Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2007
« Вернуться к журналу  

Под покровительством Фортуны 

Познав все тайны природы на континенте, где зародилась жизнь на Земле, Сергей ПИЛИПЕНКО – директор швейцарской компании Lakeside Marketing – еще на заре перестройки сумел разглядеть в комсомольской учебе с выездом на природу, пионерских слетах и «зарницах» первые ростки программ team-building. Сегодня компания является одной из ведущих на рынке MICE и активно сотрудничает со Швейцарской национальной туристической корпорацией. 

Сергей Анатольевич, где мог родиться такой космополитичный человек как вы? 
Начало большого пути было довольно прозаичным. Я появился на свет в Москве. Спустя три года начался более интересный период моей биографии: я отправился в Женеву вместе с родителями, они работали в Швейцарии в Международной организации труда при МИДе. В течение семи лет мы жили в этой прекрасной стране.
Наверное, с самого детства вы начали говорить на иностранных языках?
Тогда существовала такая система, что советские дети могли учиться только в русских школах при дипмиссиях. Я посещал учебное заведение, находящееся на территории нашего посольства в Женеве. Это сейчас родители свободно выбирают между русской и швейцарской школами, а в то время альтернативы не было. Поэтому обучение иностранному языку происходило на улице. К счастью, мы жили в самом городе, и общаться с иностранными детьми мне никто не запрещал.
Затем наша семья вернулась в Москву. Когда наступил момент самоопределения, я выбрал Институт стран Азии и Африки при МГУ и сдал экзамены на факультет африканистики, где изучал язык лингала из семейства банту. Судя по всему, это был первый и последний выпуск с таким языком.
Откуда у молодого человека, выросшего в самом сердце Европы, интерес к Африке?
На самом деле я вижу в этом определенную закономерность. Мои родители познакомились в Африке, когда работали в советском консульстве в Кейптауне в ЮАР. Во время Второй мировой войны тут проходил стратегически важный путь поставок по ленд-лизу из США в СССР. Здесь же родители и поженились, поэтому Африка - не чужой мне континент. Интересно, что я встретил свою будущую супругу Татьяну тоже в Африке. Правда, в нашем случае уже была страна Заир со столицей Киншаса, где менее приятный климат и более опасная обстановка. Кстати, сейчас это государство называется Демократическая Республика Конго. Язык лингала, о котором я уже упоминал, является одним из четырех национальных языков этой страны. Лингала имел широкое распространение: на нем говорила вся армия, это родной язык президента Мабуту.
После окончания Института стран Азии и Африки, несмотря на более заманчивое предложение остаться в спокойном Марокко, я отправился работать по призванию и согласно полученному образованию. До этого я изучал историю, географию и этнографию Центральной Африки, прочитал множество книг таких знаменитых исследователей Черного континента, как Стэнли и Ливингстон. Мне было очень интересно поработать в Заире. Как потом оказалось, из восьми выпускников нашего отделения, я был единственным, кто действительно практиковал выученный язык лингала.
Как можно изучить такой редкий язык?
Единственным учебником и вообще книгой на этом специфическом языке была Библия. Других просто не существовало. Миссионеры, которые первыми из европейцев когда-то приехали сюда, в первую очередь перевели Библию. С тех пор у языка появился письменный источник. Хотя для глобальной истории он по-прежнему остается только устным. Исходя из этого, местные жители воспринимали меня как человека из ордена иезуитов, которые чисто говорили на нескольких языках библейскими словами. Но аборигенов смущало, что я был тогда очень молод, а миссионеры представлялись им в возрасте и с бородами.
В Заире я проработал тяжелые пять лет, поскольку шла война в соседней Анголе, а президент страны поддерживал недружественный СССР клан. Тем не менее, это было очень интересное время. Уехал я из  страны только из-за эпидемии малярии.
Насколько кардинальны были изменения?
Вернувшись, мне опять повезло. Я вообще считаю, что в жизни мне многое удалось сделать и много раз везло, потому что фортуна была всегда благосклонна к моей персоне. Я попал в Управление внешнеполитического планирования в МИДе. Это уникальное подразделение занималось выработкой внешней политики. Мы писали речи для тогдашнего министра иностранных дел Эдуарда Шевардназде и считались экспертами по всем направлениям, за что, собственно говоря, нас и недолюбливали коллеги из других департаментов. Наступило время перестройки – с 1985 по 1990 год; мой непосредственный начальник был настолько умен, что давал свободу всем моим начинаниям.
