туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Навигация под знаком России Совсем скоро на реках центральной части России откроется навигация. По мнению операторов, предстоящий сезон станет удачнее прошлогоднего, когда число иностранных круизеров заметно снизилось, а отечественных туристов на борту кораблей практически не прибавилось. Хотя западные путешественники не торопятся возвращаться на наши речные просторы, российские туристы еще зимой начали активно бронировать наиболее популярные круизы. Прошедший 2005 год был довольно тяжелым для речного круизного рынка России. Число иностранных туристов – основных потребителей этого турпродукта – значительно сократилось. По оценкам экспертов, снижение составило порядка 20% и произошло из-за резкого повышения цен на авиаперелеты и турпакеты. «Возьмите любого иностранного оператора, и вы увидите, что 10-12-дневный круиз в России будет стоить на порядок дороже, чем любое из аналогичных предложений, будь то круиз в Китае, Египте или Западной Европе. При этом по уровню комфортабельности наши суда, к сожалению, проигрывают своим иностранным конкурентам. Если раньше мы могли рассчитывать на то, что иностранцев привлекает «экзотичность» России, то теперь этот фактор уже не играет существенной роли», – считает генеральный директор компании «ВодоходЪ» Александр Трофимов. Но ситуация постепенно меняется. Ведущий менеджер компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова отмечает, что на данный момент продажи на зарубежном рынке идут несколько лучше, чем в прошлом году. Заметно вырос спрос на отдых на родине и у самих россиян. «В 2006 г. мы надеемся на 10-20%-ный рост турпотока. Как и в прошлом году, не менее 80% наших клиентов составят граждане России и СНГ, а оставшиеся 20% – туристы из Финляндии, Норвегии, Германии и Великобритании», – информируют в архангельской компании «Помор-тур». В компании «ВодоходЪ» считают, что в этом сезоне ситуация на российском рынке останется относительно стабильной. «Любители речных круизов в России представляют собой достаточно закрытую и устойчивую группу, члены которой из года в год выбирают отдых на реках и предпочитают возвращаться на свои излюбленные теплоходы. С другой стороны, хоть сколько-нибудь значительного роста внутреннего пассажиропотока также не предвидится – основной сдерживающей силой в данном случае выступает цена путевки, которая повышается из года в год и давно достигла критической отметки. Уже сейчас речной круиз по своей стоимости вплотную приблизился к элитным видам отдыха», – говорит г-н Трофимов. Но круизные компании не сдаются. Для удержания постоянных и привлечения новых клиентов ведущие игроки рынка все больше внимание уделяют улучшению качества обслуживания. Судовладельцы и операторы вкладывают достаточно большие средства в переоборудование теплоходов – это не только обновление обстановки и интерьера, но и частичная, а иногда и полная реконструкция кают и других помещений. «В качестве примера можно привести теплоход «Григорий Пирогов» (проект 305), не имевший прежде удобств в каютах. Не пропустив ни одной навигации, за два года он прошел полную реконструкцию и в 2006 г. превратился в комфортабельное судно. Таких судов с каждым годом становится все больше», – рассказывает г-жа Гончарова. Большое внимание также уделяется улучшению культурно-развлекательной программы на борту и питания. Сегодня на речных теплоходах стали организовывать «шведские столы» (завтраки) – раньше это делали только для иностранцев. В 2006 году так будут работать теплоходы компании «Мостурфлот» «Н. Бауман», «Ф. Дзержинский» и «Григорий Пирогов». На рынке заметно активизировались агентства. «Как только туроператоры и агенты стали работать с круизами круглогодично, туристы начали привыкать к ранним бронированиям - с ноября-декабря. В основном это опытные любители речных путешествий (некоторые отдыхают несколько раз за сезон). Они понимают, что выбрать то, что хочется, а не то, что осталось, можно только заранее», – говорит г-жа Гончарова. Как правило, речь идет о продолжительных программах, выходные дни, как правило, выкупаются за 1,5-2 месяца. Отмечают рост глубины продаж и в компании «Московский банкетный флот». Если раньше до 87% клиентов бронировали под свои мероприятия банкетоходы за 2 недели, максимум – за месяц, то в 2006 г. заявки на брони речных судов