туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
АЛЕКСАНДР III
«Державному основателю Великого Сибирского пути» – такой была подлинная надпись на пьедестале знаменитого памятника Александру III работы Паоло Трубецкого в Петербурге. Надпись точно определяла стилистику памятника: богатырь на битюге, прорвавшийся через горы и тайгу к Тихому океану и стоящий у начала «великой диагонали» России – от Петербурга до Владивостока. Памятников Александру III на Транссибе должно было быть три: в начале магистрали, в середине (в Иркутске) и в конце. Памятник во Владивостоке установлен не был, иркутский – недавно воссоздан, а в Петербурге собираются вернуть «державного основателя» на исконное место. ВОКЗАЛЫ
Вокзалы на Великом Сибирском пути – в зависимости от размеров и инфраструктуры – делились на четыре класса. Большинство относилось к «низшим» классам, но строительство даже самых небольших станционных помещений – никаких «типовых» проектов тогда не существовало! – доверялось обычно лучшим архитекторам, многие из которых сегодня незаслуженно забыты. Характерный пример такого «заповедно-вокзального» участка к пути – отрезок Кунгур – Екатеринбург. «Там каждый вокзал – подлинный шедевр», - пишет современный историк. При «больших» вокзалах имелись залы гостиницы, специальные храмы, роскошные рестораны, залы ожидания для пассажиров трех классов, но даже в придорожном «скворечнике» где-нибудь в сибирской тайге или степи пассажир мог найти «стильные» деревянные диваны, жаркую печь и стакан кипятка из самовара или титана. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ
Замечательный русский писатель и выдающийся инженер-путеец. Был главным «мозговым центром» при строительстве Западно-Сибирской железной дороги. Именно Гарин-Михайловский считается основателем крупнейшего города Сибири – Новониколаевска (ныне – Новосибирск) – он выбрал для него место на месте небольших деревенек Кривощекино и Гусевка. ДОРОЖНАЯ КНИГА
Именно так следовало бы назвать старые путеводители по Транссибирской магистрали, представлявшие собой не карманные и удобные в обращении книжки, а весьма качественно изданные солидные фолианты, явно рассчитанные на медленное чтение перед поездкой или в самом вагоне. Весьма информативное описание каждого города или станции предварял подробный очерк роли Сибири в истории и в хозяйстве России, истории строительства дороги. Поскольку строительство дороги и развитие бывших окраин продолжалось, «дорожные книги» до 1916 г. переиздавались ежегодно. Последний, очень краткий, скупо иллюстрированный, малоинформативный и крайне идеологизированный путеводитель по Транссибу? был издан в 1968 г., и о чем-то хотя бы отдаленно похожем на старые «дорожные книги» пассажиру сегодняшнего транссибирского экспресса остается лишь мечтать. ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ
Половина, Зима, Тайга, Глухарь, Свеча, Жаргон, Украина, Мальта, Некруглый, Тяжелый, Нюра, Шуба, Котик, Солянка, Семёрка… Это не стихи поэта-авангардиста и не бессвязный набор слов, а некоторые из любопытнейших названий станций, встречающихся на Транссибирской магистрали. Происхождение некоторых из них весьма любопытна. «Половина» – это ровно половина пути по транссибирской трассе до Владивостока (по КВЖД). «Зима» и «Тайга» – понятно. А «Ерофей Павлович» (Хабаров – Г. О.)… Начальство сочло, что на карте и без того много названий, происходящих от фамилии знаменитого землепроходца. И тогда строители станции назвали ее… по имени и отчеству путешественника. К сожалению, за сто лет истории Транссибирской магистрали ни одного серьезного труда, посвященного топонимике ее станций, так и не появилось ЗАГАДКИ
