Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2007
« Вернуться к журналу  

Против течения

"Мы должны откликнуться первыми, - наставляет своих подчиненных генеральный директор туристической компании "ГЕОНТ ТУРС" Юрий Одиноков, - даже если это заявка всего лишь на бронирование номера на две-три ночи в самой дешевой гостинице провинциального американского городка и заниматься ею нет никакого коммерческого резона. Но если вы быстро и качественно обслужите клиента, то будьте уверены: вскоре придет масштабная заявка уже от его коллег или друзей, приятно удивленных вашей оперативностью, добросовестностью и профессионализмом". Возможно, именно этот принцип работы вывел учрежденную им 14 лет назад компанию в число процветающих. Юрий Юрьевич сам именно так охарактеризовал ее нынешнее состояние. Вот и почивать бы ему, хозяину, на лаврах, руководить коллективом дистанционно с какого-нибудь океанического островка, но нет - работой в офисе загружен каждодневно.

Вы трудоголик с рождения?
Я всегда работал много и с интересом, но "пахать" так, как сейчас, начал, когда ушел в свой бизнес. "Свое дело", конечно же, не оправдывает моей перегруженности текущими делами. Пришел к выводу - я плохой директор, не умею должным образом организовать работу. В оправдание называю себя "играющим тренером". Я и хозяин, и генеральный директор, и менеджер одновременно. Пашу на износ, но хорошо себя при этом чувствую. И фирма, как уже сказал, процветает. Так что, пусть все остается как есть.
Домашние разделяют ваш настрой?
Жена Маргарита работает в нашей компании генеральным менеджером. Так вот, если я тяну воз, как лошадь, то она взваливает на себя дел еще больше. Я сравниваю ее с осликом, который, как известно, тяжести не чувствует, но, когда груз очень большой, у него подкашиваются ноги и он может просто упасть. Но мы умеем вовремя остановиться. И отдыхать умеем. Путешествия - наша общая радость, и мы себе в ней не отказываем.
Ваш рабочий день, хотя и заканчивается поздним вечером, но начинается, как я заметил, ровно в полдень. Отсыпаетесь?
Есть такая возможность, но раньше являться в офис мне нет смысла. В странах, с которыми мы связаны турбизнесом, - США и Канада – рабочий день начинается, по сравнению с нашим, на 8-14 часов позже, то есть в пять дня по московскому времени, и заканчивается, соответственно, за полночь. В это время я и могу вести с ними телефонные переговоры, решать возникающие проблемы.
Чем все же вы заняты до 12?
Сплю до восьми, потом немного спорт, немного йога - иначе в нашем деле не выжить.
Живете в зеленом районе и есть условия для бега по утрам?
Живу в Царицыне, около парка. Чудесный вид из окон. Но если бегаю, то на тренажере. Да и в парке бываю редко: теперь там, конечно, красиво, но слишком уж многолюдно. Но, как говорится, греет сама возможность.
Вы горожанин по натуре?
Наверное. Я родился в Свердловске, но большую часть детства прожил на Украине, в городе Краматорске. Родители там преподавали в вузе. А потом уехал учиться в Московский университет. Окончил географический факультет.
И в Москве остались?
Нет. До того как стать москвичом, я много где пожил. После окончания МГУ пошел в армию. Два года отслужил офицером в войсках ВВС в Азербайджане. Это было самое начало 80-х, спокойное еще время. Удалось даже попутешествовать автостопом по соседним республикам - Армении и Грузии.
После демобилизации отправился на Дальний Восток, в город Находка. Я ведь по образованию специалист по изучению морского и океанического дна, а там в те годы открылась южно-тихоокеанская геолого-разведочная экспедиция по очень интересной теме: разведка железо-марганцевых конкреций на дне Тихого океана. Два года я с большим увлечением работал морским геологом.
В 1984 году я должен был отправиться в длительную морскую экспедицию. Был уже зачислен в состав, когда неожиданно возникли проблемы. Первый отдел воспрепятствовал выезду из-за давнего, еще со студенческих лет, знакомства с иностранцами. Вот тогда я легко расстался с Находкой, уехал в Москву и подал документы на соискание должности в Академию наук, после чего был зачислен научным сотрудником в Институт физики Земли в Москве. Началась новая, тоже очень интересная полоса жизни длиной почти в десять лет. Перестройка сняла с меня все запреты, и я неоднократно бывал в экспедициях. Но вот прописаться в Москве долго не получалось. Жили мы в Подмосковье - сначала в деревне, затем в Балашихе, в Люберцах. И только в конце 90-х переехали в Москву. К тому времени мы с женой уже занимались бизнесом.
