туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Уравнение поиска специалиста О дефиците профессиональных кадров и актуальных проблемах в сфере российской туриндустрии рассуждают заместитель генерального директора по персоналу компании UTS Мария МАШЕРОВА, руководитель отдела стандартов и персонала ГК «РВБ-Алеан» Виктория ТИШКО и генеральный директор «Бизнес-центр Планета-тур» Елена ЗРЯНИНА. 1 вопрос Каким образом ваша компания приглашает на работу новых сотрудников: через рекрутинговые фирмы, с помощью службы по подбору кадров или другими способами? Мария МАШЕРОВА: При наборе новых сотрудников мы стараемся использовать абсолютно все возможные варианты, поскольку нужного специалиста найти довольно сложно. Виктория ТИШКО: В нашу компанию сотрудники набираются собственной службой персонала с помощью всех доступных ресурсов: интернет, рекрутинговые фирмы, личные связи, СМИ и т. д. Елена ЗРЯНИНА: В настоящий момент, когда на туристическом рынке спрос на квалифицированные кадры превышает предложение, используются все способы по набору персонала. Я использую и рекрутинговые фирмы, и интернет, и личные связи. 2 вопрос В каком менеджере вы наиболее заинтересованы: в специалисте широкого профиля или в человеке с углубленным знанием определенного сегмента работы? Мария МАШЕРОВА: Предпочтителен, конечно, второй вариант. Но в нашем случае «определенным сегментом» может быть весь мир. Виктория ТИШКО: Подбор персонала проводится несколько по иным криетриям. Больше внимания уделяется конкретным знаниям соискателя в зависимости от позиции, на которую он принимается. Если это, например, отдел реализации, то логично требовать от работника наличия опыта продаж, умения продавать и знания определенного сегмента его будущей деятельности. Существует такое понятие, как профиль вакансий, который складывается из представлений компании о должностной позиции, профессиональной и личной компетенции сотрудника. Елена ЗРЯНИНА: Мы работаем по принципу «малыми силами большие объемы». Каждому менеджеру я говорю, что самое ценное, что он может приобрести в нашей фирме, – это знания и умение представить себя. От этого зависят его карьера и материальный достаток. Чем больше спектр умений и знаний сотрудника, тем больше он в цене. 3 вопрос Сравните уровень подготовки менеджеров в российском туризме десять лет назад и сегодня. Мария МАШЕРОВА: Десять лет назад никакой подготовки не было вообще. Сейчас она есть, но плохая. Как правило, претендент знает только теорию, поэтому я лучше возьму на вакантное место человека без туристического образования, но с хорошим опытом работы в туризме. Виктория ТИШКО: Все мы немного туристы, и поэтому часто возникает иллюзия того, что работа в турбизнесе не требует специальной подготовки и обучения. Теперь каждый из нас может выбрать и забронировать себе тур, не обращаясь в агентство. Но когда в России начали строить бизнес все, кому не лень, удельный вес профессионализма в каждом строителе упал до нуля. Общеизвестно, что профессиональный уровень работника турбизнеса и качество предлагаемого продукта за последние десять лет значительно выросли. Так и менеджер, работающий в этой сфере, обязан соответствовать высокому уровню современного туристского рынка. В противном случае он не сможет эффективно и качественно выполнять свои обязанности. Елена ЗРЯНИНА: Десять лет назад туризм начинали делать учителя, военные, инженеры и т. д. Это были высокоинтеллектуальные люди, уже имеющие навыки управления персоналом и самостоятельной деятельности, но не получающие достойную оценку своего труда. Они сознавали, что могут больше, чем работать в госструктурах, и не боялись начать свое дело, чтобы исправить материальное положение и получать удовлетворение от труда. Главным «оружием» были самодисциплина, ответственность и ориентация на достижение цели, а не выгода. Сначала люди презентовали себя, а потом ждали материальную оценку своего труда. Сегодня молодые менеджеры говорят на иностранных языках, общаются на «ты» с компьютером. Они более интеллектуальны и общительны, многие из них уже видели мир. Они знают себе цену и часто материальную сторону ставят во главу угла, а из-за дефицита кадров нередко диктуют работодателю свои условия. Главная задача работодателя с его жизненными ценностями прошедших лет – правильно подобрать мотивированный персонал и принять верную позицию в реальном времени, чтобы оставаться хозяином фирмы и вести ее нужным курсом. 4 вопрос Что вам хотелось бы изменить в программах вузов, готовящих специалистов по туризму? Мария МАШЕРОВА: На последних курсах вузов нужно проводить больше семинаров и практических занятий, приглашать преподавать действующих работников турбизнеса, идти навстречу студентам, работающим по специальности, и поощрять их. Ведь только комплекс высшего образования и практической деятельности реально подготовит студента к выходу на работу. Виктория ТИШКО: Менять что-нибудь в программах обучения неэффективно и слишком энергоемко. В настоящее время институтов, специализирующихся на подготовке специалистов турбизнеса, очень мало. Но еще недавно вообще существовал только один вуз, который готовил кадры для туротрасли. Сегодня в основном их выпускают факультеты общеобразовательных вузов, преподавательский состав которых абсолютно не имеет представления о реальной работе в туризме и не обладает необходимыми навыками для современной профессиональной деятельности в отрасли. Существующая практика привлечения работника действующей турфирмы для чтения студентам материала не приносит ощутимого результата, поскольку студент, успешно усвоивший теорию, не получает качественной практики. Практика же проходит в разгар сезона и в лучшем случае сводится к выполнению обязанностей курьера. Никто не доверит стажеру выполнение функций офис-менеджера. В этом большой минус обучающей практики. Елена ЗРЯНИНА: Туризм настолько динамичная отрасль, что те, кто в ней сейчас трудится, едва поспевают за ее развитием. Что уж говорить о преподавателях, которые живут идеями того времени, когда они работали в туризме? Я бы ввела практику работы в турфирмах, изучение правовых вопросов, увеличила количество часов по психологии общения с разными типами клиентов, чтобы выпускники хорошо понимали разницу между операторской и агентской деятельностью и представляли, чем конкретно они хотели бы заниматься. При каждом вузе я создала бы коммерческие службы, которые помогали бы выпускникам в трудоустройстве, а работодателям – в подборе кадров. 