Несмотря на относительную молодость Великого Сибирского пути, его история содержит уже немало загадок, порожденных, главным образом, спецификой положения железной дороги, этого своего рода государства в государстве в хозяйстве страны. Например, доныне неизвестно, когда именно прошел первый сквозной поезд от Москвы до Владивостока. Неизвестно, когда транссибирский экспресс получил имя «Россия» и был раскрашен в цвета национального флага. Когда, а, главное, почему для «главного поезда» страны был избран сегодняшний, северный вариант пути? Ведь «южные» (в частности, через Нижний Новгород) значительно короче? ИНЖЕНЕРЫ
Техническая начинка Великого Сибирского пути – выдающийся памятник русской инженерной мысли. Главное правило строительства, негласно узаконенное Александром III – «только русскими людьми и только из русских материалов». На всем протяжении трассы от Челябинска до Владивостока несколько верст рельсов английского производства было уложено только в районе станции Минино, близ Красноярска. Все остальное было построено русскими мастерами и инженерами – в том числе немалое количество уникальных мостов, один из которых – через Енисей у Красноярска, построенный по проекту Л. Проскурякова – был удостоен Гран-при на Парижской всемирной выставке 1900 года. Поэтому многие станции (Вяземский, Дроздов и т. д.) на пути от Москвы до Тихого океана названы именно в честь инженеров КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ДОРОГА
81 километр пути, 38 тоннелей, 47 мостов и виадуков, 280 подпорных стенок – такова краткая «формула» этого чуда русской строительно-инженерной мысли. Первоначально транссибирский путь шел от Иркутска по левому берегу Ангары до ее истока, где поворачивал на юго-восток и шел прямо в вырубленном в скалистом берегу Байкала кулуаре до станции Слюдянка. Трасса была построена в 1904 –1905 гг. со скоростью строительства 50 см в день и расходом взрывчатки 1 вагон на 1 км. В середине 1950-х, после повышения, вследствие строительства ГЭС, уровня Ангары и строительства нового, обходного участка пути, байкальский участок, некогда самый охраняемый на трассе, оказался заброшенным. Сегодня он сохранил практически в неизменном виде свыше 80% путевой инфраструктуры (вокзалы, тоннели, разъезды) и все виды на «славное море», но туристический потенциал этой поистине уникальной магистрали используется сегодня явно недостаточно. ЛЕДОКОЛЫ
До 1905 г. ледоколы «Байкал» и «Ангара», построенные в конце XIX в. Англии, а потом заново собранные на берегу Байкала, были непременной принадлежностью путешествия по Великому Сибирскому пути. В порту Байкал (первоначально пути по берегу озера не существовало, а в самые морозные зимы рельсы укладывались прямо на байкальский лед) все вагоны и часть пассажиров грузились на ледокол «Байкал», а оставшиеся пассажиры – на «Ангару», на которых и доплывали за несколько часов до продолжения «железки» на станциях Мысовая или Танхой. В 1919 г. четырехтрубный «Байкал», одно из технических чудес того времени, был сожжен красными при отступлении. «Ангара» же, не раз горевшая и лишившаяся ходовой части в советские времена, чудом уцелела, и сегодня, находясь после реставрации на вечной стоянке на Ангаре, является одной из главных достопримечательностей Иркутска. МАРШРУТ
За сто с лишним лет содержание понятия «Великий Сибирский путь» не раз менялось. Сначала им называлась трасса от Челябинска и Златоуста до истока Ангары (порт Байкал), где пассажиры переправлялись через «славное море», и от Мысовой или Танхоя следовали до Читы или Сретенска. Там можно было продолжить путь на пароходе до Хабаровска (далее – снова на поезде) или по КВЖД (Китайской Восточной железной дороге) через Харбин до Владивостока. После открытия в 1916 г. сплошного пути до Тихого океана транссибирский экспресс отправлялся с Казанского вокзала и следовал через Рязань, Самару, Уфу, Казань, Челябинск, Екатеринбург и т. д. (юго-восточный «ход») Сегодня Транссибирской магистралью называется маршрут поезда 1/2 «Россия» через Ярославль, Данилов, Буй, Вятку, Пермь и далее на Кунгур и Екатеринбург, Путь протянулся на 94 градуса по долготе и всего лишь на 16 по широте (от широты Данилова до широты Сухума). НУРЕЕВ
