Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Мастер-класс

Дарья Саламатова
Директор Конгресс-центра Центра международной торговли Москвы
"Рынок MICE переживает ренессанс"

Анализ позитивных перемен и рекомендации для игроков рынка дает Дарья САЛАМАТОВА, директор Конгресс-центра Центра международной торговли Москвы.

Российский рынок MICE в течение нескольких лет заметно изменился. Какие тренды сейчас для него характерны?

На нашу долю выпало немало испытаний. От рекордного в финансовом плане 2019 года до ковида с запретом мероприятий, затем вновь массовые отмены в начале 2022 года, введение Западом экономических санкций и уход из России международных компаний.

Но оказалось, что это время перемен открывает и новые возможности для развития. Какие тренды хотелось бы выделить? Прошлый год стал настоящим ренессансом офлайна, уровень активности значительно превысил показатели прошлых лет. Запросы на проведение мероприятий росли как в госсегменте, так и со стороны корпоративных заказчиков.

Не новый тренд, но значительно усилившийся после 2022 года: переориентация на внутренний спрос. Зарубежные участники, если и представлены на мероприятиях, то в минимальном количестве и в основном это онлайн-формат.

Есть некоторая надежда на увеличение спроса со стороны компаний из стран БРИКС и ШОС, но пока это только надежда.

И третье: состав и портрет участников событийного рынка серьезно изменился. Появились как новые игроки - это и компании-организаторы, и новые аудитории. По итогам 2023 года в Конгресс-центре ЦМТ доля новых заказчиков составила 40%, тогда как в 2019 году была на уровне 27%. Это связано в том числе с увеличением количества мероприятий относительно нового для нас сегмента – «гибких ниш» - различных тренингов по предпринимательству, проектов в области психологии, коммуникаций и личностного роста. Параллельно идет процесс омоложения участников рынка. А вместе с новым поколением приходят и новые стандарты, и требования: растут ожидания клиентов в скорости реагирования на запросы, в способах коммуникации - теперь мессенджеры уже не где-то в личном телефоне, а интегрированы непосредственно в рабочую CRM. В способах продвижения: на баннеры уже не реагируют, а прежде всего ориентируются на рекомендации и пользовательский опыт.

Что нового появилось в структуре мероприятий?

Вовлеченность участников и креативный контент. Сейчас уже недостаточно просто провести мероприятие с церемонией открытия, деловой частью и завершающим фуршетом. Важно, как ты все упакуешь и покажешь, что у тебя тут происходило, насколько вкусно, интересно, эстетично было. Необходимо заранее планировать: что нового узнают гости, с кем познакомятся, что запомнят, придут ли снова сами на мероприятие и порекомендуют ли его коллегам и друзьям, наконец, какие эмоции останутся. Организаторы, со своей стороны, следуя за спросом, насыщают программу креативными сценариями, топовыми спикерами, активностями, украшают площадку необычным декором и застройкой, удивляют меню и подачей. Например, выступление ведущего эксперта по ораторскому искусству на конференции по недвижимости, – казалось бы, не обязательная часть программы, но добавляет пользы и эмоций гостям мероприятия.

Из нового - появление в структуре мероприятий отдельных треков для молодежи - школьников и студентов. Они представляют свои проекты и стартапы, участвуют в соревнованиях, питчингах, для молодых участников формируют специальную культурную программу и привлекают к выступлениям ведущих блогеров, популярных в их среде селебрити. Вместе с тем это очень эффективный инструмент для решения PR-задач  - продвижения вашего мероприятия в соцсетях, увеличения охватов, привлечения аудитории, повышения виральности контента. Именно молодое поколение - самые активные пользователи соцсетей, они чаще всех делятся контентом.

Ваши рекомендации MICE-агентствам и корпоративным клиентам: как эффективнее провести мероприятие?