Должен признаться, что мне всегда было достаточно тесно в рамках МИДа, где существовало множество бюрократических инструкций. Всегда хотелось проводить интересные мероприятия, содержание которых часто выходило за рамки моих обязанностей. Так, я принимал участие в организации «Форума-90», Встреч молодых ученых и дипломатов стран - членов ОВД и НАТО, Советско-Американского форума молодых политических лидеров. Тогда в нашей стране еще существовал ЦК ВЛКСМ,  и по линии этой организации мы несколько раз ездили в Соединенные Штаты и принимали у себя делегации из Америки. Мы первыми из русских побывали в сухопутной военной академии США в Вест-Пойнте. Это было очень насыщенное событиями время.
Как появился в вашей жизни туризм?
С 1990 по 1995 год я работал в Постпредставительстве РФ при ООН сначала СССР, а потом России в Женеве. Здесь же работала и моя супруга Татьяна.
Стремление делать нечто больше, чем просто качественно выполнять свои обязанности, подтолкнуло меня к тому, что я стал активно помогать ректору Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Абелу Гезевичу Аганбегяну в проведении конференций с участием Российского правительства первого состава в 1991 году в Женеве. Затем эти конференции стали ежегодными и проходили в разных городах Европы – Франкфурте, Лондоне, Брюсселе.
Когда в 1995 году встал вопрос о продолжении дипломатической карьеры и возвращении в МИД на родину, я перешел работать в Академию народного хозяйства в качестве консультанта ректора и параллельно создал свою компанию Lakeside Marketing. Из названия видно, что изначально фирма создавалась не для того, чтобы заниматься туризмом. Нам было интересно проводить конференции, семинары и выставки, работать с корпоративными клиентами. Заниматься тем, что сейчас мы называем MICE. Все это очень увлекало меня, поскольку на наших глазах формировался российский капитализм: первые лица в государстве и самые видные бизнесмены участвовали в организованных нами конференциях. Можно было наблюдать процесс капитализации общества изнутри.
Были ли какие-то особенности в организации конференций для «верхушки» государства?
Нам приходилось готовить специальные программы для жен участников конференций. Моя супруга Татьяна организовывала для них различные экскурсии, где была и гидом, и сопровождающим. Можно сказать, что так начинали формироваться наши первые туристические программы. Конференции же представляли собой деловое направление туриндустрии. Сначала они проходили с большим успехом, потом к 2004 году постепенно «сошли на нет». Все уже нашли себе партнеров и пути развития бизнеса.
Кто был среди ваших партнеров?
Первые пять лет мы работали в основном с Министерством связи. Его представители были наиболее частыми гостями в Женеве, потому что там регулярно проходили конференции Telecom. Также мы организовывали специализированные семинары. За прошедшие годы состоялось более 40 деловых семинаров с участием специалистов из Торгово-промышленной палаты Швейцарии, ВТО, МОТ и ЕЭК ООН. Сейчас мы сотрудничаем с Мосгордумой, Газпромом, Минэкономразвития и компанией «Кока-Кола».
Самая знаковая дата в вашем бизнесе?
Несомненно, 1998 год. Любопытно, что с этого времени многие компании прекратили свою деятельность на туристическом рынке, а у нас как раз она началась. Поскольку корпоративные клиенты лишились своих средств для финансирования мероприятий и поездок, мы были вынуждены постепенно перебраться в Москву, набрать сотрудников и открыть здесь офис. Так, мы превратились в типичного туроператора по Швейцарии, который предлагает весь спектр услуг в стране.
Конечно, кризис не так сильно ударил по нашей компании, как по другим фирмам. На тот момент мы не хранили средства в российских банках, но Lakeside Marketing потеряла клиентов. Внешние события всегда толкают нас расширять свою деятельность, чтобы обезопасить свое будущее. В частности, мы начали заниматься туризмом. В конечном счете, я считаю это главным, потому что чем больше видов деятельности, тем компания стабильнее.
Существует мнение, что супругам лучше вместе не работать.
Семейный бизнес – это особая статья. Вот уже 25 лет мы с супругой работаем вместе. Но у любой медали две стороны. Мы работали вместе и в МИДе, и дипмиссиях в разных странах, вместе раскручивали наш собственный бизнес. Конечно, это очень тяжело. Но с другой стороны, совместная компания – это как общий ребенок, который только сплачивает. Ежедневно мы должны что-то решать вместе. Чтобы обезопасить себя от превращения личных отношений в производственные, на каком-то этапе надо постараться организовать все так, чтобы это был не один и тот же бизнес, а сопредельный. Сейчас у нас в компании сложилась идеальная ситуация, когда супруга занимается туризмом, а я работаю с корпоративными группами.
