туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
«Зеленое» небо Европы В Западной Европе продолжаются дискуссии о размере ущерба, который наносят окружающей среде крупные авиаперевозчики. Недавно руководство RyanAir объявило, что компания планирует стать самой «зеленой» и «экологически чистой» в регионе. Министр окружающей среды Соединенного Королевства Ян Пирсон назвал это заявление «безответственным». Кто же прав? В этом пытается разобраться британская Travel Weekly. «Все зависит от того, с какой точки зрения рассматривать эту проблему», - комментируют ситуацию эксперты. Сегодня RyanAir оперирует парком сравнительно новых самолетов и продолжает обновлять свой воздушный флот. Выбросы в атмосферу углекислого газа у этих лайнеров существенно меньше, чем у их предшественников. Заметно лучше и их топливная эффективность – по данным IATA, за последние десять лет она выросла на 20%, а в течение 2005-2006 гг. – на 5%. Загрузка рейсов RyanAir и других бюджетных перевозчиков, а также туристических чартерных рейсов очень высока – зачастую она приближается к отметке в 100%. Следовательно, в расчете на одного пассажира уровень загрязнения окружающей среды здесь ниже, чем, скажем, у компаний, выполняющих дальнемагистральные рейсы на самолетах с первым и бизнес- классами. С другой стороны, RyanAir – динамично развивающийся перевозчик, равно как и его партнеры-дискаунтеры. К 2012 г. авиакомпания планирует удвоить объемы своих работ. А это значит, что в абсолютных показателях выбросы вредных веществ в атмосферу в любом случае возрастут, даже несмотря на совершенствование авиатехники. А эмиссия СО2, по мнению ученых, - главная причина глобального потепления климата на нашей планете. Чиновники не хотят с этим мириться – в самом конце 2006 г. депутаты европейского парламента одобрили введение новых, «зеленых» налогов, которые будут взиматься с авиапассажиров. Возможно, произойдет это уже будущим летом, когда люди, прилетающие в страны Старого Света или вылетающие из аэропортов ЕС, будут платить дополнительно до 40 евро в качестве компенсации за выбросы самолетами в атмосферу углекислого газа. Это коснется клиентов всех авиакомпаний, в том числе и российских. Перевозчикам для осуществления своей деятельности придется приобретать специальные разрешения на эмиссию СО2, причем количество таких «лицензий» будет ограничено. «В последние годы люди при передвижении на небольшие расстояния все чаще пользуются авиатранспортом. В 2003-2004 гг. вредные выбросы в атмосферу благодаря деятельности авиаперевозчиков в Европе увеличились на 7,5%. Новые пошлины призваны сделать короткие перелеты менее привлекательными для пассажиров, заставить их передвигаться на экологически более чистом транспорте, в первую очередь железнодорожном. А инсентив-туристы могут отдыхать, не выезжая за границу», - считают европейские парламентарии. Совершенно очевидно, что в первую очередь это высказывание – камень в огород бюджетных авиакомпаний. Руководство RyanAir призвало своих коллег бойкотировать решение чиновников, а директор перевозчика Майкл О’Лири назвал происходящее «истерией» и заявил, что «людей просто обманывают». Приведем несколько цифр. Сегодня на долю авиатранспорта приходится около 2% эмиссии углекислого газа в мире. В ЕС этот показатель составляет 3,4%. Если представить себе такую ситуацию, что все британские авиакомпании вдруг перестанут выполнять полеты, объемы выброса Aa в атмосферу уменьшатся всего на 0,1%. В планетарных масштабах - это почти ничто. А вот для Туманного Альбиона это означает сокращение эмиссии парниковых газов на 5,5%. И это уже серьезная цифра. Ведь международный Киотский протокол 1997 г. обязывает всех членов ЕС к 2012 г. уменьшить уровень выброса углекислого газа на 8% по сравнению с 1990 г. Британское правительство идет в своих планах еще дальше – уменьшить эмиссию СО2 на 60% к 2050 г. Экологи требуют довести этот показатель до уровня 90%, хотя, наверное, все понимают, что сделать это практически невозможно. Согласно прогнозам, число авиапассажиров в Соединенном Королевстве в 2030 г. составит примерно 476 млн человек. Это означает, что объем выброса углекислого газа в атмосферу самолетами по сравнению с уровнем 1990 г. вырастет в 4,5 раза. «Выполнение всего лишь одного авиарейса в оба конца между Лондоном и Таиландом приводит к эмиссии такого количество СО2, которое не дает новый автомобиль в течение целого года эксплуатации», - отмечают чиновники ЕС. Представители авиабизнеса резонно возражают: в Европе 39% всех выбросов углекислого газа в атмосферу – результат работы электростанций, 22% - двигателей внутреннего сгорания автомобилей. «Переход на альтернативные источники электроэнергии и введение ограничений в использовании автомашин внесут существенно больший вклад в дело охраны окружающей среды, чем борьба с авиакомпаниями», - считают они. Судя по всему, экологам, чиновникам и представителям авиабизнеса предстоит еще много потрудиться, чтобы придти к компромиссу. «Новые технологии – вот решение проблемы», - считает премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Действительно, совершенствование авиатехники может внести весомый вклад в «озеленение» европейского неба. Но пока рост объемов авиаперевозок явно опережает темпы развития научно-технического прогресса. Достаточно сказать, что, несмотря на появление новых лайнеров и авиадвигателей, объем выбросов в атмосферу СО2 самолетами в Великобритании за период с 1990 по 2004 гг. увеличился на 79%. Разработчики авиатехники уверены, что к 2020 г. новые технологии позволят уменьшить уровень эмиссии углекислого газа на 50%. Европейский комитет по контролю за состоянием окружающей среды в этом не уверен, его представители говорят, что столь оптимистичные оценки делать преждевременно, ведь речь идет о технологиях, которых пока нет. Использование альтернативного топлива для двигателей самолетов пока невозможно – в верхней тропосфере, где преимущественно выполняются полеты воздушных судов, никакой замены авиакеросину пока не придумали. В настоящее время компания Virgin Group и североамериканское космическое агентство NASA работают над созданием пассажирского самолета, который мог бы работать на существенно больших высотах. Но ученые снова бьют тревогу – выбросы СО2 в стратосферу в пять раз опасней, чем эмиссия углекислого газа на земле. Цитата «Авиакомпании не могут больше игнорировать вредное воздействие их самолетов на окружающую среду. Сокращение времени руления лайнеров в аэропортах, изменение схем захода на посадку, оптимизация системы контроля за воздушным движением – одно это уже поможет существенно сократить объем выброса углекислого газа в атмосферу», - считает руководитель компании Virgin Atlantic Ричард Брансон Рубрику ведет Ян ХВИЛЕР |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|