Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2008
« Вернуться к журналу  

Во все глаза
London Eye - «Лондонский глаз» - спровоцировал всепланетную гигантоманию
Авиакомпания British Airways объявила о том, что она прекращает финансировать работу крупнейшего в Европе (высота135 метров) колеса обозрения "Лондонский глаз". Представитель авиаперевозчика заявил, что у компании «изменились приоритеты в сфере спонсирования», поэтому контракт с компанией Merlin Entertainments, владельцем колеса обозрения, "подошел к естественному завершению".
Формируя контур неба
«Лондонский глаз» встал на берегу Темзы в 2000 году как одна из архитектурно-развлекательных вех британской столицы, знаменующих наступление третьего тысячелетия. На сегодняшний день это самое популярное платное развлечение в Лондоне, на колесе обозрения покатались уже более 27 млн человек. В европейских рейтингах популярности «Лондонский глаз» уступает пальму первенства только Эйфелевой башне. Аттракцион предлагает несколько вариантов катания, стоимость билетов поэтому варьируется от 4,5 до 13,5 фунта стерлингов.
Мэрия Лондона еще в начале 1990-х затеяла конкурс по проектированию построек в честь наступления нового тысячелетия. «Лондонский глаз» - победный проект архитекторов Дэвида Маркса и Джулии Барфилд. Финансировала его корпорация Tussauds Group и частично - British Airways, затратившая на эти цели 600 тыс. фунтов стерлингов. Стройка шла трудно и заняла шесть лет – с 1993 по 1999 год. Торжественное открытие аттракциона состоялось 31 декабря 1999 года, на церемонии присутствовал премьер-министр Тони Блэр. Однако по техническим причинам публика смогла наконец-то начать кататься на этом уникальном «чёртовом колесе» только с марта 2000 года.
«Лондонский глаз» оснащен 60 кондиционируемыми кабинами, рассчитанными на 32 пассажира каждая. Скорость вращения – всего 1,6 километра в час, для того, чтобы сделать полный оборот, колесу требуется полчаса. Колесо не останавливают: скорость настолько мала, что пассажиры легко усаживаются в кабинки и высаживаются из них прямо на ходу.
В начале прошлого года «Лондонский глаз» все-таки остановили на целый месяц: провели тщательный профилактический осмотр, перестроили офис продажи билетов, установив в три раза больше кассовых аппаратов, запустили новую онлайновую систему бронирования билетов Rialto Plus, которая позволяет пользователям распечатывать эти билеты в любой точке мира и осуществлять бронирование на нескольких языках. Кроме того, с помощью этой системы можно заказать не только билеты на колесо обозрения, но и пакет других развлекательных мероприятий, включающий посещение лондонских театров, художественных галерей, ресторанов, организацию речных круизов, а также резервацию гостиничных номеров.
British Airways была одним из первых совладельцев этого замечательного аттракциона. В 2005 году она продала свою долю в нем за 100,5 млн фунтов стерлингов, но ежегодно продолжала выделять на поддержание "Лондонского глаза" в исправном техническом состоянии несколько миллионов фунтов стерлингов. Отказ авиаперевозчика от спонсирования, как надеются лондонцы, особых проблем не вызовет: как заявила Merlin Entertainment, несколько крупных компаний уже выразили свою заинтересованность в финансировании колеса обозрения. Ведь “Лондонский глаз”, по определению газеты «Таймс», «является главным элементом, формирующим контур лондонского неба». С него, кстати сказать, хорошо видны почти все знаменитые достопримечательности британской столицы.
А еще он – прекрасная рекламная площадка. В этом году, например, 21 января ровно в 20:00 (то есть спустя 500 первых часов нового года) на верхотуру колеса взмыл под оркестр и залпы фейерверка в специальной стеклянной капсуле «автомобиль года» от концерна «Фиат» - модель «Фиат-500», знаменуя начало ее продаж по всей Великобритании.
В  Париже  довольно высокое (60 метров) колесо обозрения, воздвигнутое на площади Согласия по случаю наступившего третьего тысячелетия, через два года все-таки демонтировали. Колесо поставила в парке Тюильри частная фирма, владельцем которой являлся некий Марсель Кампьон. Однако мэрия французской столицы посчитала, что эта конструкция грубо разрывает так называемую воображаемую «Золотую линию», которая идет от Триумфальной арки до Лувра. И, следовательно,  лишает парижан и гостей города удовольствия в  полную меру наслаждаться городской перспективой. В результате колесо по решению суда ликвидировали.
Забавно, что именно это колесо вдребезги разносят киношный гангстер  Мольтес, которого сыграл Жерар Ланвен, и полиция, преследующая его автомобиль, в боевике "Полный привод" («Le Boulet»), отснятом в том же 2002 году режиссерами Аленом Берберяном и Фредериком Форестье.
