туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Круиз на «Наутилусе» «Субмариновый туризм» – морские путешествия на настоящих подводных лодках – довольно бурно развивается и приносит хороший доход. Известно, что в 2004 г. на «Наутилусах» было обслужено более 2 млн туристов и получена прибыль около $160 млн. Оговорка «настоящие подлодки» делается с целью отделить субмариновый флот от массы полупогруженных, но явно надводных судов с прозрачным дном, а иногда и полубортами. Такие морские, а также речные и озерные «трамвайчики» в изобилии курсируют по всему Средиземноморью, широко используются на австралийском Большом Барьерном рифе и в других акваториях Мирового океана. Конечно, они не могут составить достойную конкуренцию настоящим подводным судам, оказаться внутри которых – уже приключение. Нынешний бум связан с переходом от функциональных, но достаточно «спартанских» по условиям пребывания на них подлодкам к туристическим субмаринам класса «люкс» повышенной комфортности, а то и откровенной роскоши. Однако, прежде чем рассказывать о новинках, сделаем краткое обозрение действующего подводного флота. Труженики моря Во-первых, это бывшие военные или научно-исследовательские переоборудованные подлодки. В массе своей они оснащены электродвигателями с питанием от аккумуляторных батарей, рассчитаны на 20-50 человек, погружаются не более чем на полчаса в живописном прибрежном районе на глубину, не превышающую 25-60 метров. Таковы, например, известная бывшая бельгийская подлодка «Синдбад» на египетском курорте Хургада, бывшие немецкие подводные «рейдеры» в израильском Эйлате, на Канарских островах, в водах Кубы и Барбадоса. На тайском курорте Пхукет до цунами плавала субмарина, списанная из состава ВМФ США. Самую дешевую экскурсию на таких «антикварных субмаринах» предоставляет Мальорка: 32 доллара со взрослого и 16 - с ребенка. Самую дорогую - больше 100 долларов - Марианские острова, где туристов возят на «подводную обсерваторию» (ловкий маркетинговый ход, подлодка-то старая), с борта которой можно наблюдать удивительный подводный мир кораллов. Средний подводный класс Более высокая категория – субмарины, специально построенные для туристических целей: у них принципиально иной дизайн, они намного удобнее, подвижнее, глубоководнее, а главное – рентабельнее. Как правило, их раскрашивают в жизнерадостные яркие краски, их акриловые иллюминаторы значительно больше стандартных, часто они полусферические, что улучшает обзор. Высокая скорость и дальность плавания турсубмаринам не нужны, упор сделан на повышенную маневренность, а также способность зависать над определенным участком морского дна. Туристические субмарины перевозят от 3 до 64 пассажиров, чаще всего они оборудованы на 48 человек. Средняя глубина погружения - от 50 до 100 метров. Уровень эксплуатации таких судов очень высок: в среднем они 320 раз в году совершают по 10-12 спусков в день. Билет в среднем обходится в 95 долларов. Степень надежности пока стопроцентная - не зарегистрировано ни единого инцидента, поставившего под угрозу жизнь и здоровье туристов. Капитаны отрасли Первую полноценную туристическую подлодку построили еще в 1964 г. для Шведской национальной выставки. 28-метровая August Piccard вмещает до 40 пассажиров и способна «нырнуть» на глубину до 610 метров. Она имела огромный успех: за первые полтора года почти 40 тыс. человек осмотрели с ее помощью подводные красоты озера Леман. August Piccard и сейчас остается самой большой и самой глубоководной из туристических подлодок. Однако на «промышленные рельсы» этот вид туризма начал переходить лишь четверть века спустя. В 70-х годах японская корпорация Kawasaki Heavy Industries разработала проект 40-местной туристической субмарины, но до строительства дело так и не дошло. В 1983 г. эстафету взяла фирма Research Submersibles, но ее «мини-подлодки» вмещали только двух пассажиров и погоды на рынке не сделали. В восторге, конечно, пребывали океанологи, ихтиологи и другие специалисты: «малышки» трудились в водах вокруг знаменитой «Каймановой стены» (барьерные рифы в районе Каймановых островов в Карибском бассейне), ныряя иногда на глубины до 600 метров. Со временем компания стала строить лодки попросторнее - субмарины класса Perry, которые с легкостью погружаются на 250 метров. Но лидером отрасли все равно не стала. Полновесные лавры финансового успеха и славы зачинателя массового субмаринового туризма достались британской компании Atlantis Submarines International (ASI). Ее учредили разработчики той самой шведской August Piccard, которые перенесли операционную базу в Колумбию, где и построили в 1984 г. 28-местную туристическую подводную лодку Atlantis-I. В 1987 г. к ней присоединились еще две такие же субмарины. И вот тут, что называется, «турист пошел»: начался настоящий бум, связанный с подводными путешествиями. В результате к 2003 г. ASI спустила со стапелей 12 турсубмарин трех классов, рассчитанных соответственно на 28, 46 и 64 пассажира. Сейчас в лидерах строительства туристических субмарин ходят британская Silvercrest, американские Underwater Vehicles Inc., U.S.Submarines и American Boiler Works Transportation. Одна из последних разработок Silvercrest - глубоководная субмарина Taurus («Телец»). Она способна снижаться на глубины до 500 метров, у нее очень большая полезная нагрузка, целая батарея дополнительных прожекторов, самые современные манипуляторы, сонары, системы слежения. Она оборудована специальными приспособлениями для подводных съемок и работы научных инструментов. Словом, лодка универсального назначения - туристическая, научно-исследовательская и для проведения спасательных работ. Новинка компании Underwater Vehicles Inc. - субмарина ANZ-1000. Лодка «ныряет» на глубину до 300 метров. Она тоже многофункциональна, но все-таки проектировалась с упором на турсектор, о чем наглядно свидетельствуют два необычной формы больших дополнительных иллюминатора — кормовой и носовой, чего нет у других туристических субмарин. Исключение составляет роскошная Deepstar Tourist Submarine, оборудованная такими же иллюминаторами. А уникальность ее состоит в том, что это пока единственная в мире подлодка, корпус которой полностью выполнен из акрила. 