Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2007
« Вернуться к журналу  

 
Стратегический регион

О южном Приморье большинство россиян имеет весьма смутное представление. Между тем специалисты туризма уверены – регион уникален и его необходимо активно «раскручивать» на отечественном рынке.

Восточная крепость
Владивосток – «ключ» к Приморскому краю. Отсюда удобно совершать увлекательные поездки, предлагаемые местными турфирмами – экскурсионные, экологические, экстремальные, морские. Да и сам город чрезвычайно интересен, несмотря на его короткую историю.
Впервые об этих землях в Европе узнали после того, как в 1851 году в местные воды занесло французский китобоец. В 1860 году граф Муравьев-Амурский, исследовавший берега залива, понял, что место чрезвычайно удобно для строительства морской гавани, и поспешил объявить об основании берегового поста, дав ему символическое имя «владей востоком».
В 1880 году Владивосток получает статус города, становится главной базой Сибирской военной флотилии. Открывается постоянная пароходная линия Одесса - Владивосток, принимается решение о том, что город станет конечным пунктом Транссибирской железной дороги.
Конец XIX века – время бурного роста и развития города, особенно после посещения его цесаревичем Николаем, будущим российским императором в 1891 году. В городе закладывается первый сухой док, начинается строительство восточного участка Транссиба, открывается новый коммерческий порт.
После падения «конкурентов» - Порт-Артура и Дальнего, Владивосток остается единственным портом России на Дальнем Востоке, связанным с центром железной дорогой, и становится главной военно-морской базой России в регионе.
В 1910-1916 годах крепость усиливается: возводятся десятки береговых батарей и фортов на острове Русском для обороны со стороны моря и новая линия укреплений на полуострове Муравьева-Амурского для отражения нападений с суши. Построенная система укреплений, в которой воплотился принцип «распыленной фортификации», и поныне считается лучшей среди фортификационных сооружений мира. Десятки километров подземных коммуникаций, непомерная толщина стен, телефонная связь между фортами и огневыми позициями, автономное энергоснабжение и качество постройки (царский бетон, привезенный сюда из Новороссийска, с годами становится только крепче) потребовали беспрецедентных капиталовложений: по самым скромным подсчетам - десятки миллиардов долларов в современном эквиваленте. Результат этих титанических усилий налицо - никто никогда даже и не пытался взять этот «крепкий орешек».
Сегодня гостям города предлагаются экскурсии, по «городу-крепости» с посещением форта №7 на материке. В нем действует экскурсионный комплекс, созданный бизнесменом-энтузиастом Сергеем Поповым. Циклопические сооружения форта поражают воображение, особенно если вспомнить, что они составляют лишь 1/80 часть крепостных построек города.
Интересны экскурсии на остров Русский. Отсюда после прихода большевиков в октябре 1922 года уходил последний транспорт с эмигрантами. В память об этом установлен крест, на котором начертано: «Всем, кто любил Россию и покинул ее».
Владивосток, рассыпанный по крутым склонам многочисленных сопок, очень красив. Центральные улицы, ниспадающие к бухте Золотой Рог и ориентированные на нее, традиционно никогда не были замкнуты большими постройками – море, корабли, портовые краны непременно проглядываются в их перспективе. Главная улица города Светланская застроена зданиями всех архитектурных стилей – от неоклассицизма конца XIX века до модерна. Океан, морские суда и военные корабли с их гудками и скрежетом якорных цепей непременно присутствуют в будничной городской жизни. Вечерами бухты, острова и сопки расцвечены тысячами огней, так что ночные экскурсии по городу и заливу очень популярны у путешественников.
Добавим также, что во Владивостоке есть замечательный драматический театр, Краевой театр молодежи и театр кукол, 48 музеев, Приморская филармония, картинные галереи, цирк, ботанический сад, строится гигантский океанариум. Большой интерес у туристов вызывает мемориал Морского кладбища. Гордость города – недавно отреставрированный железнодорожный вокзал, место, где заканчивается Транссиб. Железнодорожные туры по Транссибу (Владивосток - Иркутск с посещением Байкала) востребованы в течение всего года, особенно у зарубежных туристов.

