Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Декабрь 2016
« Вернуться к журналу  

Что нужно знать о новом законе

В первый день наступающего 2017 года вступают в силу изменения в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». О том, чем они грозят туррынку, как операторы будут переформатировать свою деятельность ипочему самая неоднозначная и критикуемая поправка «от имени и по поручению» на поверку оказывается не такой новой, рассказывает учредитель юридического агентства «Персона Грата» ГЕОРГИЙ МОХОВ.

 

Основа основ

В законе появляется определение общей цены турпродукта, исходя из которой будут рассчитываться обязательные взносы для туроператоров

 

Раньше туроператоры рассчитывали размер финобеспечения не от своего реального оборота, а только от своей маржи, поскольку закон давал неоднозначную формулировку.Тем самым они сильно занижали размер фингарантий, что, как известно, приводило к дефектному обеспечению их обязательств перед туристами. Законодатели решили исправить эту ситуацию, обозначив общую цену турпродукта за предыдущий год как расчетную цену для определения размера страхового покрытия и отчислений в фонд персональной ответственности.

Из закона следует, что турпродуктом является комплекс услуг, состоящий из перевозки и размещения, поэтому общей ценой турпродукта предполагается считать стоимость всех услуг по перевозке и размещениюв составе комплексных туров за прошлый год. Это не чистый оборот, и туроператору крайне сложно вывести эти цифры, если заранее не велся отдельный учет. В масштабах деятельности большой компании – это колоссальная работа.

И перепроверить это тоже практически невозможно, поэтому в законе ничего не говорится о подтверждении суммы произведенных расчетов. По сути, туроператор будет просто декларировать некую сумму, сообщая ее размер в Ростуризм, «Турпомощь» и страховщику. Однако контрольно-надзорный орган – Роспотребнадзор, Минкультуры, ФНС или Прокуратура, в зависимости от ситуации, может проверить расчет, и в случае его недостоверности туроператор может быть привлечен к административной ответственности и исключен из реестра.

 

Сам себе «страховщик»

Создается фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма для возмещения ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации турпродукта

 

Ежегодный внос в новый фонд рассчитывается как 1% от общей цены турпродукта, заявленной за прошлый год. Для новых туроператоров и для тех, у кого не было оборота,–100 тысяч рублей. Если туроператор сразу сформирует фонд персональной ответственности в размере 7%, то он получит освобождение от финобеспечения, но не моментально, а по согласованию «Турпомощи» с Ростуризмом. В законе указано освобождение от фингарантий (ФИГи)на следующий календарный год, то есть если туроператор сформировал фонд в 2017 году, то ФИГисможет не платить только с 2018 года.Но сейчас Минкультуры вносит поправку, согласно которой освобождение будет даваться со следующего квартала, но также по разрешению Ростуризма.

Фонд персональной ответственности – это некая копилка, она «вскрывается», если для возмещения ущерба туристам не хватает средств страхования туроператора. Причем по закону следует, что определением реального ущерба будет заниматься «Турпомощь», она и определит сумму выплаты туристу исходя из представленных документов.Выплаты будут ограничиваться взносом каждого конкретного туроператора, поскольку фонд не является солидарным, а персонифицирован по каждому члену ассоциации. Через пару лет, возможно, большинство операторов прекратят страхование гражданской ответственности и полностью перейдут на формирование фонда персональной ответственности, что для них, безусловно, экономически выгоднее.

ФИГи: цена вопроса

Меняется размер финансового обеспечения ответственности туроператоров в сфере выездного туризма

 

Если раньше минимальный размер финобеспечения для туроператоров по выездному туризму составлял 30 млн рублей, то в новой редакции закона он снижен до 10 млн. Застраховаться на 10 млн рублей могут туроператоры, которые за год отправили не более 10 тысяч туристов, а общая цена их турпродукта не превысила 40 млн рублей.

Для остальных туроператоров размер финобеспечения будет рассчитываться как5% от общей цены турпродукта, но не менее 50 млн рублей. При этом в законе изначально был обозначен переходный период на 2016 год и, соответственно, размер ФИГов должен был рассчитываться как 3% от общей цены турпродукта в этом году, 5% – с 2017 года. Но из-за того, что закон принимали долго, переходный период «съелся». Согласно одной из поправок, которую готовит Минкультуры, размер финобеспечения будет определяться исходя из3% годового оборота оператора в 2017 году и 5% на 2018 год. Новые туроператоры должны иметь фингарантии в размере не менее 50 млн рублей.

Могу предположить,что значительная часть туроператоров будут стараться попасть в минимальную цифру – это те, кто сегодня работает по упрощенной системе налогообложения и имеет фингарантии в 30 млн рублей. Сделать это будет непросто, оборот в 40 млн – это незначительная сумма, для микротуроператоров. Причем размер страховой суммы от 10 млн переходит сразу на 50 млн, в законе нет промежуточного варианта.

Как фонд назовешь

Компенсационный фонд «Турпомощи» становится резервным

 

Компенсационный фонд, предназначенный для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам, был переименован в резервный для того, чтобы попасть в льготу по налогам.При этом своей правовой природы он не изменил и, как и раньше, формируется из ежегодных взносов туроператоров и является солидарным.