26-метровая «Глубоководная звезда» берет на борт до 45 пассажиров и спускается на глубину до 100 метров. Поколение next Казалось бы, ну чего еще желать? Выясняется, есть чего – это подводные лайнеры для корпоративных и индивидуальных VIP-путешествий. Туристические субмарины второго поколения. Их отличительные черты: высокие мореходные качества в надводном положении, роскошный дизайн, исключительный комфорт, отлично оборудованный камбуз, самые современные средства связи. Специалисты U.S.Submarines полагают, что подобные «наутилусы» идеально подходят для круизных VIP-путешествий, скажем, по Карибскому бассейну, к Галапагосским островам, Гавайям, острову Пасхи, по Индийскому океану или маршрутами Джека Лондона – по южным морям Тихоокеанского бассейна. Туристические подлодки VIP-назначения, предлагаемые фирмой U.S.Submarines, делятся на малые и большие. К малым относятся субмарины, способные путешествовать на борту современных мегаяхт и, когда требуется, спускаться в воду. Это лодки классов Discovery 1000, Triton 650 и Explorer 1000 (цифры означают рекомендованный предел погружения в футах; соответственно, 1000 футов – это 305 метров). Discovery 1000. Акцент на изящество. Прозрачные акриловые иллюминаторы создают ощущение повышенного простора внутрених помещений, позволяют без помех любоваться подводным миром. Линия изгиба их такова, что в пассажирском отсеке даже непонятно, где они, собственно, заканчиваются. Благодаря дизельному двигателю подлодка способна долго оставаться в режиме автономного плавания. Система индивидуального климатического контроля позволяет пассажирам выбирать оптимальную для них температуру и влажность воздуха. Двигатели работают очень тихо, их почти не слышно. Конструкция Discovery позволяет «наращивать» лодку дополнительными секциями, как в конструкторе «Лего», поэтому можно заказывать от двухместного до десятиместного (с шагом по паре) варианты субмарины. Строго говоря, только двух- и четырехместные Discovery относятся к малому классу, опускаемому в воду с мегаяхт. Более вместительные лучше отправлять в плавание из шлюпочных гаваней или частных доков. Triton 650. Акцент на портативность. Эта двухместная подлодка рассчитана только на спуск с мегаяхт. Она также легко перевозится обычным наземным транспортом в прицепе грузовика, а по воде - в стандартном контейнере. Именно на простых в управлении «тритонах» U.S.Submarines предлагает будущим владельцам бесплатное обучение мореходным навыкам. Explorer 1000. Акцент на дизайн и комфорт. Двухместный и трехместный варианты. Большой запас аккумуляторных батарей позволяет значительно увеличить время нахождения под водой. Большие подводные лодки VIP-назначения - Nomad 1000, Seattle 1000 и Phoenix 1000. Nomad 1000. Роскошный интерьер. Места для восьми пассажиров и двух членов экипажа. Раздвижные сиденья позволяют устроить шесть спальных мест. При желании в субмарине можно быстро оборудовать отдельную каюту. Главное достоинство – способность не только плавать под водой, но и лежать на морском дне. Оборудование камбуза позволяет приготовить самый изысканный обед. Сонар с высоким цветоразрешением. 1000-ваттные кварцевые галогенные подводные фонари. Seattle 1000. Еще более роскошный вариант базовой подлодки «Номад». На двух палубах расположены каюты с ваннами, помещения для команды, кокпит, просторная гостиная со столовой. Особенность конструкции – акриловая палуба над линией воды для отдыха пассажиров, а также дополнительный кормовой отсек для ныряльщиков. Seattle способен на трансатлантическое путешествие. Мощность аккумуляторных батарей позволяет субмарине несколько дней находиться под водой без их подзарядки. Phoenix 1000. Самая большая и самая великолепная из предлагаемых сегодня на рынке коммерческих субмарин. Это настоящий четырехпалубный «подводный лайнер» 65-метровой длины. Отсутствие поддерживающих балок позволяет владельцу свободно планировать интерьер, который составляет по площади 460 квадратных метров. Уникальная система защиты от качки. Несите денежки Российские операторы сегодня вряд ли приобретут туристическую субмарину в собственность. Но поскольку стоимость аренды напрямую связана с амортизацией подводного аппарата, цены можно проанализировать. «Ножницы» такие: от $1,2 млн за двухместный Discovery до $70-78 млн за Phoenix. Это расценки подводных судов высшей категории VIP. Производители предлагают и более «демократичные» модификации. Так, Nоmad 1000 в варианте на 24 или 36 пассажиров обойдется в $4,95-5,2 млн. При этом он сохраняет несколько кают «президентского» класса, высокую степень автономности и океанский мореходный класс. Сергей СВИСТУНОВ _ Первая и пока единственная туристическая субмарина российского производства – «Садко» - построена в 1997 г. в Санкт-Петербурге в конструкторском бюро “Рубин”. Два года базировалась в прибрежной полосе острова Сент-Люсия в Карибском бассейне, а в 2000 г. переместилась поближе - на Кипр. Кульминация предлагаемой «Садко» подводной экскурсии: спуск к “Титанику” Средиземноморья - шведскому парому «Зенобия», который столь же печально знаменит - он затонул в первом рейсе. 23 иллюминатора дают великолепный обзор. А спецотряд аквалангистов регулярно подкармливает рыб, чтобы те охотнее позировали туристам. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|