туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Тарас Кобищанов
Генеральный директор холдинга «Русский Экспресс»:
«Средний класс поставил выезд на паузу»
Летний сезон преподнес немало сюрпризов и неожиданных поворотов. К подобному рынок уже привык, считает генеральный директор холдинга «Русский Экспресс» Тарас КОБИЩАНОВ. Он поделился впечатлениями от работы в высокий сезон 2023.
- Каковы предварительные итоги летнего сезона на рынке выездного туризма? - В условиях существенно сократившегося спроса дефицит туров на рынке сменился переизбытком предложения. Падение курса рубля и подорожание классических летних направлений, таких как Турция и Египет, заставило туроператоров менять продуктовую линейку – они стали перестраивать свои планы и потоки, чтобы привлечь туристов.
- Какие факторы больше всего повлияли на ситуацию на рынке? - В первую очередь – курс конвертируемой валюты и ослабление рубля. Бюджетный сегмент оказался отсечен от рынка массового выездного туризма: платежеспособность среднего класса значительно упала, а цены на туры выросли. Немаловажный фактор, разумеется, ограничения поездок в Шенгенскую зону. Общая доля туров в Европу упала до 2-3%.
- Составьте ваш рейтинг зарубежных направлений в сезоне лето-2023? Какие направления показали положительную, а какие отрицательную динамику? - Повторюсь: туристический поток в страны Европы теперь превратился в небольшой ручеек, который, тем не менее, не иссяк. В целом мы видим расширение диапазона стран, традиционно считавшихся зимними. Например, ОАЭ, Таиланд, Мальдивы. Объем продаж по ним растет, особенно в Таиланд. Появился и целый ряд стран, которыми туроператоры раньше не особо занимались – Армения, Грузия, Азербайджан и некоторые другие. Они становятся альтернативными, более дешевыми направлениями для летнего туризма, чем значительно подорожавшая Турция.
- Изменился ли сам «портрет» среднестатистического выездного туриста? - Прогнозы прошлых лет о том, что туризм останется доступным только богатым, в итоге оказались правдой. Практически исчез низкобюджетный турист. Ещё совсем недавно на поездку в Турцию уходило 50-60 тыс. рублей на человека, а сегодня средний чек превышает 100 тысяч. И если едет семья из трех человек, то тур получается уже совсем небюджетный. При этом взыскательные туристы, которые привыкли за большие деньги к сервису высокого уровня, тоже недовольны. Заплатив в рублях в 2-3 раза больше денег, чем до пандемии, они получают уже не тот уровень отдыха, к которому привыкли. Это, конечно, всех не устраивает и огорчает.
Вернулись в турфирмы и самостоятельные туристы, которые привыкли сами разрабатывать маршруты и логистику, но столкнулись с трудностями по перелетам, получению виз и различными рисками. Раньше к турфирмам такие туристы, как правило, относились немного пренебрежительно. Теперь для бизнеса это своеобразный вызов – доказать свою нужность. К сожалению, процент семейных путешественников несколько снизился. Если раньше родители считали своим долгом отвезти детей на море, то нынешним летом многие взяли в этом вопросе паузу.
- Возможны ли, на ваш взгляд, еще банкротства на операторском рынке, как это произошло с компанией со стажем «Веди Групп»? - Скажу так: если есть бизнес, то есть и риски банкротства. Работа с рисками в зоне, где существует предпринимательство, была во все времена, во всех сферах: от рынка до банка. Так что ответ очевиден. Ваш прогноз развития рынка выездного туризма в осенне-зимнем сезоне. Говорить о каких-то прогнозах и перспективах сейчас практически невозможно. За последние три года участники рынка на себе ощутили, как могут измениться планы – буквально за один день. За примером не надо далеко ходить – 24 февраля 2022 года. Пока непонятно, как дальше будет вести себя курс рубля. Мне кажется, что в нынешней ситуации важно сохранять достигнутые позиции, бороться за лояльных туристов и создавать интересный продукт, с важными для туристов дополнительными опциями и услугами.
|
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|