туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Онлайн наступает Череда туроператорских банкротств заставила многих россиян задуматься об организации путешествий самостоятельно, не прибегая к помощи турфирм. Казалось бы, вот он, идеальный шанс для онлайн-трэвел-агентств улучшить свои позиции и нанести сокрушительный удар по офлайну. Но это лишь на первый взгляд. Кризис в отрасли, меняющиеся правила игры, обострение конкуренции – 2015 год будет для многих ОТА проверкой на прочность.
ТЕКСТ СОФЬЯ КОНСТАНТИНОВА
Самостоятельно и по России «Начиная с лета, мы зафиксировали увеличение количества клиентов, которые впервые в жизни бронировали услуги в онлайне. Это было видно по тем вопросам, которые они задавали нашей службе поддержки. Таким образом, можно говорить о том, что часть россиян пересмотрела свое отношение к отдыху в пользу самостоятельных путешествий», – говорит Федор Егоров, директор департамента направления «Отели» онлайн-трэвел-агентства DaTravel.
Александр Сизинцев, генеральный директор компании Biletix, согласен, что из-за кризиса доверия к туроператорам ОТА получили дополнительных клиентов, однако разорения турфирм посеяли общую панику на рынке, которая негативно сказалась на всех игроках, и онлайн-агентства не стали исключением.
«Кроме того, – отмечает эксперт, – банкротства серьезно усложнили продажу чартеров, из-за чего ОТА, предлагающие данный продукт, понесли реальные потери». Тот факт, что рынок чартерных перевозок сейчас испытывает большие сложности, подтвердил Павел Малышев, генеральный директор онлайн-сервиса по бронированию чартерных авиабилетов «Чабука».
«Регулярка» чувствует себя стабильнее, однако и здесь происходят изменения. По словам Александра Сизинцева, в 2014 году внутренние авиаперелеты стали вытеснять международные. «По итогам года продажи зарубежных перевозок выросли на 7%, причем это произошло за счет более дешевых билетов в Египет, тогда как европейские направления показали спад, а продажи внутренних перевозок увеличились на 19%, что произошло в основном за счет Крыма и Сочи», - говорит он.
В итоге топ-3 самых популярных новогодних направлений агентства Biletix изменился с Мюнхена, Барселоны и Бангкока на Симферополь, Барселону и Тбилиси. Аналогичная ситуация в онлайн-агентстве Ozon.travel. «В прошлом году в топ-5 были только зарубежные направления – Стамбул, Бангкок, Рим, Париж и Тель-Авив. На эти праздники в пятерку вошли четыре российских города – Сочи, Симферополь, Краснодар и Минеральные Воды, а также один европейский город – Мюнхен», – рассказывает генеральный директор компании Дмитрий Яковлев.
Среди других тенденций, отмеченных экспертами онлайн-рынка, – стремление клиентов экономить. По данным онлайн-агентства OneTwoTrip, с апреля 2014 года наблюдается снижение среднего чека. К декабрю он упал примерно на 10%. При этом доля дешевых билетов (до 5 тысяч рублей) с августа по ноябрь увеличилась на 9%, а доля более дорогих билетов снизилась. Сократилась глубина продаж: аналитики Biletix посчитали, что в первом полугодии она составляла 22,8 дня, а во втором сократилась до 17,6 дней.
Характеризуя темп бронирований во второй половине 2014 года, руководители ОТА отмечают, что он замедлился из-за валютных колебаний. Это вполне ожидаемо: ослабление рубля ведет к значительному удорожанию авиабилетов, в частности, в декабре они уже выросли более чем на 15%. По прогнозам Дмитрия Горина, генерального директора компании «Випсервис», в следующем году рост цен на авиабилеты продолжится, причем это коснется как международных, так и внутрироссийских рейсов.
Выжить и преуспеть Эксперты считают, что все вышеперечисленные тенденции получат дальнейшее развитие в 2015 году. Кризис доверия в традиционном туроперейтинге будет стимулировать россиян покупать туристические услуги в онлайне. Популярность внутреннего туризма будет активно набирать обороты. «В связи с этим я ожидаю усиление конкуренции за места в российских отелях между туроператорами и ОТА», - полагает Федор Егоров.
Александр Сизинцев констатирует: рост продаж внутренних авиаперевозок приводит к снижению маржинальности ОТА. Доходность агентств также снижается из-за сокращений авиакомпаниями комиссий. Кроме того, сами авиакомпании, активно развивая собственные онлайн-продажи, отбирают хлеб у ОТА. На метапоисковиках – одном из основных каналов продаж онлайн-трэвел-агентств – зарабатывать онлайн-агентствам становится все сложнее.
В силу этих и ряда других факторов, рынок ОТА в ближайшие годы будет консолидироваться. «В ближайшем будущем мелкие игроки начнут отсеиваться, а из 15-20 крупных игроков останется около 10, но они будут показывать уверенный рост. Сам рынок онлайн-трэвел, по моим прогнозам, вырастет процентов на 10», – полагает Александр Сизинцев.
По мнению Михаила Соколова, управляющего директора компании OneTwoTrip, 2015 год для рынка онлайн-туризма будет очень сложным. Эксперт прогнозирует, что в 2015 году рост ОТА будет возможен за счет «отъедания» рынка от конкурентов. Онлайн-трэвел-агентства продолжат демпинговать на метапоисковиках, и вполне возможно повторение известной истории, произошедшей прошлой зимой с онлайн-агентством Eviterra.
«Новые игроки вряд ли придут в Россию в следующем году, так как воспринимают нашу страну как большой «риск-фактор». По неофициальной информации, некоторые западные компании, которые думали о выходе на российский рынок, отказались от этой идеи», – говорит Михаил Соколов.
Директор по развитию и маркетингу онлайн-агентства Anywayanyday Евгений Шухлин считает, что в следующем году увеличение доли рынка онлайн-трэвел возможно на 10-15% за счет миграции клиентов из офлайна.
Роман Лебедев, исполнительный директор агентства «Синдбад», полагает, что в 2015 году внешние факторы будут сильнее влиять на рынок, нежели «внутривидовая борьба» между ОТА. «2015 год станет одним из наиболее тяжелых для туриндустрии, особенно его первый квартал. Кто сумеет это пережить, тот сможет и в дальнейшем адаптироваться», - уверен он. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|