начали поступать с середины февраля. При этом все больше туристов хотят получить дорогой и эксклюзивный продукт. «Наши клиенты с каждым годом становятся все более требовательными к уровню сервиса. Им уже недостаточно просто арендовать банкетный теплоход, напоминающий речной трамвайчик», – рассказывает руководитель отдела маркетинга судоходной компании "Московский банкетный флот" Наталья Агафонова. Наряду с положительными тенденциями, наметившимися на рынке речных круизов, остается немало существенных проблем. Прежде всего это старение теплоходов, дорогостоящий ремонт и содержание судов. Сегодня практически невозможно строить новые теплоходы из-за долгой (несколько десятков лет) окупаемости. Еще один негативный фактор – старение гидросооружений на водных путях и связанные с этим проблемы с проходом судов. Нельзя забывать и про ежегодный подъем цен на топливо, обслуживание флота, экскурсионное обслуживание в городах и т. д. Наконец, неизбежной проблемой был и остается короткий период навигации. «В противоположность, например, Западной Европе, где круизный сезон длится практически целый год, российские операторы речных круизов вынуждены работать максимум 4-5 месяцев, а высоким спросом пользуется лишь летний период», – рассказывает г-н Трофимов. Все это приводит к ежегодному удорожанию турпродукта. По мнению специалистов, не станет исключением и 2006 г. – выросли цены на топливо, продукты питания, обслуживание судов и стоянки в портах. Стоимость экскурсионного обслуживания в некоторых городах (например, Плес или Кижи) выросла почти в два раза. По мнению г-жи Гончаровой, цены на путевки увеличатся в среднем от 4% до 20%, в зависимости от теплохода и категории каюты. Хотя в борьбе за покупателя почти все операторы дают скидки постоянным клиентам и скидки при ранней оплате круиза. Несколько иная ситуация сложилась на рынке банкетоходов. Цены на их аренду (фрахт) выросли за последний год на 15-25%, и в ближайший сезон практически не изменятся. В 2006 г. несомненными лидерами продаж речного круизного рынка останутся маршруты «Москва – Санкт-Петербург» и «Москва – Санкт-Петербург – Москва», продолжительностью от 7 до 12 дней с заходом в Кижи и на Валаам. Популярными будут круизы «Москва (Северный речной вокзал) – Нижний Новгород – Москва (Южный речной вокзал)». Это так называемая «кругосветка», во время которой теплоход проходит круг, Aa повторяя остановок, по каналу им. Москвы, Волге, Оке, Москве-реке, длительностью 10-11 дней. Хорошим спросом также пользуются маршруты «Москва – Астрахань – Москва» (18-22 дня) и «Москва – Соловки – Москва» продолжительностью 12 дней. По мнению специалистов, хорошо продаваться будут и короткие круизы по Волге и Оке («Москва – Углич – Мышкин – Москва», «Москва – Ярославль – Москва», «Москва – Плес – Москва», «Москва – Рязань – Москва», «Москва – Муром – Москва» и др.) от 3 до 7 дней. Отдельная и значительная статья доходов столичных операторов – круизы выходного дня «Москва – Углич – Москва», «Москва – Тверь – Москва», «Москва – Константиново – Москва» (2-3 дня). Наконец, как отмечает г-жа Гончарова, в последнее время достаточно востребованными стали круизы по малым городам России. На их продвижение было затрачено два года. У иностранцев в этом сезоне традиционно будут пользоваться спросом 11-дневные круизы «Москва – Санкт-Петербург» и «Санкт-Петербург – Москва» со стоянкой в этих городах по 3-4 дня. Что предложат туроператоры В этом сезоне компания «Мостурфлот» на внутреннем рынке работает с тремя судами, а также с семью теплоходами, которые будут обслуживать иностранцев. Интересны круизы, которые будут выполняться на теплоходе «Н. Бауман» – четырехпалубном судне проекта 302. Среди его маршрутов – «Москва – Тверь – Углич – Мышкин – Москва» (28 апреля – 1 мая), «Москва – Углич – Мышкин – Москва» (6–9 мая), «Москва – Астрахань – Москва» (9–30 августа, со стоянками и экскурсиями в Угличе, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Волгограде (3 дня), Астрахани, Ахтубе, Ульяновске). Не менее интересное предложение – «кругосветка» на теплоходе «Григорий Пирогов». Комфортабельный лайнер сделает четыре рейса по маршруту «Москва – Нижний Новгород – Москва» с посещением Твери, Углича, Мышкина, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Плеса, Нижнего Новгорода, Макарьева, Мурома, Касимова, Рязани и села