Что лежит в основе вашего подхода в работе?
Наши первые клиенты были связаны с банковской сферой и областью страхования. Некоторые из них  сейчас достигли достаточно больших высот. Я еще в 1991 году пошел на вечерние курсы банка Credit Swiss, где изучал вопросы управления активами. В дальнейшем это очень сильно помогло мне, поскольку мы организовывали учебу для клиентов на базе швейцарской банковской школы.
Наверное, я сильно отличаюсь от большинства директоров крупных туристических компаний тем, что непосредственно работаю с группами и считаю, что это для меня огромное благо. Кабинетная работа меня всегда ограничивала.
Все бизнес-проекты в компании от начала до конца ведутся лично мной, поскольку мне больше всего нравится именно живая работа с людьми. К каждому проекту всегда необходимо готовиться, чтобы быть интересным для клиентов, обладать знаниями в той области, в которой они являются специалистами. Это стимулирует к изучению чего-то нового. Например, в этом году у нас было четыре группы из Газпрома, группа, изучавшая управление пенсионными фондами, группа, занимавшаяся внедрением системы кадрового управления, группа по переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности. Каждая из них давала мне что-то новое.
Сколько сотрудников в Lakeside Marketing?
Туристическое направление, безусловно, развивается, но из-за того, что у нас небольшое семейное предприятие, мы постарались перенести этот дух и на компанию. В первую очередь мы заботимся о сотрудниках, а не клиентах. Наверное, это звучит не совсем корректно по отношению к партнерам, тогда – извините! Но мы гордимся, что три специалиста работают в компании уже много лет и являются профессионалами высочайшего класса. Таких коллег нужно беречь. Есть еще два новых молодых сотрудника.
Какое место в вашем сердце занимает Швейцария?
Центральное. Швейцария настолько разнообразна, что каждый раз, путешествуя по ней, открываешь что-то новое. И невозможно определить, где понравилось больше. В общей сложности я прожил в Швейцарии 18 лет, но никогда мне не было там скучно. Мне безумно нравится заниматься этой страной. Она предлагает очень много возможностей и услуг, и не только в сфере туризма. Конечно, с одной стороны, это ограничение - ты занимаешься только одной страной, приходится работать на маленьком пятачке в центре Европы. Но именно благодаря этой специфике страна остается интересной. Я до сих пор открываю для себя какие-то новые виды услуг, которые Швейцария может предложить нашим клиентам.
Например, мне очень нравится один «карманный» курорт в кантоне Вале. Сейчас там идет строительство нового апарт-отеля, и я подписал эксклюзивный контракт на продажу этих квартир в России. Это не совсем туризм, но так или иначе связано с отдыхом. Я не стремлюсь становиться настоящим риелтором, но иметь в своей деятельности эксклюзивность – это всегда плюс. По сути, мы, как коробейники, должны иметь в запасе все, что может потребоваться клиенту в Швейцарии.  Наша компания готова делать абсолютно любые программы под самые необычные темы, будь то финансы, энергетика, атомная промышленность или связь. Мы можем сделать программу для любой группы специалистов.
Где вы сами предпочитаете отдыхать?
Последнее время мне очень нравится ездить по России. Нет такого места, куда бы я ездил постоянно. Сейчас по всей нашей стране открывается так много новых интересных отелей. Я был в Ярославле, Казани, Краснодаре, объехал все Черноморское побережье, где особенно мне понравился Геленджик. Я был в Сочи накануне приезда туда делегации МОК. Конечно, надо обладать огромным воображением, чтобы представить себе, что получится в итоге, и затем убедить комиссию, что мы можем свернуть горы и подготовить все для проведения зимней Олимпиады. Это просто фантастика, что мы выиграли! И это здорово! Нам, россиянам, нужна красивая идея, чтобы пытаться воплотить ее в жизнь. Это очень хороший и долгосрочный проект.

Визитная карточка

Ф. И. О.: Сергей Анатольевич Пилипенко
Год и место рождения: 1957 год, Москва
Образование: Институт стран Азии и Африки МГУ
Знание языков: английский, французский, лингала
Должность: директор компании Lakeside Marketing
Семейное положение: женат, имеет дочь
Место жительства: Москва
На какой машине ездит: поклонник общественного транспорта и в особенности Швейцарских железных дорог
Любимое место отдыха: Россия
Любимый фильм: все фильмы Эльдара Рязанова
Любимый автор: Лермонтов
Хобби: домашние животные
Девиз: «Честность и надежность»

Беседовала Светлана ФУНТУСОВА
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72