туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Закон по буквам
Специалистам туризма и самим туристам предстоит овладеть юридическими знаниями В связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», поправки к которому вступают в силу с 1 июня 2007 года, возникает множество вопросов о регламентации деятельности туроператоров и турагентов. Текст поправок содержит достаточно подробный порядок, установленный для деятельности туроператоров, параметры и правила предоставления финансового обеспечения в виде страхования или банковской гарантии, суммы финансового обеспечения и перечень страховых случаев, при которых наступает обязанность выплаты возмещения. Туроператором закон называет юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации. Таким образом ни ИЧП, ни иностранные представительства и филиалы не могут быть туроператорами в понимании данного закона. Страховой компанией и банком, предоставившим финансовое обеспечение, также могут быть только российские резидентные предприятия. Все предприятия, осуществляющие туроператорскую деятельность в Российской Федерации, обязаны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом. Туроператоры Со дня вступления закона в силу, то есть с 1 июня 2007 года, и до 1 июня 2008 года размер финансового обеспечения, определяемый в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии, не может быть менее: 1) пяти миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма; 2) 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма; 3) пяти миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма. После 1 июня 2008 года размер по пп. 1 и 3 увеличивается с 5 до 10 млн рублей. Закон специально указывает на минимальный размер обеспечения, предполагая, что крупные туроператоры могут увеличить размер страхового покрытия или банковской гарантии до величин, соответствующих их реальным оборотам. Финансовое обеспечение должно быть получено на срок не менее одного года и продлено за три месяца до его окончания. После получения финансового обеспечения туроператор обязан предоставить в Федеральное агентство по туризму следующие сведения для внесения в Единый федеральный реестр туроператоров: адрес (место нахождения) и почтовый адрес; сведения об учредителях туроператора; серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в Единый государственный реестр юридических лиц; серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее - руководитель туроператора); размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - банковская гарантия), наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение; сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм); адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность». Документы предоставляются в оригинале или нотариальной копией. Пакет документов может быть представлен непосредственно руководителем предприятия или иным лицом (например, юристом) по доверенности. Федеральный орган обязан в течение пяти дней сообщить о внесении в реестр либо об отказе о внесении. По заявлению соискателя может быть выдано свидетельство о внесении в реестр. Отказать во внесении в реестр могут вследствие предоставления недостоверных сведений о туроператоре либо несоответствия финансового обеспечения требованиям закона. Требования к финансовому обеспечению достаточно подробно изложены в главе 71 Закона. Таким образом, недостаточно заключить договор страхования или получить банковскую гарантию на нужную сумму и срок, ко всему прочему договор должен соответствовать требованиям закона (объект страхования, страховые случаи, порядок возмещения и прочие условия), иначе туроператора могут в реестр не включить. Это очень важное обстоятельство, поскольку многие договора страхования ответственности туроператоров и тем более банковские гарантии вовсе не включают в себя те риски, которые указаны в законе. Как правило, в них указаны риски банкротства, неплатежеспособности туроператора, о которых шла речь в первых вариантах проекта поправок, между тем в принятой редакции закона страховым случаем называется неисполнение или ненадлежащее исполнение договора о реализации турпродукта. Прежде чем подавать документы на внесение в реестр, туроператорам следует предварительно согласовать содержание договора страхования (банковской гарантии) или провести юридическую экспертизу на предмет соответствия требованиям закона. В случае изменения сведений, внесенных в реестр, туроператор обязан в течение десяти дней сообщить письменно о произошедших изменениях и представить соответствующие подтверждения. Исключить сведения о туроператоре из реестра могут в связи с ликвидацией туроператора, прекращением деятельности туроператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования, либо в случае непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок. Кроме того, сведения о туроператоре могут исключить из реестра в случае, если он не уведомит федеральный орган о выплате, произведенной по финансовому обеспечению. В этом случае в течение тридцати дней туроператор обязан подтвердить увеличение размера страхового покрытия (банковской гарантии) до установленного объема. Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра оформляется соответствующим актом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма и направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора. Судебный порядок исключения из реестра законом не предусмотрен, но указано, что решение об исключении сведений о туроператоре из реестра может быть обжаловано в суде. Для турагентов закон не предусматривает никакого разрешительного порядка. Таким образом, любой предприниматель и любое юридическое лицо вправе осуществлять турагентскую деятельность. Однако очевидный акцент закона в сторону регулирования туроператорской деятельности вовсе не означает полное отсутствие правил для деятельности турагентов. Турагенты Новая редакция закона в неменьшей степени относится к деятельности турагентов, а многие положения закона непосредственно касаются порядка оказания услуг по розничной реализации турпродукта. На первый взгляд, обязанность получить финансовое обеспечение и зарегистрироваться в федеральном реестре имеет отношение только к туроператорам. Однако следует учесть, что сведения о наличии финансового обеспечения и реестровый номер туроператора указаны в законе как существенное условие договора с потребителем. Иными словами, каждый договор о реализации турпродукта, заключенный с туристом, должен содержать информацию о реестровом номере туроператора и сведения о его финансовом обеспечении. Отсутствие в договоре существенных условий может стать поводом для признания договора ничтожным, незаключенным, по основаниям статьи 168 ГК РФ – вследствие несоответствия сделки требованиям закона. При этом негативные последствия наступят в первую очередь для турагента - как лица заключившего такой договор. В случае признания сделки ничтожной турагент будет обязан вернуть деньги туристу. Срок исковой давности для признания договора ничтожным по данному основанию составляет десять лет. Таким образом, отсутствие финансового обеспечения у туроператора может пагубно