туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Отмена ТУР-1: катастрофа или стимул? История вопроса Форма ТУР-1 была утверждена письмом Минфина РФ от 10 апреля 1996 г. №16-00-30-19 "Об утверждении форм документов строгой отчетности". В то время власть этого клочка бумаги была велика, ведь ТУР-1 не только заменяла кассовый аппарат, но и давала право на освобождение от НДС в соответствии с подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.01.91 №1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Этот закон, как мы помним, утратил силу с 1 января 2002 года, лишив форму ТУР-1 роли индульгенции. В июне 2003 года вступил в силу федеральный закон от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", обязавший всех применять ККТ при наличных расчетах с юридическими лицами. Ранее ККТ применялась только при расчетах с населением, а юридическим лицам надо было выдавать только квитанцию к ПКО. В п. 2 ст. 2 этого закона дано «послабление» тем, кто производит наличные расчеты с физическими лицами – право применять при этих расчетах действующие формы бланков строгой отчетности, включая ТУР-1. Позиции ТУР-1 как единого «платежного эквивалента» кассового аппарата пошатнулись: для расчетов с юридическими лицами турфирме надо было приобретать ККТ. Однако многие упорные пользователи ТУР-1. Думается, в какой-то степени имела место боязнь «ящика» (читай ККТ), который скрупулезно наматывает на фискальный счетчик сведения о всем объеме прошедшей через него выручки. Кололись, но ели кактус… Кто же эти преданные поклонники ТУР-1? Крупные туроператоры и агентские сети к тому времени создавали операционные кассы банка на своей территории. Помимо необходимости вести трудоемкий учет БСО и покупать кассовый аппарат для расчетов с юридическими лицами, касса избавляла и от налога с продаж, поскольку переводила расчеты в разряд безналичных. Те, кто не мог себе позволить платить пару тысяч долларов в месяц за содержание оперкассы, но имели большой объем наличной выручки, обзавелись кассовыми аппаратами: все равно надо было рассчитываться с юридическими лицами. А вести двойной учет для «юриков» и «физиков» быстро надоело. Таким образом, среди пользователей ТУР-1 остались те, кто рассчитывался наличными только с физическими лицами (небольшие агентства, работающие на конечного потребителя), и турфирмы, имеющие обособленные подразделения, которым ТУР-1 выдавались под отчет для приема наличных денег вне места нахождения «центральной кассы». Оправдывало ли нежелание применять кассовый аппарат те сложности, которые возникали при работе с ТУР-1? На наш взгляд – нет. Начнем с того, что ТУР-1 годится для приема денег «не более одного раза», в нем просто нет нескольких «купонов» для многократного приема денег в случае, если турист платит по частям. Что было делать в этом случае? Выписывать новый бланк? Пять путевок на один тур? Выписать ТУР-1 на каждый из полученных авансов, а потом их аннулировать и выдать «итоговую» путевку? Никаких разъяснений на этот счет законодатели не давали. Только в марте прошлого года появилось письмо Управления ФНС по г. Москве от 30 марта 2005 г. №22-12/20812, в котором предлагалась методика работы: «При получении частичной оплаты (предоплаты) наличными денежными средствами за туристические услуги фирма обязана применять ККТ. При окончательном расчете за предоставляемые услуги на сумму аванса, проведенного через ККТ, производится возврат денежных средств с оформлением соответствующих документов и выписывается бланк строгой отчетности ТУР-1 на полную стоимость услуги». Ну и зачем ТУР-1, если при получении предоплаты все равно нужен кассовый аппарат? В этом же письме УФНС «пугало» налогоплательщиков карами за невыдачу кассового чека в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ, а также обращало их внимание на то, что форма приходного кассового ордера, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18.08.98 №88, не утверждена Министерством финансов РФ в качестве документа строгой отчетности, который приравнивается к кассовому чеку. тственность за невыдачу бланка строгой отчетности такая же, как за неиспользование кассового аппарата. На это указывает постановление Высшего арбитражного суда РФ от 31 июля 2003 года №16. Если фирма не выдаст покупателю БСО, инспектор сможет оштрафовать ее на сумму от 30 000 до 40 000 рублей (ст. 14.5 КоАП). Те же, кто перешел на применение ККТ, продолжали использовать ТУР-1 не в качестве бланка строгой отчетности, а как документ, в котором перечислялся весь состав тура, то есть как удобную замену акта или накладной. Хотя некоторые умудрялись выдавать еще и эти документы. Так что же теперь представляет собой ТУР-1? В Законе "Об основах туристской деятельности в РФ" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) дано определение: «Туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта». В статье 10 основного закона турбизнеса говорится, что «туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента». Но нигде не сказано, что она должна иметь именно форму ТУР-1. Таким образом, турпутевка - всего-навсего универсальный способ оформления отношений туриста и турфирмы, рекомендованный упомянутым законом. Что было, что будет В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 года №171 форма бланка строгой отчетности ТУР-1 может применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с положением, предусмотренным названным постановлением, но не позднее 1 января 2007 года. То есть, речь идет не об окончательной и полной отмене ТУР-1, а только об утверждении новой формы. Возможно, она станет более удобной, чем образца 1996 года. Но обратите внимание: пункт 7 положения говорит о том, что на БСО должны быть указаны сведения об изготовителе (в частности, номер заказа, тираж, место нахождения). Означает ли это, что бланки обязательно должны быть изготовлены типографским способом? Прямого указания на это в положении нет. Но вряд ли инспектор одобрит действия турфирмы, распечатавшей бланк на принтере, ведь законодатели читают закон буквально. Дело в том, что после принятия закона о ККТ финансовое ведомство выпустило письмо, где указало: "...проставление серии на документах строгой отчетности, а также их нумерация осуществляется типографским способом" (письмо Минфина России от 5 августа 2003 г. №16-00-12/29). Пункт 25 положения устанавливает довольно трудоемкую процедуру выдачи бланков. Сначала продавец заполняет бланк, но не подписывает. Затем получает от клиента деньги. После этого он должен назвать полученную сумму и положить купюры отдельно на виду у клиента; подписать бланк; назвать сумму сдачи и выдать ее клиенту вместе с бланком. Сейчас многие вначале принимают деньги, а потом оформляют бланк. Если на месте покупателя окажется налоговый инспектор, результат операции может быть печальным. Если при заполнении формы работник допустил ошибку, следует заполнить новый бланк. Помарки и исправления не допускаются. При этом испорченный экземпляр выкидывать нельзя. Его надо перечеркнуть и приложить к реестру использованных за день бланков. Унифицированной формы реестра нет, поэтому турфирма должна сама ее разработать. На наш взгляд, проще все-таки приобрести кассовый аппарат, а туристской путевке оставить функции документа первичного учета туроператора или турагента. В этом случае туристская путевка вовсе не обязана выглядеть как стопроцентная ТУР-1. Ведь форму внутренних документов налогоплательщик может утверждать самостоятельно - в приложении к приказу об учетной политике. Мария БУЛАТОВА, Ирина СЕДОВА ООО «Ирма-Аудит» - аудит, консалтинг, ведение, постановка, восстановление учета, разработка налоговых и управленческих схем.Тел.: (495) 786-99-98 www.irma-audit.ru |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|