Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Март 2006
« Вернуться к журналу  

Анатолий УШАКОВ: «Мы расставляем «указательные знаки» для инвесторов»

Собеседник «ТБ» возглавляет в Федеральном агентстве по туризму  Управление развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов. До этого Анатолий Ушаков многие годы занимался вопросами развития региональной экономики, руководил Департаментом региональной экономики Минэкономразвития РФ.


– Анатолий Кузьмич, инвестиционная тема сегодня, безусловно, важнейшая в контексте создания условий для максимально динамичного развития туристической отрасли в нашей стране. Каковы основные принципы инвестиционной политики государства в сфере туризма?
– Значимость темы инвестиций в туризме действительно трудно переоценить. При этом она очень объемная и многоплановая. Существуют две главные плоскости ее рассмотрения: государственные инвестиции в рамках целостной национальной стратегии и частные инвестиции.
Что касается первой, то здесь Федеральным агентством по туризму уже проделана большая работа. Есть четкое понимание – откуда должны поступать инвестиционные ресурсы и по каким каналам. То есть сама стратегия нами разработана. Более того, реальные инвестиции из федерального бюджета уже идут. В этом году, например, это федеральная программа развития Юга России. На следующий год она в какой-то части будет продолжена, а в какой-то – плавно перейдет в нашу ведомственную программу.
В начале февраля в Анапе глава Ростуризма Владимир Стржалковский провел совещание с руководством администрации Краснодарского края и мэрами городов-курортов. Было принято решение о том, что краевая администрация будет ходатайствовать перед Министерством регионального развития и Федеральным агентством по туризму об увеличении в 2006 году финансирования из федерального бюджета проектов, реализуемых в рамках программы «Юг России».
Обсуждался также вопрос создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Администрации Краснодарского края и администрации города-курорта Анапа было рекомендовано в короткий срок подготовить необходимые документы инвестиционному проекту «Благовещенские пляжи».
– В этой связи хотелось бы узнать, как обстоит дело с дополнениями в Закон «Об особых экономических зонах», предусматривающими, в частности, создание зон туристско-рекреационного типа?
– Закон с учетом нескольких замечаний согласован в Правительстве РФ и подготовлен для первого чтения в Государственной думе. Думаю, что на весенней сессии он будет принят. Тогда на конкурсной основе до конца текущего года могут быть выбраны два-три региона, на территории которых будут создаваться особые экономические зоны. Полагаю,  начиная со следующего года будут подписаны соответствующие соглашения. Но работа в этом направлении уже активно ведется. Причем инвестиционный проект «Благовещенские пляжи» был предложен губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым еще год назад. Теперь настало время его соответствующим образом оформить.
– Существуют другие инвестиционные проекты?
– От Министерства экономического развития РФ поступило предложение, касающееся озера Байкал. Уже объявлен конкурс по научно-исследовательским работам – на разработку программы развития туризма на байкальской территории. В рамках этой программы может быть обоснование необходимости создания ОЭЗ.
Кроме того, есть предложения от Тюменской области, Сахалина, Твери, Калуги и т. д. Регионы весьма активно включились в этот процесс, хотя законопроект еще не принят.
– Понятно, что после принятия дополнений в закон и объявления конкурса предстоит достаточно жесткий отбор. Какие факторы и критерии будут ставиться во главу угла?
– Прежде всего это экономическая целесообразность, с акцентом на тот самый мультипликативный эффект, который и характеризует туризм как важнейшую отрасль экономики. В этом смысле важно выбрать такие регионы, где создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа станет мощнейшим импульсом социально-экономического развития в целом. Иначе какой смысл? Одно дело, когда мы создаем ОЭЗ промышленно-производственного типа на одном или 20 квадратных километрах, и совсем другое дело, когда речь идет о двухстах и более, что возможно в случае с ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
Что касается самого механизма отбора, то, как обычно, будет образована специальная конкурсная комиссия, разработаны нормативные документы. Как это предусмотрено в отношении промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон. В тех случаях в состав комиссии входили и представители целого ряда министерств и ведомств, и представители научной общественности.
– Вернемся к самому законопроекту. Вы удовлетворены качеством проделанной работы по внесению дополнений?
– Конечно, всегда хочется большего. Но в нынешнем варианте, который вскоре будет обсуждаться в Государственной думе, с моей точки зрения, заложен тот минимум, который необходим для начала реальной работы по созданию ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Сформулирую точнее – заложен тот механизм, который необходим для создания по-настоящему конкурентоспособных курортов. Без него такую задачу было бы крайне трудно решить. Разумеется, особое значение Aa имеет для частных инвесторов и турбизнеса. Теперь все будет зависеть от того, как мы этими новыми возможностями воспользуемся.
– Таким образом, мы плавно подошли ко второй плоскости инвестиционной темы...
–  Вопрос привлечения частных инвестиций мы сейчас начали отрабатывать через ведомственные целевые программы. Они призваны стать своего рода лакмусовой бумажкой для определения степени привлекательности конкретных проектов для частных инвесторов.
Как известно, сегодня разрабатываются две программы: «Туристские центры России» и «Развитие туристско-рекреационного комплекса в южных районах РФ». Возможно будет и третья – «Речные круизы России». Пока прорабатывается только ее концепция. Основа всех программ проектная, то есть в этих рамках могут быть реализованы разнообразные инвестиционные проекты. Мы лишь расставляем приоритеты и, если можно так выразиться, «указательные знаки» для инвесторов.
Ростуризм заинтересован в их первоочередной реализации, и это предусматривает – совместно с другими министерствами и ведомствами, администрациями субъектов Федерации – обеспечение соответствующей транспортной инфраструктуры, землеотводов, коммуникаций, очистных сооружений и т. д. Речь идет о подготовке комплексной технологической площадки для прихода частного инвестора. Где-то будут предоставлены полностью готовые площадки. Где-то их надо будет выкупать под гарантии федеральных властей, с использованием кредитных ресурсов. Но важно то, что в любом случае это будут чистые, прямые и прозрачные схемы. Именно такие условия и требуются инвестору.
– Программы уже разработаны, означает ли это, что «кто не успел – тот опоздал»?
– Сейчас мы сделали очередной вариант этих двух программ на 2007–2009 годы. Естественно, необходимо согласовать позиции, связанные с частичным (порядка 10-15% от общей сметы) государственным финансированием, – в Минфине и в Минэкономразвития. На выставке «Интурмаркет» Ростуризм впервые наглядно представим  эти разработки широкому кругу специалистов, бизнесменов и общественности. На нашем стенде пройдут специальные презентации.
В дальнейшем эти программы будут развиваться и дополняться. Я всем говорю: любые разумные инициативы и реальные предложения от субъектов Федерации мы принимаем. Но они не должны быть спонтанными и плохо продуманными. А главное, если мы чувствуем серьезную заинтересованность субъектов федерации – не на уровне «дайте нам денег», а серьезные намерения, – то готовы с ними работать максимально плотно и включать предложения регионов  в федеральные программы.
– С какими администрациями у вас уже сложились такие конструктивные отношения?
– Их очень много. У меня практически со всеми хорошие партнерские отношения, еще со времени работы в Министерстве экономического развития. Из руководителей субъектов Федерации я больше половины хорошо знаю – и губернаторов, и министров экономики. Теперь знакомлюсь с министрами по туризму.
Идет нормальный процесс. У всех свои заботы, и поэтому где-то диалог идет более успешно, где-то менее. Показательна в этом отношении подготовка к «Интурмаркету». Наше предложение участвовать в объединенной экспозиции нашло самый заинтересованный отклик. Пошел большой поток разнообразных материалов.
– И все же есть некие объективные условия. К примеру, Черноморское побережье Кавказа - «инвестиционный климат» в этом регионе, в прямом и в переносном смысле, более благоприятный.

