Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2007
« Вернуться к журналу  

Учись, студент

Генеральная схема размещения отелей в Москве до 2010 года предусматривает увеличение гостиничного фонда города в 2,5-3 раза. Новым отелям потребуется большое число сотрудников, в первую очередь так называемый линейный персонал. Готовы ли профильные вузы обеспечить отрасль кадрами высокого уровня подготовки в нужном объеме? Для ответа на этот вопрос обратимся к статистике. В 2006 году из стен профильных учебных заведений вышли почти 1,3 тыс. человек, в том числе 425 специалистов по менеджменту в гостиничном и туристическом бизнесе, 566 - по экономике и управлению туризмом и гостиничным хозяйством, 237 - по гостиничному сервису и 60 - по организации обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. Цифры, прямо скажем, не обнадеживают.
Александр Родионов, председатель Молодежного совета гостиничной отрасли Москвы, на круглом столе «Подготовка молодых специалистов. Взгляд вузов и отелей» отметил, что сегодня наблюдается высокая заинтересованность молодежи в работе в сфере услуг. По его словам, молодых специалистов привлекает перспектива общения с иностранными гостями, возможность приобрести профессиональный опыт. Многие выбирают работу в гостиничной отрасли потому, что ее можно совмещать с учебой.
В России молодые специалисты, как правило, начинают трудиться, будучи студентами четвертого курса. Но менеджеры по персоналу столичных гостиничных предприятий отмечают низкую практическую подготовку таких кадров. Отели международных брендов (их в Москве уже около двадцати) проводят системное обучение персонала в соответствии с требованиями управляющих компаний. Гостиницы, не входящие в сети, не всегда могут посылать сотрудников на переподготовку. В некоторых объектах размещения существует система «наставничества», когда опытные работники помогают новичкам и курируют их, но в России это практика пока мало распространена. Актуальная проблема отрасли – «текучка» кадров. Имея опыт работы в «брендовом» отеле, специалисту проще попасть на хорошую должность в другую гостиницу. Молодежь дольше задерживается в гостиницах «советского типа».
Ряд факторов отталкивает выпускников профильных вузов от работы в гостиничной сфере. В первую очередь это низкая заработная плата. «В гостиничных предприятиях сейчас нет профсоюзов, поэтому некому требовать повышения уровня оплаты труда, - отмечает Гурген Мкртчян, заместитель начальника управления мониторинга программ развития гостиничного хозяйства ГАО «Москва». - К 2010 году в Москве должно быть построено 500 гостиниц на 200 тысяч мест, конкуренция между объектами размещения усилится, понадобятся новые кадры. Так что сотрудникам столичных отелей должны будут платить больше».
Работа в гостинице  связана с большими нагрузками. В четырех- и пятизвездных объектах размещения сотрудники всю смену проводят на ногах, они должны все время улыбаться и иметь опрятный внешний вид. Питание часто не предусмотрено, перерывы на обед и ужин минимальные. Молодые специалисты отмечают и то, что у них мало возможностей для карьерного роста – «подняться» на более высокую ступень реально только при переходе в другую гостиницу.
По мнению Александра Родионова, отели должны быть заинтересованы в молодых специалистах, активно сотрудничать с вузами: организовывать производственные практики, семинары, лекции, вносить свои предложения по улучшению учебных программ. В российских вузах практически все учебное время отводится изучению теории, тогда как первые годы обучения в зарубежных школах посвящены практическому знакомству с индустрией гостеприимства, а на старших курсах студенты приступают к изучению менеджмента, зная работу гостиниц изнутри.
Объединение под одним направлением подготовки кадров для турфирм и гостиниц (специализация «туризм и гостиничное хозяйство») привело к тому, что большинство дисциплин специализации в учебных планах вузов РФ относится к туристскому профилю. Многие высшие учебные заведения не обладают материальной базой для полноценной подготовки кадров, особенно в сфере стажировок за рубежом. Вместе с тем ожидания при устройстве на работу у выпускников часто завышенные – многие сразу хотят претендовать на управленческие позиции, а гостиницы предлагают им начать карьеру с низших должностей. Более тесный контакт с отелями в период обучения студентов в этом плане был бы взаимовыгодным. Государственная власть должна создавать более благоприятные условия для эффективного взаимодействия профильных учебных заведений и гостиниц.