Константиново. Стоимость круиза – от 6,5 до 29,9 тыс. рублей с человека, включает проживание в каюте выбранной категории (удобства во всех каютах), питание (полный пансион или завтрак – шведский стол), экскурсии во всех городах, культурно-развлекательную программу на борту теплохода. Традиционным лидером продаж архангельской компании «Помор-тур», выполняющей свои фирменные круизы на пароходе "Н. В. Гоголь", является маршрут «Архангельск – Котлас – Архангельск» (8 дней / 7 ночей). В этом году круиз стартует 16 июня. Путешествие включает знакомство с Архангельском, стоянку в поселке Брин–Наволок, экскурсию в Антониево-Сийский монастырь, стоянки в селах Верхняя Тойма и Красноборск, экскурсию Борисовским местам” с посещением курорта Солониха, знакомство с городами Котлас и Великий Устюг, посещение Троице-Гледенского монастыря и Дымковской слободы, а также экскурсию в Сольвычегодск. Стоимость круиза – от 14 тыс. рублей (в 4-местной каюте). Хорошим спросом пользуется круиз «Архангельск – Брин-Наволок – Архангельск» (4 дня, от 5100 руб., по групповой заявке). Компания «Турфлот», как и в прошлом году, делает ставку на фирменные круизы на теплоходах «Гареев» и «Башкортостан». Оба лайнера (проект 305М) построены на судоверфях Венгрии. Летом они будут выполнять круизы по таким популярным маршрутам, как «Москва – Калязин – Тутаев – Ярославль – Плес – Углич – Москва» (6 дней), «Москва – Конаково – Мышкин – Кострома – Плес – Нижний Новгород – Ярославль – Москва» (8 дней), «Москва – Углич – Ярославль – Нижний Новгород – Чебоксары – Чистополь – Сарапул – Пермь (2 дня) – Чайковский – Елабуга – Казань – Макарьев – Плес – Мышкин – Калязин – Москва» (16 дней), «Москва – Дмитров – Москва» (2 дня), «Москва – Мышкин – Ярославль – Кострома – Нижний Новгород – Козьмодемьянск – Чебоксары – Казань – Макарьев – Плес – Углич – Москва» (10 дней) и др. Как отмечают в компании «Московский банкетный флот», традиционными маршрутами отдыха для проведения праздничных мероприятий являются: «СРВ – Горки», «СРВ – Хвойный бор», «СРВ – Бухта Радости», «Центр – Серебряный бор», «Центр – Коломенское». При организации официальных, деловых мероприятий клиенты чаще всего ориентируются на поездки по центру Москвы. В выходные дни мероприятия длятся в среднем 9-10 часов с учетом «зеленой стоянки». Более продолжительны туры выходного дня: «Москва – Углич – Москва», «Москва – Тверь – Москва», «Москва – Калязин – Москва», «Москва – Мышкин – Москва», а также «Москва – Рязань – Москва». Их стоимость составляет порядка 14 тыс. рублей на туриста при маршруте на трое суток. Наконец, в последние два года приобретают все большую популярность речные мини-круизы для небольших компаний (10-12 человек) – банкетоход идет по маршруту, выбранному клиентом, и на борту нет посторонних людей. Длительность речного круиза выбирает заказчик, она варьируется от одного дня до пяти суток. В 2006 году компания «ВодоходЪ» будет оперировать 14 комфортабельными четырехпалубными круизными судами и 4 прогулочными теплоходами. В прошлом году оператор решил полностью отказаться от эксплуатации некомфортабельных судов. Взамен, в дополнение к уже имеющимся четырехпалубным судам «Сергей Кучкин» и «Михаил Калинин» проекта 92-016, «ВодоходЪ» вновь вывел на российский рынок широко известный теплоход «Константин Коротков» (проект 301). Спектр предложений оператора охватывает наиболее популярные среди иностранцев и россиян круизы «Москва – Санкт-Петербург», круизы «выходного дня», рейсы на Пермь, Астрахань, Ростов-на-Дону, круиз «Жемчужина провинции» и др. Кроме того, в этом году компания впервые предложит круизы от своего партнера – компании «ВодоходЪ – Санкт-Петербург» на теплоходах «Виссарион Белинский», «Валериан Куйбышев», «Санкт-Петербург» и «Тургенев». В расписании последнего, в частности, – рейсы «Санкт-Петербург – Соловецкие острова – Санкт-Петербург». Наконец, этим летом «ВодоходЪ» продолжит активно работать на рынке прогулочного флота и вновь предложит уникальные для московского региона переоборудованные суда типа «Нева», модернизированный теплоход «Москва». Кроме того, в скором времени компания заканчивает работы по переоборудованию пассажирского теплохода «Московский-15», который станет одним из самых больших и роскошных банкетных судов столицы. Сергей ДЕМЕНТЬЕВ |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|