Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2008
« Вернуться к журналу  

Поезда не догоняют самолеты
В том числе по оформлению электронных билетов
Преимущества железнодорожного электронного билета перед обычным бумажным столь очевидны, что вроде бы перечислять их заново как-то неловко: ну что там особенно рассуждать о прописных истинах.  Это  экономия времени – не надо стоять в очередях к кассам. Это свободный поиск – пассажир самостоятельно выбирает  вагон на выбранном маршруте и  место в вагоне. Это  надежность – такой билет невозможно потерять. Приобретается билет через ту же самую систему ОАО РЖД «Экспресс-3», через которую бронируют и продают билеты кассиры на железнодорожных вокзалах и в других местах продаж, так что дублирование исключено. Почему же все-таки на железных дорогах России электронный билет приживается гораздо труднее, чем в отечественной авиаотрасли?
Винить ОАО «РЖД» в технологическом отставании или некоем идеологическом консерватизме вряд ли справедливо. Напротив, этот тот самый случай, когда практические шаги даже опередили юридическую проработку предлагаемых нововведений.  Вот краткая хронология их внедрения.
Презентация электронного билета, изготовленного по технологии компании «Универсальная финансовая система» (УФС), а также его первые продажи  состоялись 29 мая на Ленинградском вокзале Москвы. И до конца года воспользоваться этой услугой было можно, лишь приобретая билеты на поезда  маршрутов Октябрьской железной дороги.
С 27 октября 2006 года с целью повышения безопасности финансовых расчетов через Интернет и более высокой степени защиты прав потребителя  УФС начинает принимать в оплату электронных железнодорожных билетов деньги через веб-интерфейс на сайте money.yandex.ru. Это гораздо надежнее, чем платить через Интернет непосредственно кредитной картой: вся информация на money.yandex.ru. защищена платежным паролем и паролем пользователя, а также специальными криптографическими алгоритмами. Внести же деньги в свой электронный кошелек на этом сайте можно с помощью предоплаченных карт, через терминалы и банкоматы, а также банковскими или почтовыми переводами.
С 14 мая прошлого  года система приобретения через Интернет электронных билетов на пассажирские поезда дальнего следования при помощи пластиковых банковских платежных карт вводится на всей сети железных дорог России. Она, правда, обходится потребителю дороже, чем продажа через обычные железнодорожные кассы: УФС установила на нее дополнительный сбор в размере 125 рублей 40 копеек за билет.
Как и в авиаотрасли, одним из тормозов на пути успешного внедрения железнодорожного электронного билета являлись бухгалтерские правила, определяющие параметры финансовой документации строгой отчетности.  23 июля прошлого года  министр транспорта РФ Игорь Левитин подписал приказ об установлении жесткой юридической формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте, который выписывается на бланке строгой отчетности. Эта форма приводилась в соответствие со статьей 82-й Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и пунктом 5.2.49 «Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации», утвержденного Правительством РФ от 30 июля 2004 г. за № 395. В приказе также оговаривалось, что в случае оформления электронного проездного билета не на бланке строгой отчетности его должен обязательно сопровождать документ, «подтверждающий произведенную оплату перевозки посредством контрольно-кассовой техники (чек)». Месяц спустя, 28 августа,  Министерство юстиции РФ официально зарегистрировало этот приказ министра транспорта.
Казалось бы, больше серьезных барьеров на пути электронного железнодорожного билета не осталось: бухгалтерии всех предприятий страны  удовлетворены, вокзалы оборудуются круглосуточными стойками регистрации пассажиров, оригиналы билетов можно получить в офисах УФС и других пунктах их оформления, в Москве и Санкт-Петербурге за дополнительную плату билеты и на дом привезут заказчику. Но факты – упрямая вещь: железнодорожный электронный билет по сравнению с авиационным развивается черепашьими темпами. Практически на всех вокзалах Москвы наблюдается одна и та же картина: длинные очереди к кассам и никого или единичные пассажиры – к стойке регистрации электронных билетов.
Статистика продаж показывает: основные покупатели железнодорожных электронных билетов в России – иностранные граждане. То есть россияне по-прежнему предпочитают собираться в дорогу по старинке, как в доинтернетовские времена. Вывод очевиден: необходима серьезная, целенаправленная работа по ломке общественного сознания, усиленной пропаганде преимуществ использования электронных билетов на железнодорожном транспорте.
При этом, конечно же, нелепо сохранять практику взимания с пассажиров, оформляющих железнодорожный электронный билет, дополнительного сервисного сбора в пользу УФС. Во всем мире делают наоборот: всячески поощряют продажу через Интернет. Более того, дополнительные сборы вводят как раз в отношении тех, кто норовит купить билет обычным способом, а не на сайте.
Например, швейцарская авиакомпания Swiss International Air Lines,  стремясь разгрузить свои офисы продаж и стимулировать приобретение билетов через Интернет,  с декабря прошлого года ввела особенно высокие сборы с «традиционалистов». Сравните тарифы: на европейских маршрутах разница в пользу электронного билета перед бумажным составляет 10 евро, на дальних перелетах  – 20 евро. Доплата за билет бизнес-класса – еще вдвое выше, а на межконтинентальном рейсе «ножницы» уже достигают 80 евро.
Сергей СВИСТУНОВ
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72