туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Индикатор туристического рынка
Основная тенденция в развитии современного российского туризма - безусловно, движение к цивилизованному бизнесу. Правда, путь этот довольно тернист и подводные камни на нем встречаются очень часто.
Прогноз развития ситуации на рынке всегда интересен и необходим специалистам. Но в какой мере сейчас можно ориентироваться на какие-либо оценки тенденций будущего? В российском бизнесе большие сложности создает высокая степень неопределенности, характерная для всех его сфер. На туристическом рынке изменения происходят особенно быстро. Это, в частности, касается появления новых турфирм, многие из которых сразу начинают претендовать на лидирующие позиции, увеличение объемов новых предложений по турам, направлениям, что связано с борьбой за клиента в жестких условиях. Меняются политика и стиль работы турфирм: в ходу более агрессивная стратегия продвижения нового продукта, практикуется конкуренция цен на нижних пределах.
В динамичной среде необходимы и быстрые средства отслеживания происходящих событий. Основным инструментом для получения информации о ситуации на рынке по-прежнему остаются маркетинговые исследования. Еще одна тенденция последнего времени - все больше компаний в этом вопросе прибегают к помощи профессионалов.
Что делать? В поле зрения маркетинговых исследований чаще всего попадают либо потребители - для изучения их предпочтений, либо ближайшие конкуренты – для сравнения предложений, привлекательности имиджа, близости к клиенту. Однако исследованием общих тенденций развития российских турфирм мало кто занимается, поскольку быстрой практической выгоды это не несет, а финансовые затраты требуются. Конечно, проведение такого рода исследований – задача отраслевая, поскольку уровень развития предприятий является важным индикатором состояния туристической отрасли в целом. Где делать? Собрать сведения о различных аспектах работы турфирм можно различными способами. Прежде всего – это телефон, интернет, личные встречи. Но когда нужен «моментальный снимок» туристического рынка по стране в целом, идеальным местом для проведения маркетинговых исследований являются крупные специализированные выставки. Интерес исследователей к выставочным площадкам можно оценить по количеству работающих на них интервьюеров. Данные, приведенные в этой статье, получены в ходе опроса представителей туристических фирм на двух международных выставках «Интурмаркет» и MITT в 2006 году. Общее число респондентов - около 400 человек, в том числе 55% из Москвы, 45% из регионов России – из более чем 60 городов. Чем они занимаются? Перспективы туристической деятельности в России определяются следующим образом: выездным туризмом занимаются и собираются заниматься 75,8% всех опрошенных турфирм, внутренним – 43,7%, въездным – 25,8%. Совместить эти направления работы в рамках одной «среднестатистической» турфирмы, как правило, трудно. По данным опроса, в сферах выездного и внутреннего туризма одновременно работают порядка 27% компаний, в сферах выездного - въездного туризма и внутреннего - въездного - около 14-16%. О специализации на всех трех видах путешествий заявили только 10% респондентов. Существенные отличия в выборе направлений заметны у московских и региональных туристических компаний. Так, интерес к выездному туризму проявляют 86% столичных турфирм и 63,6% региональных. Это указывает на неиспользованный потенциал регионов в отношении выездного туризма и объясняет явное стремление многих московских туроператоров найти в регионах дополнительные рынки сбыта. Интерес к внутреннему туризму проявили лишь 35,3% столичных турфирм, среди региональных этот показатель выше – 53,8%. Их клиентов в этом смысле можно считать перспективными - те туристы, которые сегодня ориентируются только на внутренние маршруты, завтра будет расширять горизонты своих путешествий. По въездному туризму картина, полученная в ходе опроса, еще более пестрая. Интерес к этой теме проявили 17,4% московских турфирм и 35,8% региональных. Есть основания надеяться, что Россия у зарубежных туристов перестанет ассоциироваться только с Москвой, С.-Петербургом и Золотым кольцом – со временем у иностранцев будут пользоваться популярностью и другие центры отдыха. На чем турфирмы «пашут»? Зависимость результативности работы турфирм от используемых ими технологий за последние годы многократно увеличилась. Уровень развития технических и информационных систем определяет как скорость обслуживания клиентов, так и качество этой работы. Проблемы технического оснащения офиса и рабочего места менеджера, которые еще 3-5 лет назад были актуальны большей частью для крупных турфирм, сегодня стали первостепенными для средних и мелких агентств. Интересная деталь – недостаточный базовый уровень подготовки менеджеров по продаже иногда может компенсироваться использованием различного рода справочных систем и систем бронирования, которые содержат необходимую информацию. Использование турфирмами-участниками опроса различных технических и программных средств в повседневной деятельности представлено в виде диаграммы.