Париж не стал родиной колес обозрения, зато невольно дал повод для изобретения его современного варианта. Организаторы Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго в 1893 году поставили задачу «дать американский ответ Эйфелевой башне». В результате  инженер Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший  сконструировал «чёртово колесо» диаметром 75 метров и массой в две тысячи тонны. Его  приводили в движение две паровые машины.  На колесо нацепили 36 кабин, каждое размером с приличный автобус с 20 сидячими и 40 стоячими местами. Таким образом,  общая  разовая вместимость аттракциона оказалась весьма внушительной -  2160 человек. Полный оборот колеса занимал двадцать минут. Колесо перекрывало по высоте самые большие небоскрёбы того времени, но все-таки в  четыре раза проигрывало Эйфелевой башне.
После закрытия выставки колесо Ферриса дважды переезжало и было разобрано в 1904 году после  выставки в Сент-Луисе. Зато имя Ферриса осталось на вечные времена:  по-английски колесо обозрения так и называется -  ferris wheel («колесо Ферриса»). В 1897 году инженер Феррис построил еще и колесо обозрения для Вены. Оно, кстати, до сих пор работает и  является одной из главных достопримечательностей австрийской столицы.
«Монстры» Дальнего Востока
Безусловный успех «Лондонского глаза» породил всепланетный бум лихорадочного строительства таких аттракционов. Так, 6 января прошлого года премьер-министр Малайзии Датук Сери Абдулла Ахмад Бадави торжественно открыл в Куала-Лумпуре «высочайшее колесо обозрения в Юго-Восточной Азии». И это несмотря на то, что малайзийский вариант «Лондонского глаза» значительно ниже – всего 60-метровой высоты. Технически он почти точная копия своего британского «старшего брата», поэтому и название такое похожее – Eye on Malaysia («Взгляд на Малайзию»).
Колесо установлено среди садов на берегу озера Титивангса, с него открывается великолепный вид на весь город. Из 42 кабинок (вместимость – по восемь человек) одна отведена под прием VIP-посетителей, а две оборудованы для людей с ограниченными возможностями. Полный оборот длится 12 минут. Новый аттракцион дал старт рекламной туристической кампании Visit Malaysia, которая шла весь прошлый год.
Австралийцы своего гиганта тоже выкроили по британским «лекалам», и опять-таки не один в один, а на 15 метров ниже – он встанет в нынешнем году на набережной в мельбурнском районе Доклэндс на 120-метровую высоту. «Южная звезда», на возведение которой уйдет 1250 тонн стали и $100 млн, оборудована 21 кондиционируемой кабинкой. По габаритам ее решили «гармонизировать» с соседним мостом Болт через воды гавани Порт-Филипп, в конструкции которого имеются две опорные башни высотой по 140 метров.
Сингапур в августе прошлого года сделал заявку на звание «самого большого обзорного колеса в мире», установив конструкцию высотой 165 метров. Правда, ввод ее в эксплуатацию запланирован лишь на апрель текущего года. Проектировщики утверждают, что с верхней точки сооружения панорама островного государства будет просматриваться в радиусе 45 километров. Вместимость кабинок-капсул – по 28 человек, полный оборот колесо совершает за 37 минут.
По оценкам экспертов, на этом аттракционе будут кататься до 10 млн посетителей ежегодно. А вот Сингапур в феврале этого года завоевал абсолютный титул города-владельца «Самого большого обзорного колеса в мире», установив конструкцию высотой 165 метров. Проектировщики утверждают, что с верхней точки сооружение панорама островного государства просматривается в радиусе 45 км.  Вместимость кабинок-капсул – по 28  человек, полный оборот колесо совершает за  37 минут.
Заявки Китая
«Сингапурский глаз» на пять метров обошел по высоте колесо обозрения, запущенное в мае 2006 года в Китае, в городе Наньчан (провинция Цзянси). Сооружение "Звезды Наньчана" обошлось в 57 млн юаней (более $7 млн). Каждая из 60 кабинок колеса вмещает восемь человек. Длина световой гирлянды, которая украшает колесо, составляет 6,5 тыс. метров, а время, за которое колесо делает полный круг, - около 30 минут.
Впрочем, Китай и не думает уступать в этой «гонке по вертикали». Сначала он запланировал воздвигнуть 200-метровое суперколесо в Шанхае, способное поднять в 36 кабинках одновременно 1100 человек. Но недавно этот слишком уж дорогостоящий проект (сметная стоимость его превышала 2 млрд юаней, или $270 млн) свернули, решив на том же месте поставить 100-метровый небоскреб.
