туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Сергей Рыжов
Гендиректор агентства MICE Market
Зачем предприятиям промышленный туризм?
Cергей, пожалуйста, расскажите, как появилась идея развития достаточно нового для российского туррынка направления – промышленного туризма? Как создавался акселератор по промтуризму? Собственно, сама инициатива по развитию этого направления родом из Самарской области, из нашего домашнего региона. Этим направлением мы начали заниматься больше 10 лет назад, когда создавали продукт для наших школьников. Своим корпоративным клиентам мы предложили проводить на их заводах экскурсии для школьников, некоторым эта инициатива понравилась, и мы приступили к делу: организовали первые маршруты.
Позднее, когда мы обслуживали делегации различных министерств, часто нужно было оперативно подготовить экскурсии на территории заводов. А как только объемы начали расти, мы решили, что необходимо создать универсальный инструмент, в рамках которого мы будем работать.
Мы занялись разработкой методологии для предприятий, чтобы они смогли сами готовить технологические карты для проведения экскурсий и самостоятельно разрабатывать маршруты у себя на территории. Автором методологии стала Елена Кисельникова. В 2018 году мы приняли решение, что необходимо масштабировать методологию, и направили ее как инициативный проект в АСИ (агентство стратегических инициатив). И в 2019 году, спустя год, пройдя апробацию-экспертизу на различных уровнях, несколько доработав, мы начали ее внедрять в 10 пилотных регионах.
По итогам первых успехов, в 2020-2021 годах был проведен акселератор уже при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Наша компания MICE Market выступила оператором этого проекта, а организатором стало АСИ. Из 76 заявок мы отобрали 30 регионов. Они создали экскурсии и стратегии развития этого направления на своих территориях, а позже, в 2022 году, мы приняли в проект еще 20 регионов. Сейчас программа промтуризма действует уже на территории 50 регионов! Какие задачи решает акселератор по промтуризму? Задача акселератора на самом деле трехступенчатая. Мы собираем региональную команду на каждой территории. В нее входят органы исполнительной власти, как правило, представители министерства промышленности, министерства экономики, министерства туризма региона. И от пяти до десяти предприятий. Участвуют и сервисные предприятия региона: туроператоры, деловые сообщества, высшие учебные заведения и различные общественные организации. Эта команда в рамках акселератора должна делать несколько работ. Сами предприятия разрабатывают экскурсию, которая ориентирована на ключевые целевые аудитории.
Согласно нашей методологии, предприятие само определяет, какой продукт оно будет разрабатывать. Для школьников, для бизнес-партнеров, для туристов или для всех сразу. Соответственно выбираются тематики, и на базе методологии формируются программы промтуризма.
Тем временем органы исполнительной власти, исходя из целей и задач предприятий, формируют стратегию. Стратегия включает в себя шесть блоков – блок промышленного потенциала, блок удовлетворенности качеством промышленной продукции, блок туризма, блок обмена опытом и деловых контактов, блок инвест-потенциала и экологического просвещения. Согласно нашей методологии, каждый регион разрабатывает аналитику и формирует вместе с региональной командой инициативы. Из этого складывается концепция стратегии и проектируется дорожная карта, которая призвана развивать промтуризм до 2025 года, а где-то до 2030 года.
Еще одна наша миссия – это создание конкретных туристических продуктов с посещением промышленных предприятий, которые уже сам регион выносит на различные уровни: на межрегиональный, федеральный или международный. Каков сейчас объем рынка промтуризма? Насколько велик его потенциал? Как я уже сказал, программа промтуризма действует в 50 регионах. На текущий момент в каждом из них запущено примерно от 10 до 15 продуктов. При этом большая часть из них ориентирована исключительно на местное население. Но от двух до пяти предприятий в каждом регионе интересны туристам на федеральном уровне. При этом, по моей оценке, пока мы охватываем всего от 1% до 5% потенциала, имеющегося в каждом регионе. Мы понимаем, что практически в каждом регионе промтуризм могут предлагать 50-100 предприятий. Потенциал очень большой. Какие сферы промышленности охватывают предприятия, входящие в акселератор? Суммарно акселератор объединяет около четырехсот предприятий, открытых для различных целевых аудиторий. Сферы промышленности очень разные. Это добыча полезных ископаемых, химические производства, машиностроение – от грузовых машин до электромобилей. Конечно, много предприятий пищевой и легкой промышленности. Различные сервисные предприятия – аэропорты, например... Сергей, вы сами посетили более сотни предприятий в разных регионах России. Расскажите о ваших наиболее ярких впечатлениях. Безусловно, одни из самых запоминающихся – металлургические заводы. Это завораживает, когда видишь, как выплавляют металл. И, конечно, испытываешь огромное уважение к людям, которые работают на этих производствах, ежедневно укрощают эту стихию. Также меня впечатлил огромный комплекс добычи алмазов в Якутии. Это легендарная кимберлитовая трубка, которая сейчас уже законсервирована. Когда ты стоишь на вершине и смотришь в глубину этого карьера – это не может не восхищать!
Гидроэлектростанции – творения гениев инженерной мысли! В Дагестане, на Черкесской ГЭС, нам показывали, как выполнялось строительство этой огромной станции, как она работает сейчас. Когда экскурсию проводит специалист, который сам участвовал в строительстве, то такие истории завораживают.
Яркие впечатления оставили высокотехнологичные производства. Это кластер в Липецкой области, где собирают электромобили, производство промышленных роботов в Перми. И, конечно, автомобильные центры в Татарстане, в Самарской области – АвтоВАЗ и КАМАЗ. На работу конвейеров там можно смотреть бесконечно. После посещения таких предприятий всегда испытываешь гордость за нашу промышленность! Дайте, пожалуйста, рекомендации предприятиям, которые захотят присоединиться к программе промтуризма. Самое главное, на что стоит обратить внимание и какой вопрос номер один задать самим себе: какой результат вы хотите получить после проведения той или иной группы. Мы всегда рекомендуем помимо определения целевой аудитории вообще понять цели проведения экскурсий. Если вы проводите экскурсию для школьников или студентов, то, вероятно, ожидаемый результат – положительные отзывы и рост интереса к трудоустройству на ваше предприятие.
Если вы проводите экскурсии для продвижения бренда предприятия, то рассчитываете на создание положительного имиджа и должны продумать многие моменты. Например, включить в рассказ гида интересные факты. Продумать удачные места для фотографий. Если вы хотите провести экскурсию для обучения и обмена опытом с бизнес-партнерами, то вы создаете коммерческий продукт, который должен приносить вам идеи. Здесь вы должны продумать, какой именно опыт вы передаете: какие навыки, чек-листы, рабочие материалы. И что вы хотите получить в результате. Если по итогам экскурсий вы нацелены на реализацию своей продукции, то нужно рассказывать о том, как вы контролируете качество.
Я верю в то, что промышленный туризм будет развиваться все больше и предприятия будут все охотнее заниматься этой сферой, потому что увидят от этого эффект. А чтобы он действительно был, его нужно заранее «отрисовывать». |
Предыдущие мастер-классы:
Дмитрий Арутюнов
Генеральный директор компании "АРТ-ТУР"
Сергей Богачев
Генеральный директор компании "Авиа Центр"
Дарья Саламатова
Директор Конгресс-центра Центра международной торговли Москвы
|
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|