туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Закон принят, процесс идет
В начале года Государственная дума РФ приняла поправки к закону "Об основах туристской деятельности", предусматривающие введение финансовых гарантий для туроператоров. В конце апреля завершилась процедура утверждения ряда нормативных документов. Нововведение начинает действовать 1 июня, в течение мая турфирмы проделают необходимую подготовительную работу. О том, как этот процесс идет в регионах, рассказывают директор ООО Class Travel Люция Хисматуллина (С.-Петербург), директор ООО "Ак-Тур" Ильяс Жакпаров (Барнаул) и исполнительный директор компании «Саянское кольцо» Юлия Капустинская (Красноярск). 1 вопрос Как отразилось на работе вашей компании введение финансовых гарантий? Люция Хисматуллина: Сейчас мы только готовимся к работе в новой правовой ситуации - изучаем законодательство, посещаем проводимые в С.-Петербурге семинары московского юридического агентства «Персона Грата», консалтингового агентства «Азимут». Проводим семинары внутри фирмы, готовим изменения в договоры, дополняем содержание памяток для выезжающих за рубеж. Ильяс Жакпаров: Мы однозначно можем сказать, что введение фингарантий не решает проблему регулирования сферы туристических услуг и, тем более, не защищает интересы потребителя. Об этом уже многое писалось и говорилось. Для нашей компании, да и остальных турфирм нашего региона, занимающихся приемом туристов, введение фингарантий привело к тому, что мы должны отказаться от обслуживания иностранных туристов, в том числе клиентов из стран СНГ. Гарантия для внутреннего туризма в размере 500 тыс. рублей вполне приемлема. А вот для въездного туризма - 5 млн рублей в текущем и 10 млн в 2008 г. – абсолютно «неподъемна» для турфирм нашего региона. Объясняется это тем, что число иностранных гостей в целом у нас не так велико (если считать организованных туристов, обращающихся в турфирмы). Но же турпоток есть, и, более того, уже существуют все предпосылки для его увеличения. А это выгодно не только турфирмам, но и экономике региона и страны в целом. Но те объемы, которые проходят через отдельно взятую турфирму, не сопоставимы с требуемым финансовым обеспечением. Сейчас проще отказаться от обслуживания иностранцев либо делать это неофициально. Получается, что закон уравнял туроператоров с многотысячным потоком клиентов и фирмы, которые обслуживают несколько десятков туристов. Наш регион соседствует с западной Монголией. Пока туризм на направлении только зарождается, хотя интерес к нему с каждым годом неуклонно растет. Но из-за того, что размер гарантии необоснованно велик, получается, что мы будем работать на территории России и только для российских туристов. А в нашем регионе туризм - это сфера малого бизнеса, именно здесь работают профессионалы с огромным опытом и стажем. И это проблемы не только Алтая, но также Байкала, Карелии и других регионов страны. Юлия Капустинская: Конечно, введение фингарантии повлияло на работу нашей компании. Причем не только в плане увеличения документооборота, но и непосредственно в отношении бизнеса. Ведь, принимая новые условия деятельности, оператор берет на себя определенную ответственность. Конечно, она была и раньше, но все проблемы, возникавшие с туристами, мы решали потому, что нам дороги наше имя и имидж. Обсуждение ситуации с фингарантиями, их размер, условия работы после 1 июня - все это и сейчас сильно волнует нас. Мы посетили семинар агентства «Персона Грата» в Новосибирске, посвященный юридическим аспектам ведения туристического бизнеса, готовим новые договоры, ведем работу с персоналом, выбираем страховую компанию, пересматриваем свои отношения с партнерами, ведем переговоры с турагентствами, готовим памятки. Так что работы прибавилось. 2 вопрос Как идет процесс оформления финансовых гарантий в вашем регионе? Что, на ваш взгляд, нужно изменить или упразднить в нынешней версии закона? Люция Хисматуллина: Банки С.-Петербурга не готовы работать с турфирмами. Страховые компании более активны, но рассылать свои предложения не спешили – долго ждали появления типовых правил. В середине апреля, насколько я знаю, ни одна турфирма в городе не заключила договор со страховой компанией. было на стадии предварительных согласований. В мае нужно будет все успеть сделать. Закон невнятно трактует понятия «период действия банковской гарантии» и «договор страхования» - статьи 17.5, 17.6, 17.3 прямо противоречат друг другу. В федеральном законе такого быть не должно. Есть также разночтения в определении «реального ущерба». Статья 17.4 не согласуется со статьей 450 Гражданского кодекса и законом "О защите прав потребителей". Вообще, по нашему мнению, все точки над «I» расставит правоприменительная практика. Тогда и будет корректироваться закон. Ильяс Жакпаров: С введением финансовых гарантий на рынок со своими предложениями сразу вышли страховые компании и банки, так что с оформлением особых проблем нет. Тем более, для фирм, работающих не один год и заслуживших положительную репутацию. Закон есть закон, и многие компании прилагают все усилия, чтобы к 1 июня все было оформлено и готово. А наше мнение остается прежним: этот закон принимать было нельзя! Многие фирмы без раздумий согласились бы на новые условия, если бы для въездного туризма сделали вполне