туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Посторонним вход… За последние 10 лет число прибытий иностранных туристов в Россию снизилось на 70%. Особенно тяжелым для рынка въездного туризма оказался минувший, 2005 год, отмеченный резким скачком цен на авиабилеты и дополнительные услуги. Удастся ли в этом сезоне хоть немного исправить сложившуюся ситуацию, в столичных турфирмах пока не знают. История болезни По мнению ведущих туроператоров, на рынке въездного туризма сегодня сложилась крайне неблагоприятная ситуация. Поток гостей из-за рубежа сокращается, хотя интерес к России как к туристическому направлению остается довольно высоким. По данным официальной статистики, за 9 месяцев прошлого года Россию посетили 1,9 млн иностранных туристов. Это самый низкий показатель за последние пять лет. Всего за 2005 год, по оценкам директора департамента въездного туризма компании «Интурист» Николая Какоры, число прибытий иностранцев с целью туризма уменьшилось примерно на 13%. «Объективности ради отмечу, что основной спад - порядка 17% - отмечен в сегменте так называемого «приграничного туризма». Речь здесь преимущественно идет о «челноках», торговцах средней руки, приезжающих к нам из стран СНГ, Китая, Польши и т. д. Уменьшение доли такого вида туризма - факт для отрасли скорее положительный, ведь услуги турфирм и других предприятий индустрии гостеприимства здесь востребованы минимально. А вот сокращение объемов въезда «классических» туристов гораздо более тревожно», - считает господин Какора. Львиная доля продаж на российском инкаминговом рынке сегодня приходится на экскурсионные туры. Рост деловой активности в стране в последние годы также привел к существенному росту сегмента MICE: сейчас он составляет примерно 20% общего объема въездного потока. Причем, это отмечают не только столичные, но и региональные турфирмы, например, сибирские. Около 18% посещений приходится на речные круизы, 9% - на морские. Часто путешественников интересует нестандартный отдых. «Уже третий год мы принимаем несколько туристских групп, члены которых интересуются российским сельским хозяйством. Они посещают колхозы и совхозы, беседуют с руководством и с рядовыми работниками, обедают в столовых, заказывая «borsch» и «otbivnuy s kartoshkoi». Любят западные туристы обеды или чаепитие в семьях. Многие едут в Звездный городок и Центр управления космическими полетами. Есть и такие, кто готов заплатить немалые деньги, чтобы полетать на боевых реактивных самолетах», - рассказывает генеральный директор компании «Тари Тур» Марина Левченко. Как и прежде, самые большие туристские потоки, определяющие лицо российского рынка «классического» въездного туризма, формируют Германия (24%), США (12%), Франция (9,5%), Италия и Великобритания (8%), Испания и Япония (по 4%), Республика Корея (3%), а также Нидерланды и Австрия. Граждане этих государств составляют две трети от общего числа иностранных гостей в РФ. По итогам прошлого года большинство этих стран продемонстрировало сокращение въездного потока в Россию. Падение также отмечалось на рынках скандинавских стран, в Финляндии, Бельгии, Швейцарии, Израиле. Туристская активность была низкой даже в традиционно горячий сезон с апреля по сентябрь, который обеспечивает 75-80% общего объема продаж в сфере инкаминга. По словам генерального директора новосибирской компании «Братья Говор» Валерия Говора, в последнее время значительную долю путешественников в сибирском регионе составляют гости из стран ближнего зарубежья: украинцы, белорусы, казахи, киргизы, таджики и узбеки. За ними следуют поляки, чехи, китайцы и южнокорейцы. И уже потом – путешественники из государств Западной Европы (в основном англичане и немцы), а также из страны Восходящего солнца. Причем немецких туристов можно условно разделить на группы. Первая - наши бывшие соотечественники, которые приезжают в гости к оставшимся в России родственникам, часто с детьми, а также бывшие военнопленные. Вторая группа - любители познавательного и спортивного туризма, путешественники по Транссибу. Реже в Сибирь приезжают израильтяне, французы, бельгийцы, итальянцы, голландцы, американцы и канадцы, еще реже - новозеландцы и австралийцы. Лидерами по приему иностранцев на протяжении многих лет остаются Москва и С.