Взнос для туроператоров с оборотом до 40 млн рублей в год и количеством отправленных туристов до 10 тысяч человексоставит 50 тысяч рублей. Если оператор отправляет до 100 тысяч туристов в год, то взнос соответственноувеличивается до 100 тысяч рублей, и в эту категорию попадают большинство игроков на рынке.

 

По всей строгости

Введены требования к должностным лицам туроператора

 

Новая редакция закона, в частности, содержит ограничение на деятельность должностных лиц туроператоров (директоров, заместителей директоров и главных бухгалтеров), если туроператорская компания, в которой они работали, была исключена из Единого федерального реестра в течение предыдущего года. Получается, что все туроператоры, которые по той или иной причине были исключены из реестра, должны будут на следующий год менять свое руководство. Как известно, исключение из реестра может быть связано, например, с лишением лицензии страховой компании, в которой оператор получил фингарантии, либо по добровольному решению туроператора, не продлившего финансовое обеспечение. Таким образом, налицо юридическая ошибка, так как в законе должен быть прописан только «негативный» характер исключения. Указанная норма будет применяться со следующего года, соответственно, речь идет об исключении туроператора, которое может произойти в 2017 году.

Что касается требования об отсутствия судимости и административных правонарушений должностных лиц туроператора – это заявительная процедура, справок об отсутствии судимости не требуется, Ростуризм получит необходимую информацию по межведомственному обмену.

 

Доверенные лица

С нового года турагент должен будет осуществлять продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора

 

Эта тема излишне перегрета в СМИ, в реальности такой вариант взаимоотношений был возможен и ранее, в прежней редакции закона уже была формулировка: «Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора», но далее шло уточнение: «а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, – от своего имени». Теперь фразу упростили: «по поручению туроператора». Все было бы хорошо, однако далее по тексту закона следует указание на полномочия турагента действовать от имени туроператора и совершать от его имени сделки. Юридическая конструкция «действовать от имени принципала» существует много лет. Это не изобретение туристического законодательства, это просто применение существующих норм гражданского права. Да, эта поправка–обязывающая для участников рынка, она изменяет структуру договорных взаимоотношений и приводит к мыслям об ответственности, к обсуждениям вопросов деловой этики и доверия между игроками рынка. Но следует учитывать, что и сейчас туроператор отвечает за все составляющие турпродукта, принципиально уровень его ответственности в рамках нормального оказания услуг не изменяется.

Если говорить о депозитах, то очевидно, что ни один турагент не в состоянии платить депозит полусотнетуроператоров, с которыми он работает, тем более по разовым заявкам. Системно способ обеспечения депозитами всех расчетов невозможен, и ни на одном рынке не действует. Могу предположить лишь появление дисциплинирующих депозитов, гарантий, либо поручительств, которые не будут иметь отношения к текущим расчетам по конкретным заявкам. С большой долей вероятности туроператоры предложат несколько схем взаимоотношений с турагентом, с разным уровнем полномочий, включая вариант, где турагент по существу будет выступать заказчиком в интересах туриста.

Наиболее вероятно, что все преобразуется в итоге в предоставление доверенности туроператором турагенту, в которой будут прописаны полномочия агента на продвижение и реализацию турпродукта оператора. Характер юридических взаимоотношений между игроками рынка имеет множество вариантов: это может быть доверенность с ограничением по сроку действия, с ограничением полномочий, без участия в расчетах, с ограничением на момент совершения сделки, с одобрением каждой сделки – можно прописать различные виды и степень ответственности. В любом случае доверенность – это лишь «выписка» из агентского договора, отражение части полномочий в отдельном документе, кстати сказать,совершенно бессмысленном для данного вида правоотношений, самостоятельно она не выдается. Полагаю, что при очередных поправках к закону доверенность уберут как избыточный документ.

 

И тебя посчитают

Туроператоры в сфере выездного туризма должны предоставлять в «Турпомощь» сведения отурагентах 

 

В законе сказано, чтотуроператоры по выездному туризму обязаны предоставлять в «Турпомощь» сведения о турагентах, с которыми у них заключен договор. «Турпомощь», в свою очередь, должна публиковать на своем сайте сведения о турагентах в установленном ею порядке. К слову, туроператоры и раньше должны были размещать на своем сайте список агентов, с которыми они работают.

Информационный реестр «Турпомощи» создается для того, чтобы в случае банкротства туроператора можно было оперативно«поднять» информацию о его агентах и продажах. Это попытка посчитать агентский рынок, в конечном итоге в реестре, по моим оценкам, наберется 10–12 тысяч турагентств. Вполне вероятно,что реестр турагентств со временем станет обязательным, по аналогии с реестром туроператоров, но для этого следует внести в закон соответствующие изменения, не думаю, что это произойдет в ближайшее время. В любом случае никакой реестр не обеспечивает добропорядочность его участников, это просто система учета информации для определения круга субъектов рынка.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72