: три квадратных метра, хорошо оборудованная площадь – бюджетный вариант. С 1995 года поддерживаем внутренний туризм 20-процентной скидкой. Есть специальные скидки постоянным участникам, тоже объявленные. Но приходит некий экспонент и говорит: там мне дали 50%, а вы сколько дадите? Вот вам, пожалуйста!
Какие маркетинговые приемы вы используете для того, чтобы Отдых не оставался в тени онлайн-технологий? Что касается онлайн-выставок, можете меня считать консервативной, я сравниваю это с заочным обучением, при всех его плюсах. Как дополнительная форма продвижения – возможно, но не основная. Во время таких мероприятий можно сделать много дел: сходить к руководству, пообщаться с коллегами и вернуться к монитору. Сергей Лавров, когда приветствовал первокурсников, в своем выступлении сказал, что «политика и бизнес делаются только глаза в глаза. И это было, и будет не одно поколение».
Что касается наших технологий. Года три назад мы провели ребрендинг. Полностью поменяли сайт, сделали его удобным, многогранным, глубоким, а главное – информативным. Мы давно одними из первых в России внедрили систему назначения встреч на сайте выставки и постоянно модернизируем и усовершенствуем ее. Также стали пионерами по работе с сервисом знакомств делегатов наших конференций. Но в онлайн мы не внедряемся. У нас проходят уникальные «живые» конференции, каждый спикер там – лучший в своем роде, но мы никогда не выкладываем тезисы или доклады. Приезжайте и участвуйте в обсуждении! В интернете, безусловно, продвигаем выставку. Реклама, контекстная реклама – отдельно на В2В и В2С.
Что вы усилили в офлайне, какие свежие идеи реализовали? Отдых – это массовые направления. А есть компании, которые видят себя конкретно в лечебно-оздоровительном или музейном сегменте. Мы выделяем тематику, делаем экспозицию, разрабатываем дизайн стендов.
Кстати, о музеях и туроператорах. Второй год проводится круглый стол «Музей и турбизнес: путь к взаимопониманию». В прошлом году его инициировал Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Ни много ни мало. Выяснилось, что друг к другу есть вопросы. И только выставочная площадка помогла начать продуктивный диалог. Прошел год. На выставке этого года тема совместного круглого стола «Музей и турбизнес: путь к взаимопониманию» была продолжена. Встречу модерировала Ольга Ярилова, директор Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры РФ. На круглом столе было поднято много проблем. Я знаю, что после выставки в Минкультуры прошел ряд встреч с музеями и туроператорами для поиска путей совместной работы. Это ли не результат?
Как вами воспринимается и используется опыт западных туристических выставок? Регулярно ездим, смотрим, что делают наши коллеги. Многому учимся. По примеру увиденного в Лондоне создали раздел «Карьера и образование», уже третий год проводим конференцию для студентов под названием «Вы – наше будущее». Начинаем с азов – как составить резюме, выбрать для себя направление туризма, правильно прийти на работу. Приглашаем психологов, приходят гуру индустрии – например, Дмитрий Арутюнов, Эллада Пескова. Хотим, чтобы у наших студентов глаза горели.
У выставок есть еще одно свойство – отражать то, что происходит на туристическом рынке. Какие выводы о состоянии отечественного рынка можно сделать сегодня? Обозначьте три основные тенденции, характерные для российского турбизнеса, по вашей версии.
Первая – это, несомненно, приоритет внутреннего туризма. Все компании, крупные туроператоры, которые раньше и не смотрели в сторону внутреннего туризма, – все поставили российские направления. Причем развивают не только пляжный отдых. Вторая: несмотря на положительные тенденции, есть экономические проблемы в стране, и это сказывается на покупательской способности. Люди экономят на отдыхе, а это заставляет туроператоров искать новые и интересные предложения. А третья… Полагаю, что должна расти конкурентоспособность. Операторы улучшают свой продукт и расширяют линейку предложений. Хочу привести пример. В этом году на выставке компания Golden Ring презентовала свой новый каталог. Туроператор улучшил качественные характеристики турпакетов, но при этом не поднял цены. Мне кажется, будущее именно за качеством предоставляемых услуг.
Как по-вашему, услышан ли сегодня властями голос российского турбизнеса? Может быть, выставкам для выживания нужна господдержка? Выставка – это как раз и есть рабочая и дискуссионная площадка для открытого диалога первых лиц отрасли с туристическим бизнесом. У нас проходит много мероприятий Минкультуры РФ, Ростуризма, подписываются межправительственные соглашения, организуются двусторонние встречи с зарубежными партнерами, а также многосторонние встречи-обсуждения с руководителями регионов страны. В этом году маркетинговый центр Visit Russia собрал свои зарубежные офисы на выставке. Кстати, на базе нашей компании «Евроэкспо» 16 декабря в Вене будет открыто представительство Visit Russia Austria, которое станет работать на продвижение России за рубежом.
Несколько вопросов профессионально-личного плана. Что удерживает вас столь долго в выставочной сфере? Выставка – это не статичное мероприятие. Надо постоянно следить за тенденциями, изучать рынок, общаться с профессионалами. Отрасль меняется, и ты вместе с ней. Несколько лет назад появился новый тренд – гастрономический туризм! Мы этот проект заложили еще в 2012 году, но тогда его еще было не сдвинуть, поскольку рынок был в зачаточном состоянии, а двумя годами позже мы его запустили. Когда мы вводим что-то новое, то и сами учимся.
Расскажите о ваших собственных туристических пристрастиях. Самая приятная точка на земном шаре для меня – Сербия, потому что это родина моего мужа. Мы туда ездим к родственникам и просто отдохнуть. Очень люблю Англию – спасибо истории и Диккенсу. И Германию, поскольку там провела детские годы до школы.
Что из планов, касающихся путешествий, до сих пор не осуществилось? Мало ездим по России. Не хватает времени. А очень хочется. Сын принес путеводитель по Байкалу со словами, что хочет посмотреть эти места. Теперь надо думать, как найти время и исполнить мечту ребенка.
Творческие планы? Главная забота – хорошо сделать выставку. И не просто выставку, а форум, потому что сейчас сюда включается все. Мероприятие завершено – и мы думаем уже о следующем проекте. Новые мысли ложатся на бумагу, чтобы нашим участникам было интересно и комфортно.
Беседовал Геннадий Габриэлян |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|