Как же произошел разворот - от науки к предпринимательству?
В начале 90-х стало очевидно, что идет полный развал в науке. Я занимался фундаментальными исследованиями тектоники дна Мирового океана, которые прикладного значения иметь не могли, и надеяться в общем-то было не на что. Но подвернулся счастливый случай.
Я познакомился с сотрудником Департамента геологии и геофизики Вьетнама, который искал в Москве советских специалистов в области геофизической разведки и поиска рудных месторождений для исследований на шельфе Южно-Китайского моря. С единомышленниками быстро организовали группу из пяти человек, включая мою жену-геохимика, и провели необходимые исследования. А уже на следующий сезон возникло малое предприятие - Центр морских исследований "ГЕОНТ" (география-наука-техника).
Вьетнамцы были небогаты, но работу нашу оплачивали хорошо, не в пример Академии наук. Стало понятно, как надо жить дальше. К тому же мы с супругой быстро вкусили удовольствие от возможности свободы выбора, самостоятельной работы и дальних путешествий. Потом были другие контракты, работа на сибирских реках, работа с нефтяниками. Но это были производственные задачи, менее интересные, хотя и денежные. Однако жизнь от контракта до контракта ненадежна, да и поднадоела. Тогда-то на семейном совете мы и решили: турбизнес может быть для нас интересен.
А почему ваш выбор пал на Америку?
Чтобы подучиться, решили с женой поработать в туризме и случайно оказались агентами по пропаганде американского туристического продукта. Прямо на улице "впаривали" прохожим американские круизы Royal Caribbean. Месяца хватило, чтобы понять, что не с той стороны подходим к делу. Затем ушло полгода, чтобы уяснить, как надо делать бизнес в туризме по-настоящему. Но первоначальная привязка к Америке сыграла свою роль.
Мы за время "практики" узнали, как делать американские визы, а это тогда не всем удавалось. И потихоньку начали отправлять туристов в Штаты. Впрочем, был еще один сопутствующий фактор: мой личный интерес к Америке. В студенческие годы я познакомился с группой американских студентов, проходивших у нас стажировку. От них впервые услышал много неофициального и любопытного об этой стране. С одним из студентов особенно подружился и дружим, теперь уже семьями, по сей день. Я очень пристрастно отношусь к такого рода совпадениям. Считаю, что это не просто так. Это знак, что идти следует именно в этом направлении.
И дело сразу пошло?
Совсем не сразу. Мы вложили в новый проект деньги, заработанные во Вьетнаме. Сняли офис на 16-й Парковой, поближе к Балашихе, где тогда жили, приобрели технику, наняли первого сотрудника. Но полгода "горели" ярким пламенем: затраты не окупались. Помог университетский друг: он сдал нам помещение в центре Москвы, на улице Стопани. И с этого момента к нам повернулась удача. Компания стала раскручиваться и через год уже приносила устойчивую прибыль.
А когда и почему вы обратились к Канаде?
В 1996-м мне пришла мысль, что сидеть на одном направлении все же опасно, мало ли что. Стали прорабатывать Мексику и Канаду, но в Мексике нас подвел партнер, мы понесли некоторые убытки и отказались от этой страны, а Канада "пошла", и довольно успешно.
В то время на Канаду никто из российских туроператоров вообще не работал, и мы были своего рода пионерами этого туристического направления. Она, как и Америка, очень выигрышна для нашего бизнеса: вполне безопасна для путешественников и с великолепно развитой туристической инфраструктурой. Шаг был правильный и своевременный.
Мы это полностью осознали в 2001 году, когда в Нью-Йорке террористы взорвали башни. После этого у нас в течение полугода не было ни одного желающего поехать в США. Но мы не остались в убытке, потому что у нас была Канада. Сегодня мы являемся успешной туроператорской компанией по двум направлениям, больше нам не надо. Все наши менеджеры - специалисты по Северной Америке. В США и Канаде работают более двух десятков наших представителей, кстати, это втрое больше, чем сотрудников в московском офисе.