5 вопрос Что легче – обучать нового сотрудника «с нуля» или переучивать человека, уже имеющего опыт работы в туризме? Мария МАШЕРОВА: Все зависит от конкретного человека, его способностей и возможностей и поставленной цели. Виктория ТИШКО: Естественно, проще переучить человека, уже имеющего опыт работы в туризме. Но при одном условии: соискатель не должен приносить с собой «негатива» корпоративной работы. Елена ЗРЯНИНА: В моей практике были оба варианта. Обучать с «нуля» и готовить будущих профессионалов тоже дано не каждому. Мне это удается и нравится заниматься этим. С другой стороны, через полгода из любознательного и интеллектуального молодого специалиста уже можно сделать грамотного менеджера. Кстати, иногда бывает, что в одной фирме менеджер не «раскрылся», а в другой он делает быстрые профессиональные успехи. 6 вопрос Какие возможности для повышения квалификации сотрудников предлагает ваша компания? Мария МАШЕРОВА: Это посещение семинаров и презентаций национальных турофисов, различных отелей и операторов. Лучших сотрудников мы отправляем в рекламные туры. Но главная возможность совершенствоваться – это постоянная работа рядом с профессионалами. Виктория ТИШКО: Мы проводим внутреннее обучение на семинарах по продукту, компьютерной системе онлайн-бронирования и технологии работы компании. Особое внимание уделяется проведению рекламных туров, в которых в зависимости от специализации участвуют все сотрудники. Также проводятся тренинги по технике продаж: как внутренние, так и с привлечением специалистов со стороны. Елена ЗРЯНИНА: Считаю, что карьерный рост очень важен. Не у каждого менеджера есть способности стать начальником, но если руководство замечает, что они есть, то нужно их развивать. Такого менеджера надо двигать по карьерной лестнице, иначе ему станет скучно в рамках его деятельности. Например, за два года один из наших менеджеров дорос до коммерческого директора. 7 вопрос Можно ли эффективно и успешно работать в туризме, имея лишь практические навыки без солидной теоретической базы? Мария МАШЕРОВА: Туризм – одна из немногих сфер деятельности, где это возможно. Более того, профессиональный рост зависит только от самого человека, его стремлений, упорства и амбиций. Виктория ТИШКО: Скорее нет. Например, менеджер, умея продавать и имея солидный опыт, может быть вполне успешным и эффективным, только если он непрерывно пополняет свои знания о продукте и следит за динамикой его изменений. Елена ЗРЯНИНА: Однозначно - да. В нашей компании на 20 человек только у одного сотрудника есть туристическое образование. Если есть достойное общее образование, интеллект, жизненный опыт, а самое главное, желание работать в отрасли, - это залог успеха. 8 вопрос Что полезного можно перенять наша страна из западного опыта подготовки менеджеров турфирм? Мария МАШЕРОВА: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обладать достаточными знаниями для сравнительного анализа. А это уже задача для средств массовой информации: вовремя и правильно информировать нас, за что мы будем очень признательны. Виктория ТИШКО: Западные представления о технологии ведения клиентского бизнеса в корне отличаются от российских. В первую очередь это касается распределения функций. На Западе есть практика жесткого разделения по функциям (сегментация), а российский менеджер, как правило, является универсалом. В то же время крупные игроки туристского рынка постепенно перестраивают свою работу на западный лад. Во всяком случае, всегда бывает полезно посмотреть на специфику своей работы с другой точки зрения. Не следует забывать, что туризм – сфера деятельности, которая в настоящее время создает каждое восьмое новое рабочее место в нашем государстве. Но активно распространяемые в последнее время мифы о том, что туристский рынок сам по себе способен улучшить экономическую ситуацию в стране, не выдерживают критики. Идеология кадровых ресурсов и разрабатываемая модель содержания профессионального туристского образования должны строиться не как адаптивные, максимально приспособленные к условиям рынка, а как конструктивные, преобразующие его в сторону развития внутреннего, а также социального туризма. В связи с этим вопрос о подготовке специалистов для туристской отрасли приобретает все большую актуальность. Данное профессиональное образование должно обладать институциональной структурой, которая в состоянии обеспечить человеку перманентное образование на протяжении всей его жизни, а также возможность эффективной миграции в другие области. Елена ЗРЯНИНА: В первую очередь, планирование деятельности, составление бизнес-планов и повышение квалификации. Западные технологии, как правило, находятся на высоком уровне, что тоже нужно перенимать. Плюс коммуникативность и внутренняя самодисциплина. Подготовила Светлана ФУНТУСОВА |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|