Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Август 2007
« Вернуться к журналу  

Билет в России – больше, чем билет

В начале 2007 года Минюст России зарегистрировал приказ министра транспорта Игоря Левитина от 8 ноября 2006 года "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации". Это дало новую, «законную» жизнь в нашей стране е-ticketing. Впрочем, «виртуальными» проездные документы полностью так и не стали, ведь авиакомпаниям предложено либо обеспечить выдачу пассажиру маршрутной квитанции с чеком контрольно-кассовой машины либо зарегистрировать свои бумажные квитанции  в Минфине как бланк строгой отчетности, внося в них данные о пассажире, номере рейса и стоимости перевозки. Как видим, электронный билет хоть и узаконен, но существовать отдельно от своего бумажного «клона» он по-прежнему не может. Тем не менее, перевозчики взялись за дело и начало процессу внедрения е-ticketing в нашей стране положено.
 
Так, например, на начало лета электронные билеты компании «Аэрофлот» продавали 14 субагентов за рубежом, до конца года их количество увеличится до 40. По свидетельству Сергея Кирюшина, директора департамента информационных технологий «Аэрофлота», маршрутная сеть перевозчика сегодня охватывает 90 направлений, электронное билетооформление возможно на 37 маршрутах, в том числе 12-ти российских. Мощным сдерживающим фактором здесь выступает техническое оснащение аэропортов и позиция их руководства, которое просто не заинтересовано в предоставлении подобной услуги.
«Аэропорты, которые хоть в какой-то степени готовы к внедрению технологии электронного билетооформления, можно перечислить по пальцам одной руки, - рассказывает президент ТКП Сергей Ильичев в интервью журналу «Гражданская авиация». – Даже в Домодедове, где совместно с авиакомпанией UTair внедрялся пилотный наш проект, было много узких мест. Главная проблема заключается в том, что аэропорты не в состоянии «привязывать» свои стойки регистрации к конкретным авиакомпаниям, как это делается на Западе. Не готовы они и широко внедрять систему управления отправками… Сегодня, например, UTair может оформить электронную перевозку из Москвы в Сургут, но в  обратную сторону перелет придется оформлять по старой технологии».
Есть и другая проблема. Основная база начисления доходов для авиакомпаний – полетный купон, документ строгой отчетности. Для агентств – это агентский купон, для ТКП – контрольный. При электронном билетооформлении вся информация о перевозке находится в базах данных участников рынка. А они, с точки зрения налоговых органов, не сертифицированы, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Сами перевозчики пока не намерены опускать руки. «Бумажные билеты скоро войдут в историю, работать с ними будет все тяжелее и дороже»,  - подчеркивает Сергей Кирюшин. Поэтому к 2008 году «Аэрофлот» намерен предусмотреть возможность электронного билетооформления на всех без исключения своих маршрутах. Проблему с кассовыми чеками тоже, как оказалось, можно решить – они печатаются и «при необходимости» пассажир может забрать их в Москве. Как это сделать физически, если, скажем, клиент оформляет билет во Владивостоке, не совсем ясно. Но формально требования закона соблюдены.
«С внедрением e-ticket объемы собственных продаж авиакомпаний существенно возрастут, - считает генеральный управляющий компании SITA-Россия Андрей Черемных. - Наряду с глобальными дистрибутивными системами они будут все больше продвигать альтернативные каналы продаж – через собственные интернет-ресурсы и специализированные порталы, как это уже, например, делают S7, «Трансаэро», «Владивостокавиа». При отсутствии бумажных билетов будет расти роль крупных онлайн-систем бронирования в интернете, аналогичных западным Expedia, Opodo, Travelocity, Orbitz».
С этим сложно не согласиться. У того же «Аэрофлота», например, продажи билетов в интернете еженедельно увеличиваются на 5%. Это порядка 350-400 билетов в день. Свои новинки в этой сфере постоянно предлагают и GDS. Например, «Амадеус» недавно объявил о появлении нового продукта Amadeus Electronic Ticketing Direct, который позволяет внедрить электронное билетооформление на рынках, не использующих BSP. Свой программный продукт для e-ticketing предлагает и ТКП – бронирование ведется через распределительную систему «Сирена-Тревел».
Вообще же взаимоотношения между ТКП и BSP – тема для отдельного разговора. В системе Транспортной клиринговой палаты на сегодняшний день аккредитованы почти 300 агентств, 87% которых работают в России. С учетом субагентов – это свыше шести тысяч пунктов продаж. С ТКП сотрудничают 200 перевозчиков, 117 из которых выполняют регулярные перевозки по РФ и за рубеж. Расширяется и сотрудничество с иностранными авиакомпаниями. Еще недавно, по свидетельству Сергея Ильичева, их доля в общем объеме продаж билетов на нейтральных бланках составляла 3%, сегодня – около 30%. С другой стороны, система BSP (Billing & Settlement Plan), через которую агентствами, аккредитованными в ИАТА, сегодня продается порядка 80% всех авиабилетов в мире на регулярные рейсы. Российские компании таким образом поставлены перед нелегким выбором: либо продолжить работу с ТКП, лишившись аккредитации ИАТА, либо перейти на систему взаиморасчетов BSP, потеряв тем самым возможность продавать билеты на большинство внутренних рейсов. Как разрешится эта ситуация, пока неясно. Очевидно лишь, что с внедрением новых технологий электронного билетооформления агентский бизнес будет меняться.
«В будущем бизнес билетных агентств будет сокращаться, - считает Андрей Черемных. - Особенно тяжело придется небольшим компаниям. Причины -  значительные издержки и высокая конкуренция. Агентствам следует переходить от реализации авиабилетов к продаже комплексных услуг, развивать собственные онлайн-сервисы, а также услуги бронирования по телефону. Кроме того, как показывает зарубежный опыт, с развитием прямых интернет-продаж и рынка e-ticketing понятие клиентской лояльности будет размываться».
«Авиакомпании никогда не смогут заменить агентства, тем более для корпоративных клиентов. Помимо абсолютно разного набора услуг надо еще принимать во внимание, что корпоративные клиенты прежде всего связаны безналичными расчетами. Ведь ни наличные, ни кредитные карты на сегодня практически не используются юридическими лицами, - отмечает генеральный директор компании «Евроконтакт Плюс» Анна Кузнецова. – Безусловно, частные клиенты будут все чаще обращаться на сайты авиакомпаний и агентств. Но сейчас сервисы интернет-бронирования - это справочники для пассажиров. Не за горами то время, когда пассажиры будут покупать билеты онлайн, и скорее всего на сайтах агентств. Есть надежда, что при снижении издержек на бронирование и продажи билетов обороты агентств возрастут».

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72