отразиться и на турагенте. Кроме сведений о наличии финансового обеспечения и его размере, турагент обязан указывать в договоре с туристом «сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информацию об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии». Следовательно, турагент, заключая договор с туристом о продаже тура какого-либо туроператора, должен иметь точную информацию о правилах страхования (банковской гарантии) именно этого туроператора и предоставить туристу достоверные сведения о порядке получения возмещения, иными словами, куда он (турист) должен подать заявление, в какие сроки и какие представить документы. Причем турагент не имеет права перепутать эту информацию и выдать туристу правила страхования другого туроператора. В этом смысле на турагента ложится дополнительная обязанность по информированию туриста - теперь это требование касается как потребительских свойств самого тура, так и правил страхования ответственности туроператора. Субъекты правоотношений, участвующих в реализации турпродукта, неразрывно связаны цепочкой обязательств. Договоры, заключаемые между туроператором и турагентом, влекут за собой наступление правовых последствий для туристов - конечных потребителей турпродукта. Закон специально указывает на посреднический характер взаимоотношений туроператора и турагента, более того, по умолчанию предполагается, что турагент действует в отношениях с туристом от имени и по поручению туроператора (что на практике встречается достаточно редко). Закон допускает и другой вариант - в случаях, предусмотренных договором с туроператором, турагент может действовать и от своего имени. При этом ответственность перед туристами туроператор несет за действия (бездействие) турагента, совершенные от имени туроператора в пределах своих обязанностей. Если же турагент заключает договор с туристом от своего имени, он несет самостоятельную ответственность и приобретает права и обязанности по данной сделке (п. 1 абз. 2 ст. 1005 ГК РФ). Для случаев, когда турагент действует от своего имени в договоре с туристом, закон предусмотрел специальную статью 101 «Особенности реализации туристского продукта турагентом». Также закон отчасти регулирует содержание договора между туроператором и турагентом, в соответствии со ст. 9 закона данный договор должен содержать: - условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта; - полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора; - условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров; - порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта; - условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом; - взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. Как видно из содержания указанной статьи, закон оставляет содержание многих условий договора и распределение ответственности на усмотрение сторон, но при этом обязательным требованием считается возможность получения туристом возмещения по страховке или банковской гарантии. Клиенты По сравнению с прежней редакцией в законе появились некоторые дополнительные права туристов. Например, в ст. 10 добавлено положение, согласно которому турист вправе требовать расторжения договора в случае «невозможности совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства)». Утешительным является тот факт, что закон не устанавливает как последствие расторжения договора обязательный возврат стоимости турпродукта. П. 3 ст. 451 ГК указывает, что при расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора. Кроме того, следует учесть, что требование о расторжении или изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа туроператора расторгнуть или изменить договор в добровольном порядке либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении (или установленный договором), а при его отсутствии в тридцатидневный срок. Согласно ст. 14 «Обеспечение безопасности туризма» возврат стоимости тура туристу в некоторых случаях предполагается. В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением таковых обстоятельств туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Но следует обратить внимание, что наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти. Расширение прав туристов может изменить судебную практику по рассмотрению потребительских исков в сфере туризма. В новых условиях следует обратить особое внимание на регламент действий на предприятии по рассмотрению претензий потребителей и участию в судебных процессах. Грамотное оформление документов, своевременное истребование доказательств и участие профессиональных юристов в судебных процедурах могут повлиять на уменьшение размера взыскания. Новая редакция закона содержит ссылку на дополнительный подзаконный нормативный документ, который должен быть принят Правительством РФ, он называется «Порядок оказания услуг по реализации турпродукта». Именно этот документ будет регламентировать процесс розничной продажи турпродукта, причем розничная продажа может осуществляться как турагентом, так и туроператором. Содержание «Порядка» еще не утверждено, но можно предположить, что основной акцент будет делаться на содержание договора с туристом, предоставление достоверной информации о потребительских свойствах турпродукта и сведений по безопасности путешествия. В связи с вступлением в силу поправок в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» всем предприятиям, осуществляющим турагентскую и туроператорскую деятельность, необходимо привести документы в соответствие с новыми требованиями закона. В первую очередь это касается применяемых договоров между туроператорами, турагентами и туристами, а также письменной информации, выдаваемой туристу. Для того чтобы не подвергать предприятие штрафам со стороны государственных контролирующих органов, доработку документов необходимо провести до 1 июня 2007 года. Приводя документы в соответствие с требованиями закона, следует учесть зависимость договора, заключенного между туроператором и турагентом, от клиентского договора, заключаемого между турагентом и потребителем. Несоответствие положений этих договоров, а также отсутствие финансовых документов, подтверждающих отношения между туроператором и турагентом, приводит к тому, что туристические фирмы не могут полноценно отстаивать свои права в суде. Георгий МОХОВ Автор - юрист, член Российского союза юристов, председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата»
Тел.: (495) 101-30-47, www.travelexpert.ru Закон устанавливает перечень существенных условий договора с туристом, заключенного турагентом от своего имени: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии; полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента; информация о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор; информация о возможности туриста в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 настоящего Федерального закона, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение. Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение прав потребителей. В частности, ст. 14.8: 1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. 2. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|