Не менее остро в отрасли стоит проблема привлечения молодых педагогических кадров в профильные учебные учреждения. Плохо работает система стимулирования работы преподавателей. Важно, чтобы педагоги были заинтересованы в улучшении результатов обучения студентов. «Удручает отсутствие тесных связей между отраслевыми вузами и топ-менеджерами гостиниц», - говорит Наталья Сизых, профессор по проблемам управления Института безопасности бизнеса. По ее словам, сегодня нет четкого понятия того, кто к кому должен идти с предложениями о сотрудничестве. У владельцев строящихся российских гостиниц нет определенных и единых критериев отбора персонала, плохо работает система обучения новых сотрудников и повышения квалификации персонала. Цели и задачи, стоящие перед отелями, не доводятся до персонала, не развивается корпоративная культура.
«Основными демотивирующими факторами для работы молодых специалистов в сфере гостеприимства являются низкая зарплата, практически полное отсутствие стимулирования и конкретных перспектив в работе, неуверенность в будущем. Гостиничные предприятия должны это понимать и повышать интерес кадров к работе», - резюмирует Наталья Сизых. «У нас мало практических занятий, отсутствуют строгие стандарты образования в сфере гостеприимства, - продолжает она. - А ведь менеджеры должны обладать не только теоретическими знаниями, но и владеть хотя бы одним иностранным языком, уметь пользоваться основными компьютерными системами бронирования. Важны навыки стратегического и тактического управления. Наше образование не может полностью удовлетворить потребность отрасли, а зарубежные программы оторваны от российской действительности. Поэтому эффективнее всего будет интегрировать зарубежный опыт в отечественное образование».
Специалисты единодушно отмечают, что в России практически нет профессиональных менеджеров среднего звена и хороших кадров линейного персонала гостиниц. Выпускникам профильных вузов нужна дополнительная профессиональная ориентация, а отели должны производить профессиональный отбор кандидатов. В целом в нашей стране ежегодно выпускается по 1,2-1,3 тыс. специалистов начального, среднего и высшего уровней. Для сравнения, во Франции эти цифры составляют соответственно 11, 2 и 5 тыс. человек.
Заместитель директора по учебным вопросам колледжа «Царицыно» Ольга Фомина на конференции по проблемам качества подготовки кадров для гостиничного комплекса Москвы отметила, что фактический выпуск специалистов в четыре раза меньше, чем требуется отрасли. Более того, свыше 50% выпускников никак не связывают свою будущую деятельность с работой в гостиницах.
Ольга Жердева, директор по персоналу отеля «Балчуг Кемпински Москва», рассказала, что в сети гостиниц «Кемпински» 75% персонала – это работники общественного питания, службы размещения и управленцы. В связи с открытием в 2010 году 13 отелей, компании требуется в течение трех лет принять на работу около 17 тыс. сотрудников. Судя по всему, сделать это будет непросто. «У молодых кадров отсутствуют практические профессиональные навыки, слабое знание иностранных языков. К тому же их нужно на своем примере учить позитивному восприятию сервиса и культурному отношению к гостям», - подчеркивает Ольга Жердева. Сеть «Кемпински» уже несколько лет сотрудничает с колледжем «Царицыно». В 2007 году 16 студентов третьего курса проходили практику в отелях сети. Ежегодно компания выдает гранты лучшим студентам - два месяца стажировки в одном из отелей «Кемпински». При условии дальнейшего трудоустройства в одном из отелей сети, гарантируется частичное возмещение расходов на обучение сотрудника в вузах.
Елена Литвинова, директор по персоналу сети отелей «Марриот», также с сожалением констатирует низкий уровень подготовки студентов гостиничных специальностей. «Зачастую нам легче взять специалиста с лингвистического или экономического факультета и переучить его, чем работать с выпускниками профильных вузов», - отмечает она.
Очевидна назревшая необходимость тесного взаимодействия участников гостиничного рынка с Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по туризму, Департаментом образования Москвы, профессорско-преподавательским составом профильных вузов и колледжей, Российской гостиничной ассоциацией, ассоциацией «Мостуротель» и ГАО «Москва». Речь, в частности, идет о совместной разработке профессиональных стандартов образования по гостиничным специальностям, системы контроля качества подготовки специалистов.
«Беда многих учебных заведений - недостаток финансирования. Ребята у нас учатся талантливые, но их нужно стимулировать, - рассказывает директор колледжа гостиничного хозяйства «Царицыно» Наталья Седова. - Совместно с гостиницей «Балчуг Кемпински» мы проводим квалификационный экзамен по специальностям «Организация обслуживания в общественном питании» и «Технология продукции общественного питания». Лучших студентов отель отправляет на стажировки в другие гостиничные цепочки. В результате количество студентов, желающих отправиться на практику именно в «Балчуг», растет». По ее мнению, важным шагом в решении проблемы подготовки профессиональных кадров должно стать сотрудничество колледжей и вузов с социальными партнерами и работодателями.