Определенное техническое отставание регионального турбизнеса от столичного наблюдается в отношении использования глобальных систем бронирования (12,1% и 26,1% соответственно), применения специализированных программ (19,1% и 32,4%). По другим показателям результаты примерно одинаковые, а в использовании собственного программного обеспечения региональные фирмы даже немного превосходят московские. Среди наиболее популярных GDS на первом месте с большим отрывом была указана система Amadeus. Далее следуют Galileo и Sabre, показавшие примерно равные Aa. Среди специализированных программ по широте использования первое место респонденты отдали «Мастер-туру», второе – «САМО-тур». Другие варианты были упомянуты в единичных ответах. В качестве наиболее часто используемых были названы семь отечественных систем поиска и бронирования. Туры.ру 61,8% Туриндекс 25,8% Форос 24,7% All SPO 21,3% Exat 15,7% Top Hotels 13,5% Spy Glass 5,6% Интерес к подобного рода системам высок как у московских, так и у региональных турфирм. Поэтому растут и требования к их работе. Это не только быстродействие, удобный интерфейс и количество представленных операторских предложений. Сейчас на первые позиции выходят такие показатели, как качество и скорость обновления данных, обеспечение возможности бронирования в режиме реального времени, достоверность и актуальность информации, уровень дополнительного сервиса. В этой нише конкуренция обостряется, с появлением новых систем ситуация может быстро измениться. А как же слово? Традиционным источником получения информации в турфирмах остаются профессиональные СМИ. Хотя в век высоких скоростей отношение к печатному слову меняется. Предпочтение отдается наиболее информативным изданиям, где можно найти аналитические материалы, посвященные российскому рынку и международной туриндустрии. Чтение становится сугубо прагматичным.
Среди тех печатных изданий, которые используются для регулярного или периодического чтения менеджерами турфирм, было указано более 40 наименований. Первая пятерка выглядит следующим образом.
На что ловят клиента? Реклама - не только двигатель торговли, но и «прикормка» для клиентов. Какой из видов рекламы турфирмы используют регулярно, показывают результаты проведенного опроса.
В последнем разделе упоминались выставки, информационно-справочные службы, различные презентации. По данному вопросу тактика работы московских и региональных турфирм различается. Интернетом в качестве продвижения рекламы пользуются чаще в Москве (соответственно 67,1% респондентов и 53,8%). Такой же перевес есть и в использовании электронных рассылок (Москва – 54,6%, регионы – 45,1%). Возможности наружной рекламы в регионах используют чаще, поскольку там она дешевле и более результативна, в отличие от Москвы, где от вывесок, щитов, перетяжек уже рябит в глазах и наружная реклама становится общим городским фоном. По данным опроса, наружную рекламу используют 35,7% респондентов из столицы и 46,8% - из регионов. Реклама в общих СМИ считается более предпочтительной в регионах (49,1% против 33,3%). Это реакция как на большой ассортимент такого рода изданий в столице, так и на достаточно высокий уровень цен на размещение модулей и текстов. Для профессиональных туристических СМИ соотношение здесь совсем другое: 50,2% для Москвы и 26% - для регионов. Имеет значение и то, что в столице базируются ведущие туроператоры и концентрируются наиболее заметные профессиональные издания. Использование рекламы на телевидении для московских турфирм достаточно редкое явление из-за высоких цен (соотношение 8,2% к 20,8% в пользу регионов). Аналогичная картина и для рекламы на радио (соответственно 9,2% и 19,1%). Как готовят смену? Проблема поиска профессиональных кадров в туризме давно стала насущной. Все мечтают о чудо-продавцах, которые и клиента ублажат, и денег фирме много заработают. Пока этот вопрос решается не слишком успешно, подбором персонала озабочены многие турфирмы. Поэтому 82,1% компаний делают ставку на подготовку специалистов самостоятельно, без «отрыва от производства». В этом едины московские и региональные фирмы, расхождений в их оценках практически нет. Другой известный способ – приглашение опытных специалистов. Им пользуются 30,3% турфирм. «Охотники за головами» - head-hunter - уже не редкость для российского туризма. Во многих случаях, особенно для ключевых мест, дешевле найти готового специалиста, чем учить его самостоятельно, а потом беспокоиться о том, как удержать. Для Москвы, где, с одной стороны, проблема с кадрами острее и текучесть выше, а с другой – предложений соискателей вакансий больше, использование данной формы повышения уровня кадрового состава более популярно: 38,2% против 20,8% в регионах. Обучение на курсах повышения квалификации практикуют 23,7% турфирм (при этом среди московских – 20,8%, региональных – 27,2%), различные виды тренингов используют 18,4% респондентов (московские – 20,3%, региональные – 16,2%). Для «регионалов» повышение квалификации часто связано с приездом в Москву, когда можно дополнительно сделать еще какие-то дела. В качестве дополнительных вариантов обучения персонала турфирмы используют такие способы, как отправка менеджеров в рекламные туры, стажировка у туроператоров, участие в мастер-классах ведущих туроператоров. Виктор НЕЧИПОРЕНКО, директор информационной службы «Красный телефон» |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|