Самый знаменитый из уроженцев Великого Сибирского пути. В графе «место рождения» у великого танцовщика и балетмейстера, родившегося в 1938-м, было записано: «Перегон Зима – Иркутск Транссибирской магистрали». Известно, что этой записью, как и «вагонным отечеством» – ведь место рождения не купишь!–- Нуреев гордился не меньше, чем своими артистическими трофеями и художественными коллекциями. ОТПОР
Так - в память о «белогвардейском мятеже» 1927 года до конца 1950-х называлась последняя станция (ныне – поселок городского типа Забайкальск) на ответвлении Транссиба, ведущем на юго-восток от Карымской, следующей узловой станции после Читы. Именно через Забайкальск и Манчжурию до 1916 года, когда был достроен участок пути Нерчинск – Хабаровск, проходил магистральный путь на Владивосток. Сегодня «музейный», мало изменившийся с начала прошлого века однопутный участок с разъездами Карымская – Забайкальск – уже сам по себе представляет интереснейший объект туристического показа. ПЕЙЗАЖИ
Говорят, что заоконные пейзажи и ландшафты Великого Сибирского пути – отражение многих граней русского характера. Умиротворенное спокойствие – леса Ярославской, Костромской, Вятской областей. Лихая удаль и сила – долины, горы и реки Урала и гор Сибири. Беспросветная скука и безделье – бесконечные равнины и болота Западной Сибири. Запойная, беспросветная тоска – забайкальские плоскогорья. «Охота к перемене мест» и ко всему непривычному – экзотические леса Приамурья и Сихотэ-Алиня. Одним словом, любой едущий от Москвы до Владивостока легко отыщет себе пейзаж по вкусу. РЕКИ
Точного числа рек, которые пересекает Великий Сибирский путь, не подсчитал еще, кажется, никто. Тех, которые принято относить в великим - шесть. Волга, Кама, Иртыш, Обь, Енисей, Амур. Но самые интересные – те, что не поперек, а вдоль трассы. Сылва за Кунгуром – поезд идет не только над руслом, но и иногда выше клубящихся ниже него (!) облаков. Хилок, Ингода, Шилка – вдоль них, в выдолбленном скалистом кулуаре поезд идет почти сутки (!). Почему-то именно реки вызывают наибольший интерес у путешественников по Транссибу – не потому ли, что для наших предков, не знавших железных дорог и автобанов, именно реки были когда-то основными артериями жизни? СЛЮДЯНКА
Одна из самых колоритных и «заповедных» станций Великого Сибирского пути. Транссибирский экспресс стоит на ней от 15 до 20 минут, пассажир имеет возможность осмотреть и вокзал, построенный в начале ХХ века, и никогда не закрывавшуюся деревянную церковь при нем, и памятник министру путей сообщения князю Хилкову, и даже (издали) увидеть гладь озера Байкал. ТОННЕЛИ
Самый длинный из «старых» тоннелей на Транссибирской магистрали – Хабартуй – находится на ее Кругобайкальском ответвлении и имеет длину чуть более километра. Самый же знаменитый находится в районе Яблонового хребта (Читинская область) и немного похож на триумфальные ворота: с восточной стороны огромная надпись на фронтоне гласит «К Атлантическому океану», с западной – «К Великому океану». В 1937 –1942 гг. был построен почти большой (около 6 км, точная протяженность засекречена до сих пор) тоннель под Амуром, «дублирующий» Алексеевский мост через него. Сегодня по нему идут поезда в западном направлении. ФАБЕРЖЕ