*
В настоящее время численность персонала, занятого в гостиничной отрасли Москвы, оценивается в 27,5 тыс. человек. Доля сотрудников в службах управления номерным фондом (с горничными) составляет 24%, в службах питания - 23%,  в инженерно-технических службах – 14%, в пунктах приема и размещения (с бронированием) – почти 9%, в бухгалтерских и экономических отделах - около 5%. Четверть специалистов трудится в других отделах. 15-22% гостиничного персонала обслуживает пятизвездные отели, около 20% - гостиницы категории 3*. Больше всего сотрудников (43%) задействованы в одно- и двухзвездных объектах размещения.

По европейским стандартам
Совет Европы определил пять групп «ключевых компетенций», которыми должны овладеть молодые специалисты в области гостиничного дела и гостеприимства: уметь брать на себя ответственность, урегулировать конфликт в коллективе, быть терпимым, уважать другие культуры, языки и религии, владеть иностранными языками, компьютерными технологиями, быть готовыми приобретать новые профессиональные знания в течение всей жизни.
В России сотрудничество вузов с отелями пока сводится к прохождению студентами учебной и преддипломной практики. Закономерное следствие - слабая практическая подготовка выпускников. К тому же в нашей стране центральное место отводится общеобразовательным дисциплинам, специализация начинается на последних двух курсах. Неудивительно, что многие специалисты уверены: гостиничный менеджмент лучше изучать за границей, где стандарты качественного сервиса шлифовались годами.
Первая школа гостиничного менеджмента EHL была открыта в 1893 году в Лозанне. Статус вуза школа получила в 1994 году. В США первая подобная школа (Cornell School of Hotel Administration) появилась в 1922 году при Корнельском университете. Хорошую подготовку в гостиничном менеджменте обеспечивают университеты и колледжи многих зарубежных стран, а также специализированные школы Швейцарии и Австралии, США и Канады, Великобритании, Ирландии, Испании, Франции. Все зарубежные университеты соперничают между собой, привлекают лучшие научные кадры для преподавания, организуют стажировки студентов в самых престижных отелях.
Сегодня в мире распространены две модели преподавания «гостиничной науки» - американская и швейцарская. Первая делает акцент на менеджменте, управление гостиничным или туристическим бизнесом здесь рассматривается лишь как частный случай. Считается, что руководство гостиницей аналогично управлению любым другим предприятием. Студенты изучают теорию управления, разбирают конкретные примеры. Поэтому у американских выпускников профильных вузов возникает примерно такая же проблема, что и у российских – в начале своей карьеры они мало знают о том, как реально функционирует отель.
В Европе выпускники университетов в большинстве случаев начинают работу с самых скромных должностей. В процессе обучения теоретические знания дополняются практикой в гостиницах. Многие школы работают на базе действующих отелей, в которых студенты живут и  получают профессиональные навыки в обстановке, приближенной к реальности. Учебный год делится на два семестра. Первый студенты проводят в аудитории, второй - на практике. Можно проходить стажировку за пределами страны, практика неплохо оплачивается. Таким образом, к моменту окончания вуза студент уже имеет вполне солидный  опыт работы.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

На вопросы «ТБ» отвечают председатель Молодежного совета гостиничной отрасли Москвы Александр РОДИОНОВ и специалист-аналитик по проблемам управления  социально-экономическими системами профессор Наталья СИЗЫХ

Какова, на ваш взгляд, главная проблема подготовки кадров для туристической отрасли?

А. Р.:
Главная проблема заключается в том, что профильные вузы в настоящее время готовят преимущественно управленческие кадры. Молодые специалисты получают дипломы с квалификацией «менеджер», но не имеют реальных знаний, которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей на рабочем месте. В этой ситуации отели вынуждены тратить деньги на дополнительную подготовку и переподготовку кадров. В целом ощущается острая нехватка линейного персонала.

Н. С.:
Главная проблема носит системный характер и состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: несоответствие программ подготовки в учебных заведениях требованиям рынкам, их яркая теоретическая направленность, отсутствие четкой квалификационной характеристики выпускаемых специалистов, катастрофический недостаток преподавателей: в настоящее время только 20%-30% педагогов  соответствуют требуемому уровню квалификации; отсутствие качественного учебно-методического обеспечения. Кроме того, организация процесса подготовки специалистов не предусматривает возможности подработки студентов без ущерба для процесса обучения, негативную роль играет разобщенность и недоверие вузов друг к другу. Все эти проблемы должны решаться системно.

