Как отметил в ходе пресс-конференции в Москве президент компании «Натали Турс» Владимир Воробьев, нынешняя экономическая и политическая ситуация привели к кардинальному изменению структуры продаж на российском туристическом рынке.
«Поменялась структура продаж, поскольку изменились предпочтения клиентов компании, которые традиционно были ориентированы на Европу. Новый тренд активизировался после введения биометрии при выдаче шенгенских виз, усиления потока беженцев из арабских стран и особенно после теракта в Париже, - рассказал г-н Воробьев. - Доля европейских продаж компании ныне снизилась до 14%, включая горнолыжные и экскурсионные туры. Люди боятся ехать в крупные города, опасаются и сложностей с консульскими службами. Да и курс евро не располагает к такого рода путешествиям».
Но ситуацию, по словам г-на Воробьева, надо менять. Озабоченность проявляют и турофисы европейских стран. «Мы консультировались с чехами, испанцами, итальянцами. Все, конечно, понимают, что сегодня текущую ситуацию не изменить. В конце февраля - начале марта нужны серьезные усилия, чтобы начало будущего сезона не обернулось существенными обвалами на рынке».
Но не на всех направлениях дела плохи. Заметный прирост дали новые для компании Шри-Ланка и Индия (экскурсии плюс Гоа). Они в совокупности сейчас дают около 12% продаж. «Особенно привлекательной для наших туристов оказалась Шри Ланка, и это результат грамотной политики авиаперевозок. Конкурентная среда на рынке арабских авиаперевозчиков сформировала множество выгодных для клиента спецпредложений, в том числе не только из Москвы, но и из других городов России. Примечательно, что это именно регулярные рейсы, которые, в отличие от чартеров, не создают ситуацию потенциального демпинга», - заявил президент «Натали Турс».
Г-н Воробьев также отметил, что «по-прежнему в структуре продаж компании заметна Юго-Восточная Азия. К Таиланду прибавились Индонезия, Сингапур, Филиппины. Вместе это примерно 10% продаж. Да, в предыдущем сезоне здесь было 30%, но на фоне общего падения надо признать, что это не такой уж плохой результат.
И тут «Натали Турс» сотрудничает именно с регулярными перевозчиками. Экзотические Мальдивы, Маврикий, Сейшелы по количеству людей выглядят весьма скромно - в районе 3%, но каждый клиент на этих маршрутах по доходности стоит порой десяти.
И, наконец, Объединённые Арабские Эмираты остаются самым эффективным направлением - туры в ОАЭ покупает почти 49% клиентов. Эмираты и стали основным бенефициаром после закрытия Египта: сюда перешло немало египетских завсегдатаев, которым по душе климат и условия отдыха в регионе и кажется не сильно обременительным более высокий уровень цен».
Практически ушла компания с карибского направления: здесь сегодня не более 2% продаж. «Это главным образом Куба с «Аэрофлотом» и Мексика, Доминикана с Air France. Нормальные объёмы на этом направлении сейчас, увы, невозможны - именно из-за жесткого демпинга конкурентов», - отметил г-н Воробьев.
Не делает компания пакетные туры по России, сосредоточившись главным образом на оказании отдельных услуг по перевозке и по бронированию отелей в Крыму и в Сочи через партнерские турагентства».
«Сейчас рынку выездного туризма важно нормально пройти период до следующего лета, - считает Владимир Воробьeв. - Падение спроса неизбежно - это надо понять и принять всем. Никакой демпинг не спасёт. Более того, если рынок погрязнет в демпинговых войнах, то будут проблемы у многих - и в первую очередь у тех, кто сейчас демпингует. Остановить демпинговые войны может только государство, создав систему антидемпинговых расследований. Это важно для обеспечения безопасности наших туристов за рубежом».
«Не может стоить неделя отдыха на Коста-Брава 12,5 тысячи рублей, а 15,5 тысячи - такой же срок в Шардже, 20,5 тысячи - на Шри-Ланке, 30,5 тысячи - в Таиланде, 35 тысяч - во Вьетнаме. А ведь продают, - заявляет г-н Воробьев. - Эти цены по некоторым позициям в два раза ниже, чем один лишь перелёт. Это ли не знать опытным туроператорам? Если такая их политика продолжится, на рынке вскоре могут начаться необратимые процессы».
«Тяжeлое время с точки зрения платежей наступает сейчас, примерно за месяц до вылета по новогодним турам, и у турагентств, которых в стране около 20 тысяч, что явно больше, чем требуется.
В российском законодательстве пока нет действенного инструмента борьбы с демпингом. И в условиях неизбежного падения турпотока важно не скатиться до того, чтобы в погоне за дешевизной подвергать риску наших туристов, поселяя их в убогих отелях и отправляя чартерами за 190 евро», - рассказал Владимир Воробьев.
/TOURBUS.RU