туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Лидеры остались прежние
Главная задача – обеспечить рост страховой культуры туристов «Ренессанс Страхование» - один из лидеров отечественного страхового обеспечения туристической деятельности. И не случайно компания одной из первых стала работать на новом для российского бизнеса рынке фингарантий. Рекордная сумма удовлетворения финансовых претензий по одному из наступивших страховых случаев - 2,3 млн. руб. - тоже пришлась на «Ренессанс Страхование». Первым опытом работы страховщиков на этом направлении, профессиональным взглядом на существующие проблемы делится Елена СКУРАТОВА, управляющий директор по комплексному страхованию в туризме, компания «Ренессанс Страхование» На сегодняшний день наша компания заключила порядка 200 договоров страхования ответственности туроператоров, в том числе 132 в Москве. По этим договорам зафиксировано около 50 обращений, в том числе десяток - на крупные суммы. Далеко не все они признаны страховыми, поскольку туристы пока еще плохо понимают, в каких именно случаях им следует обращаться непосредственно в страховую компанию. Порой речь идет не о компенсации реального ущерба, который возник в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, а скорее о довольно простых организационных вопросах, легко решаемых на уровне турфирмы.
Именно поэтому мы открыли в прошлом году специальную телефонную «горячую линию», на которую за месяц поступило более 800 звонков. Анализ этих обращений позволил лучше организовать работу с клиентами в сфере туризма. Сейчас на рассмотрении в компании находятся 11 случаев страховой ответственности по фингарантиям на сумму 620 тысяч рублей. Сразу оговорюсь: динамику доходности или убыточности страховой деятельности по финансовым гарантиям пока оценить сложно, мы предполагаем, что сможем сделать более четкие выводы не ранее чем через три года действия нового вида страхования. Это связано в том числе и с истечением срока исковой давности первых договоров страхования ответственности туроператоров. Ведь уплаченная страховая премия не может быть признана в полном объеме доходом страховщика: часть этих денег формирует резерв незаработанной страховой премии, часть резервируется под будущие страховые выплаты в той доле, которая соответствует характеру риска. По этой же причине, например, весьма удобные для туроператоров трехгодичные договоры страховой ответственности - они уменьшают оборот документов, экономят время и трудовые затраты - усложняют отчетность страховщиков. Скажем, комиссию страховым посредникам компания платит только после вступления договора в силу, причем все равно считается, что он вступает в силу частями, каждый год. В результате оплаченная страховая премия по таким договорам, еще не вступившим в силу, будет фактически являться нашей задолженностью перед клиентами. После введения нового законодательства страховое сообщество волей-неволей выступило неким фильтром, санатором рынка туроператоров. Ведь прежде чем подписать с турфирмой договор о страховой ответственности, потенциального клиента тщательно проверяет и служба безопасности страховщика. Мы, например, обнаружили, что паспорта учредителей одной из обратившихся в «Ренессанс Страхование» туроператорских компаний числятся утерянными, а на одного из учредителей даже заведено уголовное дело. Финансовые гарантии стали объектом самого пристального внимания, в частности, рабочей группы при Ростуризме, в которую наряду с чиновниками этого федерального агентства входят представители МВД, Роспотребнадзора, Ассоциации туроператоров России, Федеральной службы страхового надзора, Всероссийского союза страховщиков, ведущих страховых компаний, работающих в сфере обслуживания путешествующих. Главные ее задачи – мониторинг реализации федерального закона о туристской деятельности, отслеживание работы туристических компаний, большая разъяснительная работа по повышению юридической грамотности туристов, в частности, в отношении того, какие нужны документы и куда с ними следует обращаться, чтобы получить страховое возмещение. Именно общими усилиями представителей различных федеральных служб, общественных организаций и профессиональных сообществ решался, в частности, вопрос о первой крупной выплате по новому законодательству о фингарантиях, которые производила «Московская страховая компания» в связи с исчезновением санкт-петербургского туроператора «Алеа». МСК в силу новизны законодательства и сложностей увязки его положений со стандартными правилами страхования ответственности туроператоров требовались экспертная помощь и разъяснения официальных органов, чтобы осуществить выплату правильно, оперативно и с достоинством. И вот, что называется, «всем миром» сделать это удалось. Тот факт, что финансовые гарантии оказались в подавляющем большинстве своем обеспечены договорами страхования ответственности туроператоров, а не банковскими гарантиями, считаю закономерным. Для банков это очень небольшой объем бизнеса, они в нем не очень-то заинтересованы, поэтому и подключились к процессу оформления фингарантий на более позднем этапе, когда основной вал заключаемых договоров уже прошел. Собственно, и для страховщиков объемы невелики, поэтому далеко не случайно, что наиболее активно работают на рынке фингарантий именно те компании, которые являются безусловными лидерами рынка страхования туристов. В целом страховые компании лучше банков знают туристический рынок, понимают его специфику. Да и с точки зрения самого туриста куда удобнее обращаться в страховую компанию, чем в банк. Эта сфера деятельности ему знакома лучше, в том числе по другим страховым продуктам - ОСАГО, обязательное медицинское страхование, страхование жизни, имущества и т.д. Он приходит в офис компании, заполняет стандартную форму заявления, сама процедура исковой подачи проста и прозрачна. Иное дело – банк, да я бы и сама растерялась, к кому обращаться и какие документы готовить, случись мне попасть в подобную ситуацию. Еще один важный фактор – отсутствие срока исковой давности по банковской гарантии. Через год договор утратил силу – все, вопрос закрыт. Одна из главных дилемм законодательства по фингарантиям – размытое определение страхового случая по договору страхования ответственности туроператора. Неясно, что должно было произойти в течение срока действия договора страхования – событие, которое нанесло туристу реальный ущерб, либо факт установления обязанность туроператора возместить этот реальный ущерб. Бюрократические процедуры тянутся долго, скажем, во Франции всевозможного рода расследования и проверки по факту ДТП, в которое попал автобус с российскими туристами, длились два года. Страховое сообщество в рамках рабочей группы с участием представителей Ростуризма внесло в стандартные правила страхования уточнение, решив, что отправной точкой является момент причинения ущерба. Поэтому, если даже срок прежнего договора ответственности истек и туроператор заключил договор с другой страховой компанией, все равно прежний страховщик несет ответственность по наступившему ранее страховому случаю. Современная отечественная туристическая индустрия еще очень молодая, российский турист в массе своей все еще человек неискушенный, не владеющий иностранными языками, плохо ориентирующийся в незнакомой ему среде, соответственно, отсутствует у него и страховая культура. Ситуация кардинально изменится, когда наш турист, отправляясь в поездку, начнет страховать не только медицинские, но и другие страховые риски – по отказу в визе, утере или задержке багажа, по оказанию ему юридической помощи в стране пребывания и другие, а также научится требовать от турагентской компании детального письменного перечисления обещаемых ему менеджером услуг и требовать оформления этого списка как составной части договора покупки тура. Тогда резко сузится сама сфера применения фингарантий. В идеале ответственность страховщиков по финансовым гарантиям должна свестись исключительно к серьезным страховым случаям, главным образом, связанным с банкротством или финансовой несостоятельностью туроператора. Беседовал Сергей СВИСТУНОВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|