туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Восхождение на вершину
Бренд «Асент Трэвел» хорошо известен специалистам отечественного туристического рынка. В том числе как первооткрыватель австрийского и хорватского направлений выездного туризма, инициатор интересных маркетинговых акций, сторонник и пропагандист активных видов туризма. Оператор начал свою деятельность на заре российского турбизнеса, прошел все этапы его становления. О богатой биографии компании и планах на будущее корреспондент «ТБ» беседует с генеральным директором Борисом БУРЫКИНЫМ.
Борис, выбор туристического бизнеса – это обдуманное решение или счастливая случайность?
После защиты кандидатской диссертации в 1985 году и работы в течение нескольких лет в НИИЯФ МГУ мне стало ясно, что дальнейший рост в науке, теоретической физике, мне не очень интересен. Меня увлекала более активная деятельность. К тому же финансирование науки в то время практически свелось на нет, а надо было содержать семью, двух сыновей. Внутренне я уже был готов к вступлению на тропу частного предпринимательства, а тут еще и обстоятельства помогли. Как член команды альпинистов МГУ я участвовал не только в соревнованиях, но и в организации приема дружественных альпклубов из других стран. Так, в 1991 году мы принимали на Кавказе большую группу из Альпийского клуба Инсбрукского университета. Летом следующего года поехали с ответным визитом в Австрию. В один из дождливых дней в Инсбруке, когда выезд в горы пришлось отменить, мы прогуливались по Старому городу. Увидев табличку с буквой «I» (информационное бюро), решили зайти и поговорить о возможностях более широкого туристического обмена между Тиролем и Россией. Там нас встретил директор туристического офиса Инсбрука Фридрих Крафт, который неожиданно горячо поддержал идею отправки российских горнолыжников в этот «дважды олимпийский» город. Именно его моральная и материальная поддержка дали начало «Асент Трэвел». Каковы были ваш первоначальный капитал и первый опыт в предпринимательстве? В начале 1990-х годов желание делать свое дело и большой энтузиазм уже были хорошим первоначальным капиталом. Старые друзья, у которых занимался фармацевтическим бизнесом, дали приют в особнячке на Софийской набережной нашей новой фирме - комнату, телефон и пару компьютеров. Мы провели первую рекламную кампанию на средства туристического офиса Инсбрука и отправили первые группы горнолыжников в столицу Тироля. Вообще же первые шаги в бизнесе организаторы «Асента» делали по-разному. Я, например, после аспирантуры и защиты диссертации в Институте биофизики работал в НИИЯФ МГУ научным сотрудником, затем - менеджером в фирме «Медбиомаркетинг». Как и многие альпинисты в то время, красил и шпаклевал высотные дома. Первая частная предпринимательская деятельность заключалась в том, что я два года организовывал мойку стен выставочных павильонов на Красной Пресне. Конечно, с использованием альпинистского снаряжения. Мой нынешний заместитель по юридическим вопросам Андрей Заболотных в студенческие годы работал в стройотрядах, строил дома из бруса в Коми-Пермяцком национальном округе, освоил специальности моториста бетономешалки, моториста бензопилы «Дружба», плотника, столяра, печника, кровельщика, штукатура, водил трелёвочный трактор Т-75, работал помощником кузнеца в ручной деревенской кузне. После института Андрей поступил в аспирантуру Института спектроскопии Академии наук в Троицке Московской области, потом двигал науку в НИИ ядерной физики в МГУ. В перестроечное время подрабатывал с альпинистами МГУ на высотных работах, потрудился даже каскадером на «Беларусьфильме». Получается, что многие ваши коллеги пришли в туризм «из науки»? Первоначально весь коллектив «Асента» состоял из научных сотрудников МГУ, физиков, химиков, географов и одновременно альпинистов-горнолыжников. И сегодня у нас в штате три кандидата наук. Надо отметить, что в начале 1990-х годов «Асент» был уникальной турфирмой: мы работали зимой, а летом отдыхали в горах в свое удовольствие, тогда как все остальные зарабатывали деньги летом, а зимой их «проедали». Знание горнолыжной специфики несколько лет позволяло нам быть вне конкуренции. В 1992-1994 годах конкурентов-собратьев на ниве горнолыжного туризма было всего два - «Альпиндустрия» и «Эрцог», но они отправляли туристов преимущественно в Шамони, а мы – в Инсбрук и его окрестности. Рекламные битвы разворачивались на телеграфных столбах у горнолыжного рынка, который регулярно разгоняла милиция.
Основным у всех в то время была любовь к путешествиям, к горам, горным лыжам, а потом и к дайвингу, виндсерфингу и т. д. И сейчас география нашей деятельности постоянно расширяется вместе с расширением сферы интересов руководителей и сотрудников компании. Но изюминка всегда остается – мы пропагандируем активный отдых, не забываем про познавательные экскурсионные программы, любительские турниры по теннису и пляжному волейболу на любимых курортах.