приемлемое обеспечение в 500 тыс. рублей. Юлия Капустинская: К сожалению, с туристической Aaки зрения наш регион малоактивен. В отличие от того же Алтая или Байкала, где туркомпании и профессиональные ассоциации много делают сообща, жизнь в туриндустрии у нас не кипит. Краем уха мы слышим, что кто-то просто оформляет документы, кто-то стал филиалом московского туроператора, кто-то уже ушел с рынка. Активность страховых компаний стала проявляться после 10 апреля. Достаточно сказать, что нам направили письма с предложениями о сотрудничестве около десятка страховщиков. В то же время активности банков мы не наблюдаем, предложений от них не было. Наша компания в настоящее время оформляет страховку. Как только будут готовы все документы, мы внесем изменения в договоры. Пока не очень понятна ситуация с вхождением в российский реестр турфирм, но мы надеемся пройти эту процедуру быстро. 3 вопрос Ожидаете ли вы каких-либо существенных изменений в работе вашей компании в ближайшее время? Люция Хисматуллина: Кардинальных перемен не ждем. Мы всегда работали с клиентами добросовестно. Если и возникали сложные случаи, все удавалось урегулировать самостоятельно и взаимоприемлемо: ни нам, ни клиентам в суд обращаться не приходилось. И сегодня мы не намерены допускать наступления страхового случая - это в наших силах и интересах. Наша фирма - подарок для страховой компании. Меняются только формальные договорные отношения с клиентами, агентствами и партнерами, а суть останется прежней - добросовестная, профессиональная работа. Ильяс Жакпаров: Масштабных изменений в работе не предвидим, потому что львиная доля нашей деятельности - работа с российскими туристами. Юлия Капустинская: Мы не только ожидаем эти изменения, но уже во всю их переживаем. Только происходит это пока в незначительном объеме, ведь горячий сезон еще не наступил. Сейчас изменения ощущаются в работе с турагентствами - уже на весенние московские выставки мы возили договоры, скорректированные с учетом требований нового закона. К сожалению, мы ожидаем, что потребители будут дезинформированы, напуганы всевозможными слухами. Поэтому в первую очередь мы будем обучать менеджеров правильно отвечать на вопросы о гарантиях. Конечно, разъясним им, какие использовать договоры (ведь услуги, не подпадающие под действие закона, можно оформлять по другим договорам - тот же договор оказания услуг). Сложность еще в том, что мы и сами иногда работаем как агенты. Поэтому нам нужно будет понимать и перерабатывать информацию от других туроператоров, а уровень их информированности и подготовки не всегда высок. Разумеется, мы ожидаем проверок различных органов власти. Интересно, что многие партнеры-агентства все чаще спрашивают, где наша компания будет получать фингарантию - их это тоже волнует. Попутно разбираемся с другими договорами, не подпадающими под действие нового закона. В целом очевидно, что увеличился документооборот компании, выросли объемы работы юриста, менеджеров. И конечно же, теперь нам особенно важны все наши агенты. Поэтому мы провели анализ наших продаж, пролонгировали договоры с постоянными и надежными партнерами. С новыми агентами будем работать более осторожно. Сейчас мы как раз утверждаем схему продаж. 4 вопрос Какие изменения, на ваш взгляд, произойдут после введения фингарантий на рынке в целом? Люция Хисматуллина: Скорее всего, небольшие туроператоры (два-три сотрудника) превратятся в турагентов. Пострадают и непрофессиональные, но амбициозные компании - те, кто с трудом отличает dbl от sngl, не говоря уже о более сложных вещах. Но мошенники не переведутся все равно, только теперь за их умышленные действия будет выплачиваться страховое возмещение. Во всяком случае, хочется на это надеяться. Ильяс Жакпаров: Думаю, что некоторые фирмы уйдут, как говорится, «в тень» (внутренний и въездной туризм), ведь рычагов и соответствующих органов контроля пока не видно. Кроме того, с рынка международного туризма исчезнут маленькие компании, снизится поток иностранных туристов в регионы. Возможно объединение мелких фирм в более крупные, но при этом из-за ослабления конкуренции снизится качество услуг. Юлия Капустинская: На фоне всех разговоров об отмене путевок, возврате лицензий, увеличении сумм фингарантии, мы все равно работаем с надеждой на лучшее. Но опасаемся появления агенств-однодневок, которые будут приходить за нашим продуктом и ставить нас перед выбором: работать с неизвестной компанией или нет, рисковать или нет. Кроме того, мы задумываемся об открытии представительств на базе компаний-партнеров в Москве, С.-Петербурге и других городах, которые уже проводят «отсев» турагентов на своем рынке. При этом они также несут ответственность за документооборот. Нам же, находясь так далеко от центра, крайне сложно понять, каково реальное положение дел у турагента. Наконец. не исключена паника среди потребителей. Некоторые клиенты будут ставить вопрос так: если у оператора есть гарантия от банка - куплю тур, если только страховка - нет уж, увольте. Непонятно, как будет работать страховая компания. Важно, чтобы она не портила имидж нашей фирмы. Но в целом все же есть надежда, что новый закон принесет пользу всем: и туристам, и туристическим компаниям. Подготовил Сергей ДЕМЕНТЬЕВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|