Хороший вопрос, но ответить на него непросто, ведь у каждого мероприятия так же, как и у каждого заказчика, агентства, организатора, свои цели, задачи и, естественно, свои критерии и бенчмарки успешности и эффективности: кому-то нужно уложиться в бюджет, а кому-то впечатлить гостей, кто-то ставит целью привлечь как можно больше посетителей, а кому-то важны представители конкретных компаний или отраслей. Универсального решения здесь быть не может. Тем не менее постараюсь поделиться своим опытом, который помогает нам в работе.

Мы так или иначе всю жизнь развиваем свою насмотренность, но, если делать это прицельно, “осознанно” - можно получить много полезной информации. Старайтесь смотреть шире: следите за аккаунтами креаторов не только в вашей нише, но и за ее пределами, подпишитесь на полезные каналы трендсеттеров событийной индустрии, посещайте разные форматы мероприятий: выставки современного искусства, мастер-классы, фуд-тестинги. Подмечайте интересные детали: музыкальное сопровождение, будь то DJ или живой оркестр, дресс-код, использование ароматов, зонирование пространства, анализируйте зацепившие вас идеи и актуальные тренды, будьте в комьюнити - знакомьтесь, общайтесь, обменивайтесь опытом с коллегами. 

Уделяйте больше внимания эмоциональной составляющей мероприятия. Выбирайте не просто подрядчиков, исполнителей, поставщиков, выбирайте прежде всего партнеров, единомышленников, которые разделяют ваши ценности и готовы вместе с вами делать все для достижения целей. Выбирайте тех, для кого детали - это не мелочи, а такая же важная составляющая успеха мероприятия, как и для вас.

И последняя рекомендация - начинайте подготовку заранее. Если решение о проведении мероприятия принято, не откладывайте бронирование площадки, привлечение спикеров и подрядчиков. В период пандемии сроки принятия решений и запуска даже крупных проектов сократились до 2-3 месяцев, но сейчас ситуация изменилась и, например, на нашей площадке в бизнес-сезон свободных слотов осталось совсем немного.

Что вы можете сказать о партнерстве в отрасли?
Еще тренд последнего времени – рост роли и значения ассоциаций и комьюнити на рынке MICE. Это одно из положительных наследий периода эпидемиологических ограничений 2020-2021 годов, когда игроки отрасли перестали видеть друг в друге только конкурентов, стали более открытыми, а сама отрасль более прозрачной. И результат не заставил себя ждать. Отраслевые ассоциации сыграли большую роль в принятии Стратегии развития конгрессно-выставочной деятельности на период до 2030 года и активно участвуют в подготовке проекта закона «О выставочной и конгрессной деятельности». В закрытых чатах могут порекомендовать надежного поставщика, помочь выйти на топового спикера, поделятся опытом и аналитикой, в конце концов предостерегут от недобросовестных подрядчиков.
Для проведения каких мероприятий особенно подходят площадки Конгресс-центра ЦМТ?

У нас своя уникальная ниша на рынке. Мы и не выставочный павильон, где нужно застраивать все с нуля, и не классическая отельная площадка — у нас площадь 6 000 кв. м и более 30 залов, высокие потолки и конструктивные возможности, которые позволяют реализовать любые идеи, вплоть до полной смены образа основного зала. Поэтому все зависит от фантазии и возможностей организаторов.

Безусловно, могут быть как классические конгрессы, конференции, в том числе с экспозоной, так и современные онлайн-студии, роуд-шоу, конкурсы, премии и церемонии награждения, закрытые кинопоказы, частные торжества, свадьбы.

В основном зале даже выстраивали полноценный октагон с трибунами и проводили MMA-бои. Но, конечно, основной наш формат - это классические конференции и форумы.


Предыдущие мастер-классы:
Леонид Исакович
Президент Группы компаний "Академсервис"
Дмитрий Арутюнов
Генеральный директор компании "АРТ-ТУР"
Сергей Богачев
Генеральный директор компании "Авиа Центр"
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72