Великий русский ювелир, как говорили современники, был большим поклонником транссибирского проекта, и не исключено, что идея посвятить ему «царское» пасхальное яйцо 1900 года, ныне находящееся в Оружейной палате, принадлежала именно ему. В яйцо, увенчанное золоченым двуглавым орлом, вложен складной «сюрприз» – сделанный из золота, серебра, бриллиантов и изумрудов миниатюрный макет первого транссибирского экспресса. Вагоны разных классов, паровоз с крохотным прожектором, вагон-церковь – масштаб и окраска соблюдены весьма точно. ХИЛКОВ
Князь Михаил Иванович Хилков возглавлял Министерство путей сообщения в период строительства Транссибирской магистрали с 1895 по 1905 гг. Рюрикович по происхождению, член одной из знатнейших фамилий России, он мог бы стать министром уже по самому факту своего рождения. Но Хилков отправился сначала в Америку, а потом в Англию. Там он дважды (!) прошел путь от простого работяги у топки до крупного железнодорожного начальника. Только после этого он согласился возглавить российское МПС. В 2002 г. Хилкову поставлен памятник на берегу Байкала. ЦЕНЫ И СРОКИ
В начале ХХ века путешествие от Москвы до Владивостока, при средней скорости поезда в 35 верст (около 40 км) в час, занимало 10 суток и стоило – в первом классе, включавшем душевые и тренажерный зал в специальном вагоне,114 рублей. Для сравнения: квалифицированный рабочий, например, на Путиловском заводе в Петербурге получал в месяц от 30 до 50 рублей, фунт (330 г) черного хлеба стоил копейку, а обед в рабочей или студенческой столовой – от 5 до 10 коп. Сегодня купейный билет до Владивостока в фирменном транссибирском экспрессе «Россия» (в пути – 6 суток 4,5 часа) стоит от 10 до 12 тыс. рублей. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Державный основатель Великого Сибирского пути, не обладая большими интеллектуальными способностями, ценил тем не менее людей умнее себя и умел к ним прислушиваться. В результате к строительству Транссибирской магистрали были привлечены лучшие технические и управленческие (Витте, Хилков, Куломзин и др.) силы империи, и – уникальный случай в истории России! – в одной, очень жесткой «упряжке» работала целая дюжина министерств, причем, поскольку Комитет по строительству возглавил наследник престола, обычные ведомственные дрязги и срывы сроков заведомо исключались. В результате сквозной пути от Урала до Тихого океана был проложен менее чем за 10 лет. ШЕДЕВРЫ ЗОДЧЕСТВА
Трасса сегодняшнего транссибирского экспресса подобна во многих местах маршруту комфортабельного туристического автобуса, имеющего обширный обзор на окружающие достопримечательности. Например, только на первом участке Великого Сибирского пути, не выходя из купе или вагона-ресторана можно увидеть: Троице-Сергиеву лавру, опричную столицу Ивана Грозного в Александровой слободе, Ростовский кремль, уникальные храмы – Иоанна Богослова на реке Ишне и Иоанна Предтечи в Толчкове (оба XVII в.), исторические центры Перми, Кунгура и других старинных городов. Не говоря уже о том, что многие вокзалы (Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Кунгур, Владивосток и т. д.) с прилегающими сооружениями – храмами, часовнями, депо, водонапорными вышками – представляют собой выдающиеся архитектурные памятники. ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ
Весьма символично, что нынешний путь от Москвы до Владивостока протяженностью 9289 км начинается именно на Ярославском (б. Северном) вокзале – одном из красивейших в мире. Построен он был в начале ХХ века великим зодчим Федором Шехтелем, но включает и предыдущее, возведенное в 1860-х годах. вокзальное здание, и построенную сто лет спустя типовую стекляшку. Вокзал произвел на современников столь сильное впечатление, что здание Владивостокского вокзала, построенное в 1910-1912 гг. Н. Коноваловым, было его «репликой», хотя до отправления первых транссибирских поездов с Ярославского вокзала было еще далеко. Георгий ОСИПОВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|