Удачная находка
Город-порт Находка находится в 170 км восточнее Владивостока, на берегах, именовавшихся заливом Америка в честь корвета, бросившего здесь якорь под командованием графа Муравьева-Амурского. По приказу Его Сиятельства бухте было дано имя Находка. Поселение возникло в 1907 году, когда на берегу речки Каменка крестьяне-переселенцы из Черниговской губернии основали деревню Американка.
В городе, вытянувшемся на десяток километров вдоль берега бухты, четыре незамерзающих порта: торговый, рыбный, нефтеналивной и самый современный в России - Восточный порт, с крупнейшими угольным и контейнерным терминалами. Строится лесного порта. В 1990 году Находка в числе первых городов России получила статус свободной экономической зоны.
Своеобразная визитная карточка города - сопки Брат и Сестра. Впервые о них упоминается в сочинениях В. К. Арсеньева. Это уникальный природный комплекс, имеющий древнюю историю. Подтверждение тому – многочисленные археологические находки, древняя дорога и средневековое городище близ сопки Брат. Правда, в 1939 году ее превратили в карьер. В результате, сопка лишилась своей вершины. Пострадал не только ее вид - были уничтожены древние памятники, ухудшился климат Партизанской долины.
Будущее сопок Брат и Сестра связывают с включением их в природоохранную зону. Брату городские власти планируют вернуть первозданную форму, возведя огромный туристический комплекс под конусовидной стеклянной крышей. В городе и окрестностях множество мест отдыха, только «официальных» пляжей насчитывается более двадцати.

«Покрылись мхом болты, штыки и сверла…»
Эта известная песня не выходит из головы во время пребывания в Находке. Уже становящиеся экзотикой в Центральной России следы советской эпохи видны здесь повсеместно. Недаром половина истории города приходится на этот непростой период. После посещения Находки А. А. Ждановым в 1939 году было принято решение о строительстве в бухте большого порта. Строительство проводило подразделение НКВД Дальстрой, образованное в ноябре 1931 года. В системе Дальстроя работали заключенные.
В 1930-е годы Находка была пересылкой, на старых пароходах-галошах «Джурма», «Невострой», «Днепрострой» людей отправляли на Колыму, Магадан, Совгавань, Сахалин. А дальше, как пишет А. И. Солженицын, «…их повезут грузовиками на сотни километров, и еще потом будут пешком гнать десятки. И там они откроют новые лагпункты и в первую же минуту прибытия пойдут на работу, есть будут рыбу и муку, заедая снегом… А жить? – Что жить? Ах жить! Жить – в палатках».
Создание соответствующего музея-мемориала напрашивается само собой. Ведь есть же в Сайгоне Музей военных реступлений («ТБ», №10, 2006 г.), и это - самое известное место города, его посещают все туристы.

Заповедными тропами
Экологический туризм - один из наиболее перспективных и востребованных в Приморье. Реализация огромного туристического потенциала края только началась. Сочетание яркого солнца субтропических широт с прохладными муссонами, теплых и холодных морских течений привело к удивительному разнообразию видов флоры и фауны. Нигде в мире так парадоксально не соседствуют представители северной и южной природы – тигр с соболем и северным оленем, сурово-таежные пихты и ели с древовидными лианами и лотосовыми озерами. А бархатное дерево с пробковой корой вообще больше нигде на севере Евразии не встречается.
На территории края - шесть заповедников. Каждый из них, помимо основной задачи по сохранению генофонда, имеет возможности для просветительской деятельности и развития экологического туризма. Так, Лазовский государственный природный заповедник им. Л. Г. Капланова, совместно с шестью местными туроператорами проводит экскурсии на живописный и загадочный остров Петрова.
Здесь путешественники проходят через единственную в мире реликтовую тисовую рощу (деревьям по 900 и более лет). Остров известен также как мощная крепость государства Бохай (VII-X веков н. э.) и сменившей его Золотой империи чжурчжэней, предков современных удэгейцев, нанайцев и орочей. Империя просуществовала до XIII века и была сметена монгольским нашествием. Обо всем этом говорят многочисленные остатки доисторических построек – крепостных стен, колодцев, наблюдательных пунктов.
Остров, несомненно, имел важное культовое значение, на его вершине сохранился огромный «котел» - капище, где совершались обряды и жертвоприношения.
Остров Петрова таит множество тайн и загадок, одна из них – пять «камней-лодок» одинаковой формы и размера, расположенных на одной прямой и абсолютно равных расстояниях друг от друга. По мнению директора заповедника Александра Лаптева, существует экологический предел посещаемости острова – 2 тыс. человек в сезон. Это, конечно, немного (для сравнения – 80 тыс. человек в хорватском Национальном парке Крк), но заповедник предлагает и другие интересные экскурсии – «Кордон «Америка», «Вкус жизни - соль», «Дыхание тигра» и др.
Очень популярен маршрут к живописным Еламовским водопадам, проходящий по настоящей приморской… нет, не тайге – дремучему лесу. Бытующие термины «уссурийская и маньчжурская тайга» - неправомочны, ведь тайга – это хвойный лес.
Совсем рядом с Владивостоком, в акватории бухты Петра Великого расположен морской биосферный заповедник, единственный в своем роде. В него входят острова Верховского, архипелаг Римского-Корсакова - всего 11 островов, в том числе и самый южный в России остров Фуругельма. Наиболее доступен для посещения остров Попова (1,5 часа на катере от города). Экспозиция его музея «Природа моря и ее охрана» создана на принципе интерактивности. Посетители могут трогать морских обитателей в аквариумах и даже доставать их оттуда.
В ботаническом саду полуострова Ликандер гостям расскажут о растениях края, а на берегу встречаются тюлени. Заповедник предлагает и ряд других увлекательных экскурсий, в том числе с посещением морских ферм.

