туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Лучшее – враг хорошего, или
Маршруты, которых нет
При анализе состояния дел на любом рынке – от туристического до колхозного – вполне естественно ориентироваться на наличествующий «товар». Но не менее полезным иногда может оказаться взгляд на то, что на «прилавке» отсутствует, и туризм здесь – совсем не исключение. Более того, при рассмотрении ассортимента туристских маршрутов по России не раз и совсем не напрасно вспомнится вынесенная в заголовок пословица.
Понятно, что на первых позициях – достопримечательности столиц и накатанные почти за полвека маршруты по Золотому кольцу. И практически в каждой области с более или менее развитой индустрией гостеприимства есть свои «хиты». То есть маршруты, которые пользуются спросом практически круглый год. Примеры – берем даже регионы, не входящие в Золотое кольцо, – известны. В Тверской области – это Пушкинское кольцо Верхневолжья, в Рязанской – Константиново, в Смоленской – Талашкино, в Тульской – Ясная Поляна, в Калужской – Оптина пустынь, в Псковской – Изборск и Пушкинский заповедник.Хотя любой региональный туроператор непременно назовет в своей области с полдесятка городов, достопримечательностей, которые запросто могли бы стать объектами туристического паломничества, но – увы. И даже самые развитые в туристическом отношении регионы России – вовсе не исключение. Например, в Ярославской области это Любим, Гаврилов-Ям – хотя именно ярославцы в последние годы наиболее активно продвигают на рынке практически неизвестные широкой публике объекты показа: достопримечательности Кукобоя, Пошехонья, Данилова и иных малых городов. Во Владимирской – куда большего внимания заслуживали бы достопримечательности Киржача, Гусь-Хрустального и т. д. Костромские фирмы давно сетуют на «нераскрученность» интереснейшего городка Кологрива, тверские – на малоизвестность Торопца, Нелидова, Адреаполя, вологодские – на схожую участь Белозёрска, одного из древнейших русских городов. Даже такой стремительно развивающийся в туристическом отношении регион, как Карелия, пока держит в «загашнике» Калевальский район. Хотя он, связанный с сюжетами известной далеко за пределами России эпической поэмы, мог бы привлекать немало гостей и из дальнего зарубежья. Бывает и по-иному: маршрут весьма востребован в собственной области, а за ее пределами, например в Москве, не говоря уже про Петербург, практически никому не известен. Типичный пример – Болхов, самый колоритный город орловской глубинки. Особенно плохо обстояло дело с маршрутами, включающими несколько областей: например, одна из главных дорог в России, соединяющая столицы, лишь в середине первого десятилетия XXI века стала всерьез восприниматься как перспективный туристический маршрут. Основные причины такого положения дел хорошо известны. Принято прежде всего сетовать на отсутствие объектов размещения. Хотя многие интереснейшие малые города можно спокойно осмотреть за один день. Но для того, чтобы показать туристу город, его надо туда привезти. А с этим дело обстоит хуже всего. В те же Торопец (и другие западные районы Тверской области) или Калевалу сегодня проще добраться на вездеходе или внедорожнике, чем на автобусе туристического класса. Правда, Новорижское шоссе, кратчайший путь из Москвы до единой Европы, на котором расположены Торопец и Нелидово, федеральные власти обещают реконструировать в течение пяти-семи лет. К таким первоклассным достопримечательностям Псковской области, как прославленный Николаем Рерихом погост Сенно или древнейший Крыпецкий монастырь, дорог, можно сказать, вообще нет. ЄAaя выглядит особенно нелепой, когда бездорожье контрастирует с развивающейся в малых городах гостиничной инфраструктурой. Другая, не менее известная группа причин – малая известность объектов показа, отсутствие популярной туристской литературы. Хотя в последнее время начали переиздаваться книги, некогда выходившие, например, в знаменитой «желтой» серии «Дороги к прекрасному». Часто информационный вакуум «дополняет» не слишком доброжелательное отношение губернских властей к развитию туристической отрасли, неспособность воспринимать ее как один из самых доходных секторов экономики. Типичный пример – черноземные области России. Кто и что знал в последние годы и десятилетия, например, о Тамбовской области, имеющей, пожалуй, самый богатый в Черноземье туристический потенциал и массу перспективных туристических брендов (тамбовский волк, тамбовская пчела, тамбовская казначейша), не говоря уже о кольце знаменитых тамбовских усадеб – Ивановка, Маара, Новотомниково, Караул? Правда, отношение местной власти к туризму изменилось. На последней выставке «Интурмаркет» тамбовский стенд был одним из самых заметных, здесь регулярно проводятся пресс-туры, есть надежда на то, что тамбовские достопамятности вскоре уйдут из списка перспективных, но, увы, несуществующих маршрутов. Многие фирмы, занимающиеся внутренним туризмом, предпочитают работать по известному принципу «Лучшее – враг хорошего». Хотя есть и великолепные исключения вроде «Владинвесттура», каталог российских маршрутов которого с каждым годом становится все объемистее. Зачем придумывать новые маршруты, новые темы, новые формы работы, если в давно знакомые Суздаль, Владимир, Ярославль да Переславль турист всегда поедет, особенно летом? Между тем ни в какие дальние пределы за новыми сюжетами и новыми маршрутами отправляться не надо. «Жемчужинки» грядущих маршрутов лежат буквально под ногами – стоит лишь не лениться собрать их. Не надо жаловаться на то, что подрастающие поколения очень плохо знают отечественную историю, а просто нужно внимательнее прочесть исторические источники, и новые маршруты будут рождаться сами собой. Например, недавно в прессе промелькнуло сообщение о том, что в Суздале в Спасо-Ефимиевом монастыре восстанавливается усыпальница князя Дмитрия Пожарского. Но тот же Пожарский «по жизни» был связан со многими городами, лежащими в треугольнике Москва – Нижний Новгород – Кострома. Пятидневный тур (фирма «Видео Тур Дельта») родился как бы сам собой, и включает, помимо общеизвестных мест, и весьма мало обжитые туристами, но хорошо известные по истории Смутного времени города и веси – Южу, Холуй, Палех, Балахну, Юрьевец, Кинешму, Деулино, Святоезерский монастырь. Нынешним летом этот тур под названием «Золотой венец России» («Тропою Минина и Пожарского») впервые появится на рынке. Хорошо развитое воображение помогает и давно знакомые маршруты преподнести в неожиданном свете. Организуемые архангельской фирмой «Помор-тур» круизы по Северной Двине на единственном в России колесном пароходе «Гоголь» весьма популярны. Но отчего бы, подумали их организаторы, не предложить туристам не обычно-привычное ресторанное питание, а специальное «гоголевское» меню, тем более что Гоголь – один из самых «вкусных» русских писателей (а, например, именно 7 июля – самый разгар круизного сезона! – поссорились два больших гурмэ – Иван Иванович и Иван Никифорович)? «Мы ленивы и нелюбопытны», – написал когда-то Пушкин. Не пора ли тем, кто формирует лицо отечественного туризма, доказать, что поэт был не совсем, мягко говоря, прав? Георгий ОСИПОВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|