Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Июль 2008
« Вернуться к журналу  

Секреты эстонской кухни
В последнее время тема страхования путешествующих обрела в России особую актуальность, особенно в свете возможных изменений в законодательстве и вероятности введения обязательного страхования граждан, выезжающих за рубеж. Как этот вид страхования работает на других рынках? Есть ли возможность поучиться?
В качестве примера можно рассмотреть страховой рынок Эстонии и проанализировать как общие черты, так и общие проблемы. Кому-то подобное сравнение может показаться не вполне корректным, однако, по мнению автора, заглянуть на соседскую кухню всегда полезно – лучше учиться на чужих ошибках.
 
Обманчивая прозрачность
Основными факторами, определяющими рынок страхования туристов в Эстонии, являются его объем, членство Эстонии в Европейском Союзе и большое количество стран, куда граждане Эстонии могут въезжать без оформления виз. Можно предположить, что рынок страхования в стране с населением менее полутора миллионов человек является полностью прозрачным. Но первое впечатление оказывается обманчивым.
Во-первых, с момента вступления Эстонии в Евросоюз 1 мая 2005 года пограничная статистика по количеству выезжающих за границу не ведется, поэтому в данной области можно оперировать лишь данными социологических опросов.
Во-вторых, официальная статистика страхового рынка до апреля 2008 года покрывала только эстонские страховые компании и не давала полного обзора объемов страхового рынка.
И наконец, представители местных страховых компаний,  как, впрочем, и в других странах, не спешат делиться всей информацией о страховом портфеле и относительной доле различных рисков, а также выплат по ним (медицинское страхование, страхование от невыезда/прерывания поездки, страхование багажа).
Анализ рынка выездного туризма Эстонии свидетельствует, во-первых, об общем увеличении выездного турпотока и, во-вторых, о его перераспределении в течение последних лет. Несмотря на то, что соседние государства (Финляндия, Россия, Латвия, Швеция) остаются лидерами выездного туризма, по мнению участников рынка, турпоток в Россию и страны СНГ в силу объективных причин, среди которых естественное старение населения, ослабление родственных связей, визовые требования, сокращается. Одновременно поток в страны ЕС и места массового туризма (Турция, Египет, Греция, Кипр, Испания, Хорватия) растет. В последнее время возрастает турпоток и на более экзотических направлениях (например, Таиланд или страны Африки).
По данным опросов эстонских туроператоров, турпоток за рубеж в период 2003–2007 гг. вырос в полтора раза. По данным департамента статистики, в 2007 году жители Эстонии совершили 664 тысячи зарубежных поездок с ночевкой. Около половины выездов за рубеж совершается с целью отдыха. По сравнению с 2006 годом  количество рейсов с целью отдыха выросло приблизительно в полтора раза.
Так как граждане Эстонии могут въезжать безвизово примерно в 80 стран мира, отсутствует и требование обязательного страхования. Исключение составляют Россия, Беларусь и некоторые страны СНГ.
Полис не отменяется
Важным фактором, влияющим на страховой рынок, является единая система медицинского страхования в странах Евросоюза. Все застрахованные в Эстонской больничной кассе (аналог ОМС в России) могут бесплатно получить Европейскую карточку медицинского страхования, действующую на всей территории ЕС. Владелец этой карточки в любой стране Евросоюза обеспечивается необходимой медицинской помощью (без ограничения по сумме) наравне с жителями страны пребывания в медицинских учреждениях, имеющих договор с местной больничной кассой.
Дальнейшие взаиморасчеты производятся между медучреждением и больничными кассами двух стран. Тем не менее наличие карточки не заменяет страховой полис, так как не подлежат возмещению услуги частных клиник, медтранспорт и собственная ответственность пациента, которая присутствует практически во всех странах и может составлять от нескольких десятков до сотен евро. Так например, за визит доктора в Финляндии пациент должен заплатить из своего кармана 22 евро. Поэтому оптимальным может быть вариант одновременного использования системы европейского медицинского страхования и страхового полиса для выезжающих за рубеж. Рост количества поездок и страховой культуры напрямую отражается и на рынке страхования .
По данным Департамента статистики ЭР, объем рынка страхования путешествующих вырос с 2003 по 2007 год на 66%, с 54 до 90 миллионов эстонских крон (с 3,45 до 5,75 млн евро).
