туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Бригадным методом
ТЕКСТ ГЕОРГИЙ ОСИПОВ
Межрегиональное сотрудничество в отечественном туризме — явление сравнительно новое. Причины лежат на поверхности: помимо набившей оскомину нехватки средств - пресловутая удельно-местническая психология («каждый взял себе надел, охраняя свой удел не у дел»), исторически сложившиеся сложные отношения между отдельными регионами (Москва — Петербург, Пермь — Екатеринбург).
Но ситуация — особенно после вполне определенных заявлений первых лиц государства о необходимости развития внутреннего туризма - начала быстро меняться. В июне 2010 года в Ульяновске состоялась первая конференция по межрегиональному сотрудничеству в туризме. И как-то «внезапно» к руководителям на уровне областей и даже районов пришло осознание того, что, во-первых, во многих регионах существуют вполне объективные факторы — как естественные, так и рукотворные — для создания межрегиональных маршрутов. Например, реки - Волга и очень популярная у туристов Чусовая, Транссибирская магистраль и Горнозаводская железная дорога.
Во-вторых, данные социологических опросов свидетельствуют о том, что сегодня на туристическом рынке — это относится не только к России - гораздо лучше продаются не непосредственно регионы, а тематические маршруты. Например, Великий шелковый путь, соединяющий несколько стран.
Кроме того, многим, не самым богатым и пока еще не слишком известным в туризме российским регионам легче продвигаться на рынок в одной «упряжке». Один из примеров - заключившие в прошлом году соглашение о развитии туризма пять областей российского Черноземья (Тамбовская, Липецкая, Воронежская, Белгородская, Курская).
Теперь важно осознать, что создать интересный межрегиональный маршрут и написать его обоснование — только полдела, требуется хорошо отлаженная система «раскрутки» на рынке таких маршрутов и их продажи.
Что происходит на этом участке сегодня?
Выдь на Волгу...
Самый крупный межрегиональный проект в Европейской России - «Великая Волга». Сегодня в него входят девять регионов: Самарская, Ульяновская, Нижегородская, Саратовская, Пензенская области, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл и Чувашия. На территории субъектов федерации, которые объединяет проект, проживает более 17 млн человек — почти четверть населения Российской Федерации. На выставке «Интурмаркет-2012» они впервые были представлены единым стендом.
Всех участников проекта объединяют принятые программы развития туризма и стремление превратить его в одну из ведущих отраслей экономики, на что не жалеют средств: за последние годы финансирование туристической отрасли, например, в Башкортостане выросло в 40 раз.
Важнейшим элементом туристической инфраструктуры в данном случае выступает сама Волга. Только из Самары в соседние области курсируют 16 круизных теплоходов. Созданы популярные межрегиональные туристические маршруты, соединяющие Йошкар-Олу, Чебоксары и Казань, а также Казань, Самару и Ульяновск.
Нынешним летом в Ульяновске состоится первый Фестиваль живой истории, который будет посвящен 1150-летию российской государственности и 1090-летию путешествия по Волге знаменитого арабского путешественника Ибн Фадлана. Его недавно переизданные записки могут послужить основой интереснейшего межрегионального маршрута.
Благодаря созданию межрегиональных маршрутов на Волге в туристический оборот возвращаются когда-то выпавшие из него города, такие как Сызрань — один из крупнейших уездных городов России, сохранивший остатки кремля XVII века и известный далеко за пределами Самарской области своими августовскими Праздниками помидора. В ближайшее время будет восстановлен утраченный в 1980-х годах пассажирский причал, что даст возможность принимать круизные теплоходы.
В дальнейшем проект «Великая Волга» расширится — к нему намерен присоединиться Пермский край.
Истоки Руси и две ее столицы
В конце минувшего года на конференции, организованной Ростуризмом и посвященной развитию туризму в малых городах России, состоялась презентация проекта межрегионального туристического маршрута «К истокам Руси», который соединит Смоленск, Псков и Великий Новгород. Это довольно редкий пока в нашей стране пример успешного сотрудничества туроператоров, ученых-историков и властей: уже подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в сфере туризма, и каждый регион уже сейчас прорабатывает свою часть маршрута.
В основе проекта — стратегическая идея соединить посредством нового маршрута два главных туристических центра России - Москву и Санкт-Петербург. Ежегодно города посещают 20 млн туристов, при этом немалая их часть знакомится с обеими столицами. Можно преодолеть это расстояние самолетом или поездом, но авторы межрегионального проекта рассчитывают, что многие туристы охотно проедут этот путь на автобусе, посетят три древних русских города и осмотрят их уникальные исторические памятники.