-Петербург. По оценкам компании «Интурист», программы посещения этих городов привлекают не менее 75% всех зарубежных туристов. По словам заместителя генерального директора компании "КМП-групп" Бориса Молочника, экскурсионные туры по маршрутам «Москва - Санкт-Петербург» и «Санкт-Петербург - Москва» - настоящие бестселлеры. Как правило, иностранцы проводят по три ночи в в каждом из городов и одну ночь в поезде. Итальянцы, прибывающие в Северную столицу на дневном поезде «Аврора», проводят в Петербурге в среднем четыре ночи. Туристские объекты, входящие в Золотое кольцо России, также весьма популярны, но все же объемы турпотока здесь существенно скромнее. Сибирь и Дальний Восток привлекают меньшее количество гостей из Европы и Америки - эти регионы больше интересуют путешественников из стран Азиатско-Тихоокенского региона. По прогнозам турфирм, предпочтения иностранцев останутся неизменными и в 2006 г. Зарубежные туроператоры, работающие с Россией, хорошо знают Москву и С.-Петербург и города Золотого кольца, их гостиничную базу, рекреационные возможности, могут смело рекомендовать эти направления своим клиентам. Путешественников не отпугивает даже увеличение стоимости наземного обслуживания. Например, в столичной гостинице «Международная» отмечают, что, несмотря на ежегодный рост цен на 10-15%, на загрузке отеля это никак не отражается. Чаще всего здесь останавливаются туристы из Германии, США и Испании. Диагноз и рекомендации «Очевидно, что Москва и С.-Петербург всегда будут победителями своеобразного туристского «забега». Но огромные пространства России с их нетронутой природой нуждаются в более пристальном внимании со стороны турбизнеса - в перспективе они могут превратиться в крупнейшие центры экотуризма. Хорошие перспективы роста есть и у маршрутов «с рюкзаком за спиной», при условии обеспечения приемлемого обслуживания», - считает директор британской компании Russia Travel Барри Мартин. В чем же причины столь резкого сокращения въездного потока в нашу страну? Несомненно, на развитии инкамингового рынка негативно отразился рост цен на гостиницы, наземное обслуживание и резкое повышение авиатарифов в 2005 г. Это привело к существенному удорожанию программ отдыха – на 20-25%, при том что качество услуг осталось на прежнем уровне. Очевидно, что рост стоимости турпродукта и снижение рентабельности операторского бизнеса продолжается и в дальнейшем. По мнению г-на Говора, свою роль в уменьшении туристских потоков сыграли и непродуманные действия чиновников - государство под видом борьбы с терроризмом фактически ведет борьбу с платежеспособными туристами из развитых стран. «Чего стоит одна только унизительная процедура регистрации Aaиностранцев через несколько выбранных кем-то гостиниц! А ведь многие интуристы хотят жить в семьях или на природе в палатках. Сегодня у западного путешественника в России два дня из восьмидневной программы путешествия целиком уходят на всевозможные формальные процедуры вроде регистрации. Для турбизнеса – это настоящая головная боль», - рассказывает господин Говор. К этому нужно прибавить «национальные особенности» оформления въездных виз для иностранцев. «Сложная, дорогостоящая и длительная процедура получения виз исключает Россию из списка направлений для краткосрочных поездок, которые обычно бронируются незадолго до начала тура», - рассказывает директор британской турфирмы Regent Holidays Кристина Гибонс. По мнению руководителя Федерального агентства по туризму Владимира Стржалковского, чтобы исправить ситуацию, необходимо оперативно выработать государственную политику, сформировать гибкий визовый режим, организовать серьезную рекламную кампанию России на Западе. Впрочем, сделать нужно не только это. «В основных туристских центрах можно построить недорогие хостелы, нужна также развитая сеть автомобильных дорог для туристических автобусов. Например, Золотое кольцо – красивый и интересный исторический регион – не имеет хороших отелей, туристских общежитий, транспорта для туристов, в том числе таких, кто желает путешествовать индивидуально», - считает господин Мартин. По мнению президента РСТ Сергея Шпилько, частично решить транспортную проблему могло бы снижение или полная отмена таможенных пошлин на импорт современных туристических автобусов. Сейчас, чтобы ввезти в Россию современный автобус, к его цене надо прибавить 20% на таможенные пошлины, 18% на уплату НДС, плюс 2,2% - налог на имущество. В результате цена машины вырастает на 44%! Неудивительно, что редкие турфирмы могут позволить себе такие покупки. По данным таможенной статистики, за шесть месяцев 2005 г. в Россию было ввезено 176 новых и 1493 подержанных туристических автобусов, многие из которых были выпущены еще в 1980-х гг. Директор венгерской компании «Интерпресс» Ярослав Горский считает, что туристский интерес к России существенно тормозит нехватка информации о стране