Хотят ли молодые специалисты работать в гостиничной отрасли?

А. Р.:
На мой взгляд, учиться на специалиста гостиничного дела перспективно, учитывая, что в ближайшие годы в Москве грядет настоящий «гостиничный бум». Но пока мы наблюдаем обратную картину - дефицит гостиничных мест и, как следствие, отсутствие борьбы между отелями за клиента. Пока не будет жесткой конкуренции на гостиничном рынке, отели не начнут вкладывать дополнительные средства в обучение персонала и привлечение настоящих профессионалов.
Низкий уровень конкуренции влияет и на уровень зарплаты сотрудников. В отелях категории 4-5* она составляет в среднем $700-800. Многие молодые специалисты с высшим образованием предпочитают не дожидаться «гостиничного бума» и уходят в другие области, где они могут получать «на старте» $1000-1200.

Н. С.:
Молодые специалисты в основном настроены на работу в отелях, но уровень их подготовки для этого недостаточен. Поэтому они чувствуют себя неуверенно, уходят на другую работу. Кроме того, работа в гостиницах имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при обучении. Желательно на первом курсе проводить профориентационную работу со студентами, по результатам которой давать им конструктивные рекомендации.

Как можно наладить диалог между вузами, профильными учебными заведениями и отелями?


А. Р.:
Как говорится, «надо чаще встречаться»! Рассказывать друг другу о проблемах, выступать с конкретными предложениями. Необходимо также понимать, что без участия работодателей в учебном процессе, без понимания того, что именно они  основные «заказчики» кадров, вряд ли что-то изменится к лучшему. Инициатива, безусловно, должна исходить от бизнеса. А формы сотрудничества известны: социальное партнерство, спонсорская поддержка, предоставление базы для практики, выплата именных стипендий и т. д.

Н. С.:
Диалог "колледж - отель" и "вуз - отель" сегодня слабо налажен из-за недоверия сторон друг к другу. Специалисты отеля считают (и не безосновательно), что учебное заведение не может улучшить подготовку студентов, вуз «побаивается» обращаться к отелям, поскольку осознает слабый уровень подготовки студентов, недостаток квалифицированных преподавателей.

Можно ли применять опыт зарубежных стран для решения проблемы обучения кадров в России?

А. Р.:
С учетом присоединения нашей страны к Болонскому процессу такая преемственность неизбежна. На мой взгляд, не стоит отказываться от того хорошего, что может нам дать Запад. Но и копировать зарубежный опыт вслепую нельзя, его нужно адаптировать к российской действительности.

Н. С.:
Если в какой-то стране накоплен многолетний опыт подготовки специалистов, его надо изучать и адаптировать к нуждам своих учебных заведений. Отрицать все зарубежное и считать, что у нас все лучше всех, – тупиковый вариант. При адаптации зарубежного опыта необходимо системно учитывать множество факторов. Например, российское среднее образование работает по принципу «от информации к мышлению», а в большинстве зарубежных странах - «от мышления к информации». При проведении практических и контрольных мероприятий следует помнить о стремлении большой части российских студентов к списыванию, использованию шпаргалок и т. п.

Когда, на ваш взгляд, в России будет решена  проблема подготовки профессиональных кадров для турбизнеса?

А. Р.:
Если исходить из текущего объема подготовки кадров и увеличения количества гостиниц, то к 2010 году неизбежно наступит «кадровый голод» - острый дефицит специалистов всех гостиничных профессий. Правительство Москвы уже начинает предпринимать реальные шаги для решения этой проблемы. У нас уже есть учебное заведение, которое, по мнению работодателей, является эталонным и готовит вполне конкурентоспособных специалистов для гостиничной отрасли, – это колледж «Царицыно» №37. Осталось только увеличить число таких колледжей,  оснастить их современной материальной базой, подготовить качественный методический материал. Тогда количественный рост гостиничной базы будет подкреплен адекватным притоком в отрасль квалифицированных кадровых ресурсов.

Н. С.:
Главные проблемы подготовки кадров для гостиничного бизнеса в России решатся тогда, когда ими будут системно заниматься профессионалы, а не функционеры и чиновники. Увеличение объемов финансирования и повышение зарплаты ничего не изменит без системного решения накопившихся вопросов с привлечением специалистов.

Подготовила Татьяна ИСКАКОВА
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72