Счастливая семерка
В Эстонии услуги по страхованию путешествующих предлагают шесть эстонских страховых компании и латвийская компания BTA, в 2006 году открывшая в Эстонии свой филиал. С апреля 2008 года к ним присоединилась страховая компания Hansa Varakindlustus, 100% акций которой владеет шведский концерн Swedbank. Все остальные эстонские страховые компании принадлежат крупным европейским концернам. Единственной страховой компанией, практически полностью основанной на эстонском капитале, является Inges Kindlustus, однако ее доля на рынке невелика (около 2% в апреле 2008 году).
Несомненный лидер страхового рынка, постоянно укрепляющий свои позиции, –- компания Salva Kindlustus. В ее арсенале сеть представительств на всей территории Эстонии, приемлемая для потенциальных клиентов ценовая политика, прочно налаженные контакты с турфирмами и наличие электронного канала продаж (кроме Salva Kindlustus возможность продажи полисов через интернет есть только у If Eesti Kindlustus).
В качестве дополнительной услуги страхование путешествующих предлагает Hansa Varakindlustus. Страховой полис действителен для владельцев золотых и платиновых кредитных карт VISA/MasterCard, выданных Хансабанком, при условии, что как минимум 75% расходов на поездку оплачено этими картами или через электронные каналы (интернет-банк).
Цена вопроса
Основным страховым продуктом является медицинское страхование, по которому возмещаются расходы на неотложную медицинскую помощь при внезапном заболевании, травме или несчастном случае, а также использование медтранспорта и репатриация. Без медицинского страхования заключение договора страхования отмены/прерывания путешествия и страхования багажа невозможно.
В последнее время заметно увеличилось количество договоров страхования от невыезда/прерывания поездки. Крупные туроператоры и турагенты настоятельно рекомендуют туристам приобрести подобный полис. Все более востребованным становится и страхование багажа, однако одна из особенностей эстонского рынка заключается в достаточно низких суммах страхового покрытия (в среднем около 1000—1500 евро) и жестких условиях страхования, в частности, наличии франшизы.
В обоих случаях страховая сумма не зависит от реальной стоимости тура (багажа), а заранее устанавливается страховщиком и обычно составляет от 5 до 15 тысяч крон (320—960 евро) в случае страхования багажа и от 10 до 25 тысяч крон (640—1600 евро) – от невыезда. При страховании багажа опись имущества не требуется, однако существуют ограничения на стоимость отдельных предметов (около 150—180 евро), а дорогостоящие предметы (фотокамеры, ноутбуки и т. п.) не страхуются вообще. Франшиза (невозмещаемая страховщиком сумма), обычная для большинства европейских стран и полностью отсутствующая в страховании медицинских расходов, — практически обязательное условие при страховании багажа или страховании от невыезда.
Курьезный факт: Недавно одна эстонская страховая компания, выплатившая клиенту страховое возмещение от невыезда (стоимость авиабилетов) за вычетом франшизы, осталась в плюсе на 18 евро, так как умело использовала франшизу и положение о полном возвращении сборов аэропорта при отмене поездки.
В условиях страхования практически всех компаний есть пункт, согласно которому страховая компания освобождается от выплаты страхового возмещения в случае, если он компенсируется третьей стороной. Так, если багаж задерживается или теряется (особенно при путешествиях в пределах Евросоюза), вся вина ложится на авиакомпанию, и туристу гораздо проще взыскать ущерб напрямую. К тому же некоторые страховые компании лишают своих клиентов возможности оформить страховой полис от невыезда или застраховать багаж выезжающих в Россию, на Украину или в Беларусь, считая их территориями повышенного риска.
Интересно обратить внимание на стабильный рост коэффициента убыточности (график 3). По мнению аналитиков, подобный рост связан с увеличением доли страхования от невыезда/прерывания поездки, характеризующимся высокой убыточностью.
Стоимость страхового полиса практически никогда не включается в стоимость тура, по выбору туриста он приобретается за дополнительную плату. С одной стороны, это расширяет возможности выбора для туриста, с другой – в известной степени делает его заложником турфимы, которая подчас может предложить вариант страхования, более выгодный для нее самой, например с большим процентом агентских комиссионных.