– Это безусловно. Но тем не менее я бы не сказал, что в плане инвестиций на Черноморском побережье Кавказа сегодня все в порядке. Потенциал, перспективы – действительно впечатляют, но фактическое положение дел пока далеко от желаемого.
Мы провели определенную аналитическую работу, и для меня удивительным открытием стало то, что турбизнес на Юге России развит слабо. Там очень сильно развит неорганизованный туризм. Отсюда и все остальные проблемы – с уровнем сервиса, с налоговыми поступлениями и т. д. Отдыхающие приезжают либо по санаторным путевкам, либо частным образом, неорганизованно. Турбизнеса как такового нет.
– Анатолий Кузьмич, сегодня все чаще можно услышать, что нашим черноморским курортам вполне по силам в обозримой перспективе «догнать и перегнать Турцию». Но туристический бум у нашего южного соседа имел хорошо подготовленную почву, в том числе и инвестиционную. Может ли в России в ближайшем будущем случиться нечто подобное?
– Я всегда оптимист, если говорить о жизненном кредо. Но в данном вопросе я сдержанный пессимист. Потому что все наши курорты организованы на принципиально другой основе – в их фундаменте лежит лечебная база. Мы на экономической основе неконкурентоспособны. Поэтому мы должны создать хотя бы локальные курорты – пусть совсем небольшие – на  чисто экономической основе. Речь идет о необходимости серьезных структурных перемен.

Михаил МУРАВИНСКИЙ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72