и происходящих в ней переменах. «Имидж РФ на Западе трудно назвать позитивным», - говорит он. Действительно, по данным РСТ, из федерального бюджета на некоммерческую рекламу туристических возможностей России за рубежом выделяется всего 3 млн евро. Эти деньги идут не только на проведение рекламных акций, но и на организацию выставок, конференций и других мероприятий, проводимых Федеральным агентством по туризму. Для сравнения, Польша в 2006 г. намерена потратить на рекламу своих туристических возможностей за рубежом более 60 млн евро. Франция, которая в особых представлениях не нуждается, выделяет такую же сумму, и это не считая бюджетов региональных туристических администраций страны. В среднем на некоммерческую рекламу туризма каждая страна Евросоюза сегодня тратит около 34 млн евро в год. Не удивительно, что в оценке перспектив развития российского рынка въездного туризма в 2006 г. туроператоры весьма сдержанны. «В любом случае для инкаминга это будет еще один непростой год», - считает господин Какора. По словам Бориса Молочника, в наступающем сезоне турпоток в РФ из-за рубежа уменьшится как минимум на 30%. И главное, что отмечают представители туристического бизнеса, - без активной помощи государства этот рынок едва ли удастся по-настоящему «оживить». Сергей ДЕМЕНТЬЕВ МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Генеральный директор компании "Академсервис" Леонид ИСАКОВИЧ: - Прошедший 2005 год был очень тяжелым для индустрии въездного туризма. Думаю, что падение турпотока в ближайшие годы продолжится. Прежде всего это связано с коротким туристическим сезоном и нехваткой отелей туристического класса. Кроме того, в прошлом сезоне стоимость поездок в Россию значительно выросла. Судя по всему, рост цен продолжится и в этом году. В среднем стандартный турпакет (7 ночей, авиаперелет, полупансион, экскурсионная программа, виза, комиссии российского и зарубежного туроператора и агента) подорожает на 10-15%. Для туристов из стран Центральной Европы цена такой поездки составит около 1,2-1,3 тыс. евро на человека, для путешественников из Японии – примерно $2 тыс. Не удивительно, что зарубежные туроператоры, работающие с Россией, постепенно переориентируются на новые рынки. Прежде всего, это такие направления культурно-познавательного туризма, как Китай и страны Восточной Европы. Эти государства ведут разумную ценовую политику, активно развивают гостинично-туристскую инфраструктуру, упрощают и даже вовсе отменяют визовый режим въезда. Директор австралийской компании Eastern Europe Travel Bureau Джейн ТОМАС: - Интерес Австралии к путешествиям в Россию ежегодно растет. Не исключение и нынешний сезон 2006 г. - объем бронирований в начале года можно считать удовлетворительным. Как и прежде, большинство австралийцев едет в С.-Петербург. Популярны также комбинированные туры «Москва + С.-Петербург», особенно речные круизы, предусматривающие посещение обоих городов. Впрочем, будем откровенны – объем турпотока в Россию невелик. Причин тому много. Например, отсутствие интереса со стороны правительства РФ к развитию въездного туризма. В Москве сносятся 3-звездные отели, а замены им нет. С ликвидацией «Интуриста», «Москвы» и «России» в столице ощущается серьезная нехватка средств размещения в средней категории. Акцент делается на 5-звездных гостиницах, ориентированных скорее на российский деловой рынок, а не на иностранных туристов. Москва переходит в верхние ценовые сегменты, а С.-Петербург предоставляет больше возможностей для путешественников, предлагая размещение в частных отелях. Другой негативный фактор, с которым сталкиваются турфирмы, - проблема с получением российских виз. У нас очень хорошие отношения с российским консульством в Сиднее, но требуемая от клиента информация слишком детализирована и должна быть точной. Многие агентства, занимающиеся оформлением виз для своих клиентов, получают отказы из-за банальных ошибок, возникающих при заполнении необходимых бумаг. Необходимо также принять во внимание, что долгое время освещение России в мировых СМИ было крайне негативным. Молодое поколение (а среди них много сотрудников турфирм) считают ее страной, опасной для путешествий. Как туроператор, имеющий опыт организации поездок в Россию с 1987 г., могу отметить, что для продвижения этого направления нам бы очень помог доступ к CD/DVD библиотеке, материалы которой мы могли бы использовать в наших каталогах и презентациях. Хорошим подспорьем в нашей работе стали бы карты и рекламные брошюры по Москве и С.-Петербургу. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|