Председатель Ассоциации содействия российско-китайскому туризму.
- Эксперты отрасли и чиновники Минэка заявляют в СМИ о том, что уже все готово к массовому приему китайских туристов.
Как вы считаете, новый регулятор – Минэк учел ошибки своего предшественника и организовал работу в строгом соответствии с российским законодательством?
- Вынужден констатировать, что это не совсем так. Поясню – в настоящее время правительством так и не приняты положенные по законодательству РФ правовые акты, регламентирующие реализацию отдельных положений сразу двух международных актов: как соглашения о безвизовом обмене от 2000г., так и соглашение о туристическом обмене с Китаем от 1993г., где протоколом от 2011 г. привнесено понятие «требование наличия медицинской страховки на период совершения поездки».
А вот обратиться в правительство за этими правовыми актами должен был именно Минэк, как новый регулятор. Дело в том, что в тексте первого из названных документов отсутствуют критерии и порядок заверения (подтверждения) документов, в рамках реализации межправительственных соглашений, то есть, основания для заверения либо для отказа.
А в тексте не определены в установленном законом порядке ни механизм реализации самого положения о требовании наличия у граждан Китая находящихся на территории России медицинской страховки на весь период совершения поездки, ни обязательства участников, ни требования к страхованию и туристов находящихся на территории Российской Федерации.
И это при том, что в соответствии с изменениями, российская сторона будет требовать наличия медицинской страховки на период совершения поездки только у тех китайских туристов, которые уже находятся на территории РФ. У еще не прибывших в Россию китайцев согласно изменениям в соглашении о туристическом обмене от 1993г. законных оснований проверять страховые документы нет.
При этом хочется отметить что оба вышеперечисленных соглашения не содержат взаиимных ссылок, не взаимозаменяемы друг с другом, совершенно самостоятельны, и имеют разную направленность. Если соглашение о безвизовом обмене имеет практическую направленность на конкретный, то соглашение о туристическом обмене от 1993г. имеет декларативный характер, в которое между прочим с 2011 года не вносились никакие изменения, включая в том числе и ответственных за его исполнение.
При этом в органах исполнительной власти субъектов Федерации отсутствуют документально подтвержденные в соответствии с требованиями российского законодательства, полномочия по исполнению соглашения о безвизовом обмене, переданные Министерством экономического развития органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
То есть по факту, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вообще не имеют законного права осуществлять какие-либо действия в рамках реализации соглашения о безвизовом обмене.
Учитывая всё вышеперечисленное, экспертное сообщество считает, что нет никаких оснований ставить вопрос заверения документов по одному соглашению в зависимость результатов проверки наличия или отсутствия полиса медицинского страхования по другому соглашению. При том, что в соответствии с нормами соглашения о туристическом обмене от 1993г., требовать у китайского туриста страховку до прибытия его на территорию РФ попросту незаконно.
Надеюсь, теперь вы понимаете тревогу туроператоров в отношении того, что что критерии заверения или отказа в заверении документов для въезжающих китайских туристов до сих пор в установленном законом порядке не определены. Ну, а отсутствие правовых норм как вы понимаете, создает широчайшее поле для безграничного полета фантазии «ретивых чиновников», желающих поскорее отрапортовать о достигнутых успехах. Что, как нам кажется, сейчас и происходит.
- На сайте Минэка уже опубликованы соответствующие инструкции по безвизовому обмену, там же имеется список российских компаний участвующих в реализации соглашения. В печати неоднократно звучат заявления экспертов о том, что с российской стороны все необходимые шаги предприняты.
Российская сторона ждала от партнеров перечень китайских компаний. Теперь, по заявлению Минэка, и этот перечень уже поступил. Вроде все готово. В чем же проблема?
- В том-то и проблема, что --фактической работы органа координации в соответствии с законодательством РФ мы на сайтах ведомств просто не видим. Значит и работы нет, и собственно ничего не готово.
Думаю вы согласитесь что в правовом государстве, коим мы себя считаем, порядок действий должностных лиц определяют законы и нормативные акты.
Так вот, наши эксперты изучив находящиеся в открытом доступе документы Минэка, делают вывод о том, что регламентирующих документов для реализации двух названных соглашений, подготовленных в соответствии с российским законодательством у нас просто нет.
Судите сами: инструкция на сайте Минэка никем не утверждена. Приказ министерства по ее введению в действие отсутствует. Правовые акты по реализации положений двух соглашений, которые должны определить порядок действий участников, полномочия и ответственность органов власти и тур операторов по настоящее время не опубликованы. Значит их нет.
Отсутствуют в открытом доступе и Соглашения о передаче осуществления части своих полномочий от Минэка к органам исполнительной власти в сфере туризма субъекта РФ по исполнению Межправительственного соглашения, которые соответствуют требованиям российского законодательства. Значит их тоже нет, как и нет у органов исполнительной власти в сфере туризма субъекта РФ полномочий по исполнению Межправительственного соглашения.
Подведем промежуточный итог – правоустанавливающие документы для работы по «безвизу» отсутствуют, инструкция на сайте Минэка не устанавливает временные критерии для местных органов власти по заверению документов и основания для заверения или отказа. И никем не утверждена. Как туроператорам работать?
- То есть таким образом документ на сайте министерства, по вашему мнению, не является правовой нормой?
- Да, я считаю, что то, что находится на сайте под названием «инструкция» нормативным актом по реализации соглашения однозначно не является. И если на основании этого документа, Минэк намерен запустить безвизовый российско-китайский обмен, то я уже сейчас могу прогнозировать, что любая деятельность в основе которой лежат нарушения законодательства по факту будет нарушением законодательства.
Таким образом должностные лица, предлагающие нам руководствоваться негодными документами, тем самым будут пытаться сделать нас соучастниками своих нарушений,