Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Юрий Цуркан
Председатель Ассоциации содействия российско-китайскому туризму.
Готов ли российский туризм к возобновлению безвизового обмена с Китаем?

- Эксперты отрасли и чиновники Минэка заявляют в СМИ о том, что уже все готово к массовому приему китайских туристов.

Как вы считаете, новый регулятор – Минэк учел ошибки своего предшественника и организовал работу в строгом соответствии с российским законодательством?

 

- Вынужден констатировать, что это не совсем так. Поясню – в настоящее время правительством так и не приняты положенные по законодательству РФ правовые акты, регламентирующие реализацию отдельных положений сразу двух международных актов: как соглашения о безвизовом обмене от 2000г., так и соглашение о туристическом обмене с Китаем от 1993г., где протоколом от 2011 г. привнесено понятие «требование наличия медицинской страховки на период совершения поездки».

 

А вот обратиться в правительство за этими правовыми актами должен был именно Минэк, как новый регулятор. Дело в том, что в тексте первого из названных документов отсутствуют критерии и порядок заверения (подтверждения) документов, в рамках реализации межправительственных соглашений, то есть, основания для заверения либо для отказа.

 

А в тексте не определены в установленном законом порядке ни механизм реализации самого положения о требовании наличия у граждан Китая находящихся на территории России медицинской страховки на весь период совершения поездки, ни обязательства участников, ни требования к страхованию и туристов находящихся на территории Российской Федерации.

И это при том, что в соответствии с изменениями, российская сторона будет требовать наличия медицинской страховки на период совершения поездки только у тех китайских туристов, которые уже находятся на территории РФ. У еще не прибывших в Россию китайцев согласно изменениям в соглашении о туристическом обмене от 1993г. законных оснований проверять страховые документы нет.

 

При этом хочется отметить что оба вышеперечисленных соглашения не содержат взаиимных ссылок, не взаимозаменяемы друг с другом, совершенно самостоятельны, и имеют разную направленность. Если соглашение о безвизовом обмене имеет практическую направленность на конкретный, то соглашение о туристическом обмене от 1993г. имеет декларативный характер, в которое между прочим с 2011 года не вносились никакие изменения, включая в том числе и ответственных за его исполнение.

 

При этом в органах исполнительной власти субъектов Федерации отсутствуют документально подтвержденные в соответствии с требованиями российского законодательства, полномочия по исполнению соглашения о безвизовом обмене, переданные Министерством экономического развития органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

То есть по факту, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вообще не имеют законного права осуществлять какие-либо действия в рамках реализации соглашения о безвизовом обмене.

 

Учитывая всё вышеперечисленное, экспертное сообщество считает, что нет никаких оснований ставить вопрос заверения документов по одному соглашению в зависимость результатов проверки наличия или отсутствия полиса медицинского страхования по другому соглашению. При том, что в соответствии с нормами соглашения о туристическом обмене от 1993г., требовать у китайского туриста страховку до прибытия его на территорию РФ попросту незаконно.

 

Надеюсь, теперь вы понимаете тревогу туроператоров в отношении того, что что критерии заверения или отказа в заверении документов для въезжающих китайских туристов до сих пор в установленном законом порядке не определены. Ну, а отсутствие правовых норм как вы понимаете, создает широчайшее поле для безграничного полета фантазии «ретивых чиновников», желающих поскорее отрапортовать о достигнутых успехах. Что, как нам кажется, сейчас и происходит.

  

- На сайте Минэка уже опубликованы соответствующие инструкции по безвизовому обмену, там же имеется список российских компаний участвующих в реализации соглашения. В печати неоднократно звучат заявления экспертов о том, что с российской стороны все необходимые шаги предприняты.

Российская сторона ждала от партнеров перечень китайских компаний. Теперь, по заявлению Минэка, и этот перечень уже поступил. Вроде все готово. В чем же проблема?

 

- В том-то и проблема, что --фактической работы органа координации в соответствии с законодательством РФ мы на сайтах ведомств просто не видим. Значит и работы нет, и собственно ничего не готово.

Думаю вы согласитесь что в правовом государстве, коим мы себя считаем, порядок действий должностных лиц определяют законы и нормативные акты.

Так вот, наши эксперты изучив находящиеся в открытом доступе документы Минэка, делают вывод о том, что регламентирующих документов для реализации двух названных соглашений, подготовленных в соответствии с российским законодательством у нас просто нет.

 

Судите сами: инструкция на сайте Минэка никем не утверждена. Приказ министерства по ее введению в действие отсутствует. Правовые акты по реализации положений двух соглашений, которые должны определить порядок действий участников, полномочия и ответственность органов власти и тур операторов по настоящее время не опубликованы. Значит их нет.

 

Отсутствуют в открытом доступе и Соглашения о передаче осуществления части своих полномочий от Минэка к органам исполнительной власти в сфере туризма субъекта РФ по исполнению Межправительственного соглашения, которые соответствуют требованиям российского законодательства. Значит их тоже нет, как и нет у органов исполнительной власти в сфере туризма субъекта РФ полномочий по исполнению Межправительственного соглашения.

 

Подведем промежуточный итог – правоустанавливающие документы для работы по «безвизу» отсутствуют, инструкция на сайте Минэка не устанавливает временные критерии для местных органов власти по заверению документов и основания для заверения или отказа. И никем не утверждена. Как туроператорам работать?

 

- То есть таким образом документ на сайте министерства, по вашему мнению, не является правовой нормой?

- Да, я считаю, что то, что находится на сайте под названием «инструкция» нормативным актом по реализации соглашения однозначно не является. И если на основании этого документа, Минэк намерен запустить безвизовый российско-китайский обмен, то я уже сейчас могу прогнозировать, что любая деятельность в основе которой лежат нарушения законодательства по факту будет нарушением законодательства.

Таким образом должностные лица, предлагающие нам руководствоваться негодными документами, тем самым будут пытаться сделать нас соучастниками своих нарушений,

 

 

 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72