Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2006
« Вернуться к журналу  

Кунсткамера

Дедушка русского каталога


Как несть числа в летнюю ночь звездам на небе, так же и не счесть на большой туристической выставке каталогов. Любой объем, любой формат, любая полиграфия. И отечественные образцы отнюдь не отстают от зарубежных.

Появись среди всего книжного великолепия эта скромная книжица более чем полувекового возраста – можно ручаться: никто ее и не заметил бы. Полторы сотни страниц, тонкая обложка – эка невидаль! Тираж, правда, по тем временам солидный и цена – общедоступная.
Но как скромную посудину по имени «Фортуна» в Переславле-Залесском уважительно называют «дедушкой русского флота» и тщательно берегут, так и крохотный сборник «Туристские маршруты» образца 1949 года вполне заслужил титул «дедушки русского туристического каталога».
Времена те для туризма были отнюдь не «золотым веком»: жилось советскому человеку в первые годы после войны нелегко, каждую копейку экономили, да и любые передвижения по стране государство не очень-то, мягко говоря, приветствовало. Кроме того, еще не забылся лозунг 20-х и 30-х годов о том, что у пролетария нет отечества и истории.
Но, как это бывало не раз в нашей истории, выручил… Пушкин. Он был официально «канонизирован», и почему было не организовать несколько маршрутов Aaо пушкинским местам к 150-летию со дня его рождения? Например, в тот же Пушкинский заповедник. Правда, смотреть в то время там было особенно не на что – военные раны еще не затянулись и никто еще не знал инвалида-фронтовика Семена Гейченко…
К пушкинским же маршрутам удобно «пристегивались» и озеро Селигер (упомянутая в каталоге база «Новые Ельцы» в бывшем имении Толстых существует и до сих пор), и Крым, и Кавказ (с непременным маршрутом по сталинским местам!), и три знаменитые дороги, которые, увы, нынешнему туристу абсолютно недоступны: Военно-Грузинская, Военно-Осетинская и Военно-Сухумская. Есть даже небольшой выбор самодеятельных – водных и пеших – маршрутов. Правда, список туристских баз всего СССР легко размещается на двух страничках. Зато в инструкциях – как себя вести, как пользоваться снаряжением, что такое «путевка» – недостатка нет.
Стилистика изложения материала соответствует эпохе… И все же не покидает чувство, сходное с тем, какое испытываешь в часовенке над истоком Волги…

Справочник «Туристские маршруты». – М.: Профиздат, 1949. – 152 с. – 10 000 экз. Цена – 3 руб.

Георгий ОСИПОВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72