Алексей ПЕЛЕВИН

WEB-инфо:
www.tourprim.ru – Комитет по туризму Приморского края
www.nakhodka.info – сайт Находки

Туроператоры:
www.primecotour.ru
www.mirabeltour.com
www.kanikuly.vl.ru
www.sputnik.vl.ru
www.vladtravel.ru


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Сергей ПЫСИН, председатель Комитета по туризму администрации Приморского края
:
«Поднять» туризм в Приморье можно только с одновременным решением проблем транспорта, объектов инфраструктуры, защиты окружающей среды и т. д. Мы активно продвигаем регион на внутреннем и зарубежном рынках, принимаем участие во всех крупных международных туристических выставках, как в Азии, так и в Европе. Комитет ведет издательско-полиграфическую деятельность, продвигая край в целом. Ежегодно проводится конкурс лидеров турбизнеса Приморья. Ряд городов (Находка, Арсеньев, Партизанск) имеют собственные программы развития. При этом соседи, как правило, объединяют свои средства.
Приморские туркомпании, работающие на рынке выездного туризма, образовали фонд деловых инициатив. Например, в пограничном городе Суйфэньхэ работает так называемая «общественная приемная» для оперативной помощи нашим туристам, выезжающим в КНР в решении любых возникающих проблем. Сфера ответственности «приемной» распространяется на весь Северо-Восточный и часть Южного Китая.
В крае работают более 100 туроператоров, в том числе около 30 крупных фирм. Основное выездное направление – Китай. В прошлом году эту страну посетили более 700 тыс. соотечественников, в том числе половина – с туристическими или лечебными целями. К 2010 году количество визитов российских гостей в КНР может достичь 1 миллиона.
По обратному потоку рекордным стал 1995 год, когда из Китая к нам приехали 190 тыс. человек. В 2006 году - чуть больше 50 тысяч. Японцев и корейцев в сезон приезжает 1,5-3 тысячи.
По нашим подсчетам, здесь, на южном побережье, ежегодно отдыхает до полумиллиона россиян. Идет активное реконструирование баз отдыха. Начато строительство крупнейшего на Дальнем Востоке океанариума с аквапарком, яхт-клубом и выставочным центром. Остров Русский, закрытый до 1991 года, прекрасно сохранил свою природу. Решено не увеличивать экологическую нагрузку на остров – он будет использоваться только в целях туризма, образования и здравоохранения. С материком остров скоро соединен уникальным мостом.

Виктор БАРТОВЩУК, председатель Приморского отделения РСТ, директор Фонда объединенных санаториев «Взморье»:
Южное Приморье, лежащее на широте Сочи, потенциально является рекреационной базой для жителей огромной территории всего Дальнего Востока и Восточной Сибири. Но пока я бы назвал местный внутренний туризм «мальчиком в коротких штанишках». Основные проблемы – непродолжительность пляжного сезона и состояние инфраструктуры. Поднимался даже вопрос о переносе начала учебного года хотя бы на две недели, ведь сентябрь – лучшее время, «бархатный сезон» Приморья. В отношении оперативного решения проблемы размещения стараемся внедрить так называемую систему B&B&E – Bed, Breakfast and Excursions, когда наши гости живут и качественно питаются в частных домах, специально подготовленных к приему туристов. Ведь коренные жители - лучшие экскурсоводы-проводники, которые предлагают собственный транспорт для всевозможных сухопутных поездок, дайвинга, рыбалки и охоты.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72