Можно сказать, что вы с женой сделали правильный выбор и ваши ожидания в турбизнесе оправдались?
Возможно. Занятие этим бизнесом совпадает с нашим внутренним интересом. У нас с женой прекрасный деловой тандем. Она буквально фонтанирует идеями, а я, отсеивая в принципе нереализуемые, стараюсь воплощать оставшиеся.
По-моему, всякое дело, которым долго занимаешься, начинает надоедать. Вы такого не испытываете?
Бывает, что наскучивает, Маргарите даже больше, чем мне. Но когда много лет занимаешься практическим делом и добиваешься каких-то результатов, то выйти из него становится слишком сложно. Это напоминает бешено разогнавшийся автомобиль, на котором вы едете и думаете, что еще управляете им. Но на самом деле он давно уже управляет вами. Так и в турбизнесе.
Дело не из легких, но в целом увлекательное. К тому же оно дает возможность путешествовать и познавать мир, что является нашей с женой страстью. Мы объездили на машине вдоль и поперек и Штаты, и Канаду. От многих мест просто в восторге. Мне доставляет удовольствие лично прорабатывать маршруты индивидуальных туров, и, конечно, приятно потом слышать от клиентов слова благодарности за прекрасно проведенный отпуск.
По науке не скучаете?
Интерес к прежним исследованиям остался, но теперь это скорее хобби. Скучать некогда.
Как проводите выходные, свободные вечера, ведь они, наверное, все же у вас бывают?
Не люблю профессиональные тусовки. Не вижу в них для себя никакого смысла. Но ценю общение с единомышленниками. Есть узкий круг людей, с которыми мне приятно проводить время. Прежде всего с теми, с кем учился, с кем пришлось бок о бок поработать.
Что из жизненных ценностей вы ставите на первое место?
Наверное, семью. Жена, дочь, родители - это главное. На втором месте возможность свободы выбора. Для меня это очень важно. И, наконец, состояние душевного равновесия. Я довольно глубоко интересуюсь мировыми религиями, особенно восточными, а в них культ гармонии души и тела.
И вам удается совмещать это стремление с суетной деловой жизнью?
Противоположное ищет себя в противоположном. Наш образ жизни помогает нам удерживать тот уровень, который нас устраивает, удовлетворять многие свои желания. Пока здоровья хватает, я не собираюсь что-либо кардинально менять.  Выходит, что и мечтать уже не о чем?
Мечтаем, чтобы дочь быстрее получила образование. Ей 22 года, она художник-дизайнер.
Что вас может вывести из себя?
Я стараюсь ни при каких условиях не терять самообладания. Есть, конечно, вещи, которые меня раздражают. Особенно глупость и жадность. Они часто сопутствуют друг другу. Слава Богу, сталкиваюсь с обладателями этих качеств не часто.
Ваш офис находится в самом центре Москвы, на Арбате. В одном доме с "Геликон-оперой".
Заходите оперу послушать?
Прежде тут размещался драматический театр Калягина, там мы часто бывали, а в этот пока не выбрались. Но планируем. Вообще в театр ходим, хотя каждый раз боишься попасть на какую-нибудь пошлость.
Что из мыслей мудрецов чаще всего приходит вам на память?
В ранние годы прочел у Конфуция: "Жизнь подобна бурной реке, по которой ты плывешь против течения. Стоит бросить грести – и тебя немедленно отбросит назад". Помню это, поэтому и не позволяю себе остановливаться. Родители ворчат: "Что ты пашешь и пашешь? Всех денег не заработаешь". Но не в деньгах дело, а в достигнутой позиции. В своей туристической нише мы чувствуем себя первыми. У нас очень много постоянных клиентов, которые знают, что лучше компании "ГЕОНТ ТУРС" никто Америку и Канаду не знает, никто тур им лучше не организует. Мы отправляем в эти страны ежегодно тысячи туристов. Их удовольствие - это наше удовольствие. Но для этого гребцы должны грести.

Беседовал Олег ОРЕХОВ

Визитная карточка
Ф. И. О.: Одиноков Юрий Юрьевич
Год и место рождения: 1957, Свердловск
Должность: Генеральный директор компании "ГЕОНТ ТУРС"
Семейное положение: женат, имеет дочь
Место жительства: Москва
Последний купленный CD: How deep is Rabbit's hole? Это квантовая физика (современные открытия и модели)
На какой машине ездит: «Пежо 307»
Любимое место отдыха: Флорида
Любимый фильм: "Собачье сердце"
Любимая книга: сейчас, возможно, "Запретная археология" Кремо и Томпсон, но это меняется
Хобби: раннее христианство, египтология, культура Древнего Востока, путешествия

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72