Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Сергей Шпилько
Почетный президент РСТ
Власть в туризме: что было, что будет…

20 октября Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по туризму (Ростуризма) и передаче его полномочий в Министерство экономического развития РФ.

Сергей Павлович ШПИЛЬКО – один из тех, кто стоял у истоков туристического ведомства нашей страны и наблюдал многие его метаморфозы за последние 30 лет. Он делится с читателями ТБ воспоминаниями и прогнозами.

 

- История управления туримом в России напоминает какую-то бесконечную «чересполосицу» министерств и ведомств. Как складывался этот тренд?

- В начале 90-х закончилась эра Советского Союза, а с ним и эпоха советского туризма с его органами власти: Госкоминтуристом СССР и ВАО «Интурист», Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС и БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ, у каждого из которых была своя зона ответственности. Советская система организации туризма была по-своему высокоразвитая. Люди жили в коммуналках, небогато, но по стране активно путешествовали благодаря дотациям из средств профсоюзов, комсомола и государственного бюджета.

 

В условиях перехода от плановой к рыночной экономике правопреемство управления отраслью происходило от Госкоминтуриста СССР, который трансформировался сначала в марте 1992 г. в Министерство культуры и туризма РФ, где туризм курировал замминистра В.И. Азар. Но уже в сентябре того же года создается Комитет РФ по туризму (Роскомтуризм), который довелось возглавлять мне.

В январе 1994 г. этот орган объединяется еще с двумя другими в один Комитет по делам молодежи, физической культуры и туризма, который в мае того же года преобразуется в Комитет по физической культуре и туризму, председателем которого был назначен Ю.М. Портнов, а мне как первому заму пришлось тогда исполнять обязанности председателя и объединять еще по сути комитеты по спорту и туризму.

 

В итоге союз тогда получился паритетным, по крайней мере в штатном отношении. Но уже в августе того же года новый орган был вновь преобразован в Государственный комитет по физической культуре и туризму (ГКФТ РФ), который возглавил Ш.А. Тарпищев, а с ноября 1996-го Л.В.Тягачев.

Несмотря на такую чехарду, в эти годы удалось немало сделать, чтобы наладить управление туризмом в его более современном виде. Еще при Роскомтуризме удалось ввести лицензирование международной туристской деятельности, которое стимулировало создание органов управления туризмом в регионах страны, так как было подписано соглашение о делегировании субъектам РФ право лицензирования туристских компаний только при условии создания в регионе такого органа.

В результате, если до начала лицензирования в стране существовал лишь один профильный региональный орган – Комитет по туризму Санкт-Петербурга, то через полтора года такие структуры были образованы в большинстве субъектов РФ.

 

При Роскомтуризме же началось восстановление сети загранпредставительств РФ по туризму, число которых к 1999 г. достигало 17 в различных странах от США до Японии, но в основном в Европе, со своими офисами, транспортом, штатом с дипломатическим статусом и т.д.

Был утвержден первый ГОСТ «Классификация гостиниц», туристская путевка в те годы была освобождена от НДС. В 1995 г. была утверждена первая Федеральная целевая программа развития туризма, а в 1996 г. принят «Федеральный закон об основах туристской деятельности», который привел понятийный аппарат и инструменты госрегулирования в туризме в соответствие с международной теорией и практикой.

 

- То есть тогда в туризме все было хорошо?

- Нет, конечно. Не хватало инвестиций, денег на рекламу. В рамках административной реформы, несмотря на наше сопротивление, отменили лицензирование туристской деятельности.

На самом деле времена были непростые. Уже тогда предпринимались попытки возврата к огосударствлению этой сферы в прямой или завуалированной форме. Ярким примером тому является Указ Президента РФ от 22 декабря 1995 г. №1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации», предусматривающий создание Национальной туристской корпорации (НТК), которой предлагалось передавать объекты федеральной собственности и предоставлять другие преференции.

 

В проекте даже был пункт о том, что иностранные консульства должны в первоочередном порядке выдавать визы туристам, выезжающим через НТК. И пришлось объяснять коллегам из Национального фонда спорта, инициировавшим появление этого указа, что иностранные консульства российским властям в вопросе выдачи виз не подчиняются.

Российская ассоциация турагентств (РАТА) – с 2007 г. Российский союз туриндустрии (РСТ) – тогда выступил против создания этой корпорации, создававшей условия недобросовестной конкуренции на рынке. В РАТА я и ушел работать после преобразования в 1999 г. ГКАФТ РФ сначала в мае в Федеральное агентство, а затем и в Министерство по физической культуре, спорту и туризму, которое возглавил Б.В. Иванюженков. А замом по туризму в нем стал В.И. Стржалковский.