Этим искусно пользуются страховые компании, «покупающие» таким способом дополнительный канал продаж. Это достигается как прямыми (размер агентской комиссии), так и косвенными методами (программы индивидуального поощрения агентов).
Еще несколько лет назад размер агентских комиссионных колебался в пределах 20—25% от объема брутто-премии, но в последнее время некоторые компании, особенно активно выходящие на рынок, предлагают агентам до 50% комиссионных.
Если подобные методы, при всей их экономической целесообразности, являются вполне приемлемыми, то этическая сторона персональных бонусных программ для турагентов неоднократно подвергалась критике как со стороны самих турфирм, так и Союзом турфирм Эстонии.
Хочешь успеха – готовься к войне
Практически на любом рынке присутствуют элементы ценовой войны и демпинга. Не является исключением и эстонский рынок страхования путешествующих. Как и везде, часть компаний (в основном ориентированных на страхование бизнес-туристов) держит достаточно высокие тарифы при высоких суммах страхового покрытия, остальные демпингуют, играя при этом суммами страхового покрытия. Парадокс заключается в том, что основным объектом демпинга является Россия, и это при том, что наличие страхового полиса является необходимым условием получения визы.
Разница в стоимости полиса весьма ощутима: если основные компании, работающие на российском рынке, предлагают недельный страховой полис с покрытием 10–15 тысяч долларов США всего за 30 крон (менее 2 евро), то стоимость аналогичного полиса в If — 5 евро, в ERGO — около 7 евро, а в Seesam — практически 8 евро. Стоит оговориться, что эти компании предлагают и больший объем страхового покрытия, начинающийся с 16 тысяч евро.
Нельзя обойти вниманием и факт, что за последние два года стоимость годового страхового полиса в Россию, покрывающего медицинские расходы на сумму 10–15 тысяч долларов США, уменьшилась с 40 до 30 евро.
У лидеров рынка, покрывающих сегмент страхования туристов, стоимость европейского страхового полиса, включающего страхование от невыезда/прерывания путешествия, практически не отличается: около 13 евро за недельный полис и 18 евро за двухнедельный.
Интересно и процентное соотношение стоимости охвата различных рисков. При заданных суммах страхового возмещения размер тарифа составляет от 0,5% до 4% при страховании от невыезда (при страховой сумме около 1 тыс. евро) и от 1 до 7 процентов при страховании багажа (при страховой сумме около 600 евро).
При обсуждении темы страхования практически неизбежно возникает вопрос и о его этической стороне: все ли клиенты равны для страховых компаний? Насколько ответственны сами клиенты за выбор (или невыбор) того или иного страхового продукта? Как и в большинстве европейских стран, к пожилым людям старше 65 лет в Эстонии применяется повышенный тариф, оформить страховой полис человеку старше 75 берется лишь одна компания, Inges Kindlustus, применяя при этом двойной тариф.
В качестве другого примера можно привести страхование беременных женщин. По странному совпадению, страховые случаи с этой категорией застрахованных путешественников, вызвавшие широкий общественный резонанс, произошли в 2007 году как в России, так и в Эстонии. Факт остается фактом, страховые компании ни в одной стране мира не являются так называемой «страховой кассой», откуда любой желающий может получить деньги. Это коммерческие предприятия, по договору со страхователем возмещающие ущерб по вполне конкретным рискам, а оценить возможные риски может лишь сам страхователь.
В конкретных ситуациях год назад как Россия, так и Эстония пытались «сохранить лицо», оказав попавшим в тяжелую ситуацию гражданам помощь на государственном уровне. Вместе с тем подобная практика идет вразрез с основами страхования, предусматривающего также личную ответственность страхователя.
Это лишь краткое, отнюдь не исчерпывающее описание эстонского рынка страхования путешествующих. В целом его можно сравнить со знаменитой таллиннской килькой, рецепт консервирования которой тщательно скрывается, но вкус известен многим. Остается лишь надеяться, что с ростом страховой культуры рецепт будет улучшаться. Вместе с тем не стоит забывать: перед покупкой всегда следует внимательно изучить надпись на упаковке... Впрочем, это относится ко всем видам страхования во всем мире.
Филипп КУХАРЕНОК
Автор – эксперт по страхованию в туризме, страховая компания Inges Kindlustus

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72