В Пекине между тем продолжают возводить еще более невероятную конструкцию высотой в 208 метров. Собственно, "Пекинскую небесную лодку" (Beijing Sky Boat) собирались запустить в облака в августе 2008 года, к самому началу летней Олимпиады. Однако теперь на сайте компании «Великое колесо» (The Great Wheel), которая занимается строительством аттракциона с бюджетными затратами на сумму $99 млн (по другим данным – до $300 млн), появилась информация, что календарь работ сдвигается, и в эксплуатацию это гигантское сооружение войдет не ранее 2009 года.
«Небесная лодка» оборудована 48 кабинками вместимостью до 40 человек – целый «летающий автобус» весом в 18 тонн. Нетрудно подсчитать, что максимальная единовременная загрузка аттракциона составит 1920 человек.
Тесно на Олимпе
Составители Книги рекордов Гиннеcса не торопятся вносить в соответствующую рубрику новые имена абсолютных рекордсменов, поскольку в лидирующей группе творится невероятная толкотня. А вдруг, скажем, китайскую заявку на мировое лидерство успеет опередить проект «Вояджер» в Лас-Вегасе высотой 182 метра, сдача которого тоже намечена на 2009 год? Это колесо обозрения стилизовано под космический аппарат «Вояджер», а его 30 кабинок вместимостью по 20 человек каждая, оборудованные стойкой бара и комнатой отдыха, называются «орбитальными станциями».
Другой особенностью этой весьма элитной конструкции (все-таки она встанет не где-нибудь, а в мировой столице игорного бизнеса) будет четырехэтажный развлекательный комплекс, подвешенный в самом центре колеса, в его ступице. Там разместятся шикарный ресторан, несколько ночных клубов, казино, плавательные бассейны и террасы панорамного обзора. В трехэтажном основании конструкции, помимо комплекса загрузки пассажиров, предусмотрены автомобильный выставочный павильон, несколько ресторанов и крупный торговый комплекс.
Не исключено, однако, что и китайцев, и американцев успеет обойти Берлин, власти которого намерены установить гигантское колесо обозрения высотой в 185 метров, то есть на три метра выше, чем «Вояджер». По крайней мере, они клятвенно уверяют, что сделают это за один год. Пока же ждут окончательного утверждения стройплощадки под будущий аттракцион: то ли у знаменитого зоопарка, то ли в восточной части города, у вокзала Остбанхоф. Более осторожные прогнозы относят реализацию этого проекта на конец 2009 года. Кабинок у берлинского колеса будет 36, полный оборот оно будет делать за 35 минут, а стоимость билета, по предварительным расчетам, составит 11 евро.
Тоже уйдет на 185 метров в небо и тоже в 2009 году колесо обозрения, которое британская компания Great Wheel Corporation сооружает в ОАЭ. Аттракцион встанет на территории развлекательного комплекса "Дубайленд", расположенного в получасе езды от Дубая. Неподалеку построят также элитный ресторан и большой жилой район.
Пропускная способность колеса, оборудованного 30 кабинами-капсулами, составит 7,5 млн человек в год, но реальная оценка заполняемости более консервативна - около 2 млн человек ежегодно. Реализация этого проекта обойдется в 250 млн дирхамов (свыше $68 млн).
А пока самое высокое (60 метров) на Ближнем Востоке колесо обозрения работает в эмирате Шарджа. Оно обошлось застройщикам ровно в десять раз дешевле, зато восьмиместных кабинок у него - 42.
Московская десятка
В Москве на сегодняшний день числится десять колес обозрения. Они установлены в различных парках нашей столицы. Высота самого низкого из этих колес - 29 метров, самого большого ("Москва-850" на ВВЦ) - 73 метра. Возраст большинства аттракционов – десять лет, но есть и один раритетный - колесо обозрения в Измайловском парке. В прошлом году ему исполнилось полвека. Причем, как утверждает его конструктор, 75-летний Георгий Хромов, оно вполне способно добросовестно послужить людям еще лет пятьдесят.
Измайловское колесо обозрения – второе по высоте в столице (50 метров). Его поставили в Измайловском парке в 1957 году по личному распоряжению Никиты Сергеевича Хрущева к открытию Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Очевидно, именно с этой поры повелась и традиция катания молодоженов на Измайловском колесе.
За свою полувековую жизнь колесо прокатило почти полтора миллиона человек, причем до 2006 года его ни разу не подвергали капитальному ремонту. И только в августе 2007 года его вновь открыли после годичного перерыва, за время которого ремонтники перебрали все его узлы и конструкции. Поставили также новые четырехместные кабинки, перекрасили все сооружение. «Поездка» на этом колесе длится десять минут.
Сергей СВИСТУНОВ


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72