После 1999 г. совершенно напрасно была ликвидирована сеть загранпредставительств по туризму, которая так и не воссоздана.

 

- И как развивались события дальше?

- В мае 2000 г. это министерство вновь было преобразовано в госкомитет. В 2002 г. функции координации туристской деятельности передаются в Департамент туризма в Министерстве экономического развития и торговли, где В.И. Стржалковский как замминистра курировал уже и туризм, и торговлю.

 

В марте 2004-го вновь образуется Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, но уже в ведении Министерства социального развития и здравоохранения РФ. А уже в ноябре вновь образуется Федеральное агентство по туризму, переданное в 2008 г. в подчинение образованному под руководством В.Л. Мутко Министерству спорта, туризма и молодежной политики. Туризм в нем курировала Н.А. Назина. А Федеральное агентство возглавил А.И. Ярочкин.

 

В 2012-м Ростуризм, который в 2011-м возглавил А.В. Радьков передается в ведение Минкультуры. В 2018-м под руководством уже назначенного в 2014-м О.П. Сафонова агентство переходит в подчинение Минэкономразвития, где создается соответствующий департамент. А в 2020-м под руководством назначенной в 2019 г. руководителем З.В. Догузовой переподчиняется Правительству РФ. И вот теперь отрасль возвращается под управление вновь создаваемого департамента в Минэкономразвития.

 

-Как говорил Виктор Степанович Черномырдин: «Никогда такого не было. И вот опять». Почему управление туризмом так штормит внутри вертикали власти?

- Первое, аспект кадровый. Все «разбираются» не только в политике и футболе, но и в туризме. Должность руководителя на первый взгляд непыльная, медийная и не требующая специальной подготовки. Поэтому нередко становится разменной монетой во внутриэлитных раскладах.

Вторая причина кроется в самой природе туризма. По сути, как транспорт или связь, это механизм обеспечения коммуникации человека с туристскими ресурсами вне постоянного его места жительства. А цели поездки могут быть и экскурсии, и отдых, и оздоровление, и занятия спортом, и бизнес и др. Поэтому, когда объявляется о сокращении органов управления, велик соблазн «привинтить» туризм к культуре, спорту, социалке. И всегда можно вернуть в экономический блок, сославшись на его роль в экспорте и предпринимательский характер туристской деятельности.

Поэтому и «штормит», как вы сказали, органы управления туризма во многих странах, но, конечно, не с такой частотой.

 

- А в чем особенность нынешней пертурбации? Ростуризм не справился?

- Ростуризмом во главе с Зариной Валерьевной сделано очень много. Субсидирование чартерных программ по России подстегнуло расширение географии турпотоков. А программа туристского кешбэка раздвинула рамки высокого сезона, что выгодно и для потребителей, и для бизнеса, и для государства, потому что средства возвращаются в бюджет в виде налогов с продаж, которых бы иначе не было. Список этот можно продолжить.

Скорее это история о том, что на туризм начали выделять серьезные деньги из бюджета, и речь о том, кому доверить их расходование. Не случайно создана госкорпорация «Туризм. РФ» и инвестиционный блок Нацпроекта «Туризм и гостеприимство» передан в основном под контроль Минстроя.

 

- Что же является главным секретом успеха органа управления туризмом?

Здесь несколько слагаемых. В порядке значимости: мотивированность органа управления решать вопросы именно туризма, а не чьих-то корпоративных интересов. Нельзя обойтись без финансирования и профессиональных кадров, при этом особую роль играет личность руководителя.

 

Приведу лишь один пример. Ш.А. Тарпищев, будучи крупным спортивным деятелем, когда возглавлял объединенный с туризмом госкомитет, очень много сделал для развития нашей сферы. Например, пригласил на должность еще одного зама по курортам основателя Национальной курортной ассоциации Н.А. Стороженко. И дело сразу сдвинулось с места и по туристской, и по медицинской части. Потому, что Николай Афанасьевич был врач и профи в курортном деле. В результате во многом благодаря его стараниям и поддержке Шамиля Анвяровича в 1995 г. был принят ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных ресурсах и курортах», значение которого в развитии курортного дела в России трудно переоценить.

 

По большому счету все дело в сути мотивации первого лица и подборе кадров при наличии, конечно, административного ресурса. Если в первых двух аспектах не хватает конструктива, такой ресурс будет представлять скорее угрозу для отрасли. Что в истории отечественного туризма тоже бывало.

 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2022 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72