Про наши «Скифесты» знает практически любой горнолыжник. Уже много лет мы организуем их в самых крупных городах России, а в мае 2007 года впервые (и с большим успехом) провели его в Австрии - в Майрхофене собрались более 250 любителей горных лыж, которые также попробовали освоить рафтинг, параплан и горный велосипед. Теперь мы планируем ежегодно проводить «Скифесты» на самых знаменитых горнолыжных курортах мира. Как складывался бизнес в первые годы работы компании? Первые группы туристов «Асента» катались на лыжах в горах Тироля, затем были освоены Итальянские, Французские и Швейцарские Альпы. Летом 1995 года стартовал чартер в итальянский Тревизо, мы были главным консолидатором этого рейса, который, к сожалению, просуществовал только год. В дальнейшем в течение нескольких лет «Асент» отправлял туристов в этот регион на регулярных рейсах «Аэрофлота» в Венецию. Три года назад программа была восстановлена.
В 1996 году «Асент» стал «чистым» туроператором. В компанию пришел ее нынешней вице-директор Евгений Судьбин. Пришел из небольшой турфирмы «Омета», которая занималась туроператорской и турагентской деятельностью, в том числе предлагала горнолыжные программы. С подачи Евгения «Асент» переехал с Садового кольца в нынешний основной офис в районе МГУ. На старом месте для работы с индивидуальными клиентами мы оставили «частичку себя» – турагентство «Триумфальное».
И в заключение несколько слов о планах компании.Какое-то время мы находились в поисках летнего направления, которое могло бы принести «моральный» и материальный успех фирме. В конце концов выбор был сделан в пользу Хорватии, которая в то время только начинала восстанавливаться после гражданской войны. Евгений Судьбин первым посетил хорватские берега и моментально оценил туристский потенциал этой страны. Мы сразу решили поставить свой самолет в Пулу. Позже успешно освоили испанское (зимой - андоррское) и французское направления, занялись Таиландом, Словенией и Черногорией. Сравнительно недавно вышли на рыки Китая и Греции. Сегодня мы еженедельно отправляем в Поднебесную по несколько десятков человек в месяц, а Крит и континентальная Греция стали хитом продаж летнего сезона 2007 года. Мы всегда старались реинвестировать прибыль в развитие бизнеса, никогда не влезали в долги, банковские кредиты возвращали вовремя. Конечно, есть у нас и свои секреты развития бизнеса. Когда-нибудь мы их раскроем. Возникали в вашей работе серьезные критические ситуации? Конечно. Тяжелым испытанием для нас стал дефолт 1998 года, когда «Асент» потерял вместе с обанкротившимся Мосбизнесбанком большую сумму денег. Первый и единственный раз за все время существования фирмы были снижены зарплаты всем сотрудникам, но никто не ушел. При бронировании горнолыжных туров на следующий сезон от многих постоянных клиентов можно было услышать: «Мы все время ездили в четырех-пятизвездные отели, но слышали, что и в австрийских пансионах отличное качество обслуживания. Попробуем отдохнуть более экономично». И как ни удивительно, но число наших туристов в сезоне 1998-1999 увеличилось! Зная психологию горнолыжников и альпинистов, могу сказать, что эти люди не могут жить без гор, поедут туда даже на последние деньги. Наши постоянные клиенты – это золотой фонд «Асент Трэвела». Вместе с ними кризисные ситуации нам не страшны. Впервые мы поняли это тогда, в августе 1998 года. В чем, на ваш взгляд, секрет динамичного развития компании? «Асент» практически с самого начала работал «в плюс», поскольку на первых порах мы решили минимизировать расходы - зарплату себе не платили, все заработанное вкладывали в бизнес. Да и у каждого был побочный заработок. Федор Чернышев торговал на бирже ваучерами, Андрей Заболотных возил англичан по пустыням и среднеазиатским городам от компании «Спарт-Спутник», я имел доход в фармацевтическом бизнесе. В 1996 году Евгений Судьбин выдвинул смелую по тем временам идею: «Асент» не будет больше работать с частными клиентами, а начнет развивать агентскую сеть. В результате количество наших партнеров в РФ и СНГ стало быстро увеличиваться. Сейчас с нами работают свыше четырех тысяч агентств, ежегодные объемы отправки туристов – около 100 тыс. человек. Фирма имеет свои отделения в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске. Запланировано открытие филиалов в других городах. У нас собственные принимающие компании в Австрии, Хорватии и Черногории, много представителей работает в Италии, Франции, Испании, Андорре и Швейцарии. Мы используем в своей повседневной деятельности самые современные технологии, колл-центр связывает воедино все наши базовые агентства по продажам.
Потенциал российского туристического рынка очень велик, надо только умело его использовать. Наш основной зимний продукт – горнолыжные туры. Мы планируем активно развивать это направление, улучшая сервис и расширяя предложения в уже освоенных альпийских регионах Австрии, Италии, Франции, Швейцарии. Постараемся максимально использовать горнолыжный потенциал Андорры и Словении. А на очереди уже другие страны и континенты.
Беседовал Сергей ДЕМЕНТЬЕВ
Мы не забываем, что наш турист не только самый спортивный, но и самый любознательный. К зимнему сезону подготовили каталог по лучшим пляжам Канарских островов, Таиланда и Китая. Готовятся к выходу большой каталог экскурсионных программ и городских отелей по всему миру, специализированный каталог по спа-курортам. Будем развивать наши интернет-проекты www.ascent–travel.ru, www.ascent-club.ru и www.ski-fest.ru и совершенствовать технологии продаж. Рецепт успеха в бизнесе от Бориса БУРЫКИНА: Мы всегда старались реинвестировать прибыль в развитие бизнеса, никогда не влезали в долги, банковские кредиты возвращали вовремя. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|