Главным достоинством маршрута, считают эксперты, является не только обилие достопримечательностей по пути следования, но и его линейность. Как бы ни ехали туристы - из Москвы в Петербург или наоборот - у них есть возможность увидеть все, что смогут предложить им туроператоры. Организаторы подчеркивают, что речь идет не только о древностях — в маршрут войдут памятник Юрию Никулину и его Дом-музей на родине — в Демидове Смоленской области, а также имение Михаила Глинки Новоспасское — своеобразный «исток» русской классической музыки.
Урал – заводы и заповедники
На Урале есть несколько «стержневых» сюжетов, которым могут быть посвящены межрегиональные маршруты. В первую очередь это «Путь Романовых», особенно актуальный и перспективный в связи с отмечающимся в 2013 году 400-летием династии: он объединяет все те же Свердловскую, Тюменскую области и Пермский край. В него могли бы входить Тобольск, Екатеринбург, Верхотурье, Алапаевск, монастырь на Ганиной Яме, село Покровское, Пермь.
Еще один маршрут может быть посвящен уникальной уральской горнозаводской цивилизации. Он существует, но пока только в Свердловской области и проходит по пяти пунктам: Екатеринбург, Полевское, Сысерть, Касли и Азяш. Напрашивается расширение этого маршрута за счет Пермского края, ведь два региона соединяет единственная река, пробивающая Уральский хребет — Чусовая. Правда, в Свердловской области она уже имеет статус охраняемого природного и исторического объекта, а в Пермском крае — пока нет.
Чусовая — не единственная магистраль, на которую могут быть «надеты» многие региональные маршруты: уральские регионы соединяет рукотворный «хребет России» - Транссибирская магистраль. Именно на нее опирается самый «длинный» проект, который должен соединить не только многие регионы, но и Россию с Китаем и Монголией — Великий чайный путь. Здесь находится бывшая «чайная столица» России — Кунгур. Этот маршрут - не только узко обозначенная история развития чайной торговли, но и история российского купечества и меценатства, дипломатических отношений России и Китая, история строительства десятков городов и духовных центров на Чайном пути, разнообразие национальных культур народов, населяющих эти территории.
Весьма показательно, что межрегиональные маршруты на туристическом пространстве между Уралом и Волгой посвящены не только истории, но и природным достопримечательностям. Ассоциацией национальных парков Приволжья создается сквозной экологический маршрут, в который войдут национальные парки Самарской и Оренбургской областей, Удмуртии, Татарстана, Мордовии, Чувашии и Марий Эл. Общая площадь охраняемых природных территорий, вошедших в ассоциацию, составляет около 500 тысяч гектаров.
С Бежецкого верха
Идея создания межрегиональных туристских маршрутов активно разрабатывается и на уездном уровне. В конце 2011 года в Тверской области было объявлено о начале создания туристического кластера «Бежецкий верх», который объединит территории семи районов - Бежецкого, Весьегонского, Кесовогорского, Краснохолмского, Лесного Молоковского, Сандовского, Сонковского.
Среди целей его создания — во-первых, культивирование и продвижение локальных модульных центров семейного гостеприимства для обслуживания разнообразных туристических маршрутов: спортивных, культурных, историко-этнографических, промысловых (охота, рыбалка, сбор грибов и ягод), аграрных — на богатой историко-культурной и природной базе территории «Бежецкого верха». Во-вторых, формирование уникального курорта на единой акватории Рыбинского водохранилища, обширные водные пространства которого создают отличные условия для развития активных видов туризма, экстремальных видов спорта спортивного и любительского лова рыбы. И, наконец, строительство тематического парка «Приют поэтов», занимающего территорию усадьбы Слепнево, принадлежавшей матери Николая Гумилева.
Представляется очень важным, что проекты таких межрайонных туристических соглашений сегодня активно разрабатываются в регионах, в последние годы успешно развивающих туризм, например, в Пермском крае.
Строго говоря, руководители некоторых весьма успешных турфирм еще в начале нынешнего века говорили о необходимости создания единого турпродукта на уровне как всей страны, так и отдельных федеральных округов и областей. Тогда это выглядело благим пожеланием, даже мечтой, которая тем не менее десятилетие спустя постепенно превращается в реальность. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|