Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2006
« Вернуться к журналу  

От Николая до Марины

Достояние архангельского туризма - «Николай Гоголь» - единственный действующий колесный пароход в России, регулярно совершающий туристические рейсы по Северной Двине.

«Гоголь» был построен на сормовских верфях и спущен на воду 95 лет назад – в 1911 г. Однотипные с ним пароходы-ровесники – «Михаил Криличевский» и «Генерал Кондратенко» (в советское время они носили имена народовольцев Желябова и Каляева) – давно, как принято говорить, утилизированы. Возможно, в конце минувшего века аналогичная судьба постигла бы и «Гоголя», дважды (в 1941-м и 1959-м) капитально ремонтировавшегося в Великом Устюге. Но в 1972 г. он перешел в собственность весьма знаменитого северодвинского машиностроительного предприятия «Звездочка», специализирующегося в основном на ремонте судов различного класса. Передан он был предприятию – судя по документам – для переоборудования в пришвартованную к берегу плавучую гостиницу. Однако «Гоголь» был превращен в прогулочное туристическое судно для работников «Звездочки» и до начала 90-х годов успел перевезти более 60 тыс. пассажиров.
Целью последнего ремонта (1994–1996 гг.), во время которого были заново перебраны все механизмы парохода (с сохранением «родной» паровой машины и судовых котлов), было превращение «Гоголя» в туристическое судно с современными и комфортабельными интерьерами. Одним словом, в пароход в стиле ретро. Такие сейчас невероятно популярны у туристов во всем мире. Но в СССР (и в России) «историческим» кораблям традиционно не везло.
…Кто не помнит роскошный пароход «Ласточка» из фильма Рязанова «Жестокий романс»? Но мало кто знает, что в роли «Ласточки» снимался схожий по типу и возрасту с «Гоголем» пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна». Его судьба (как и однотипной с ней «Ольги Николаевны») после наступления «эпохи великих перемен» покрыта густым мраком – по некоторым сведениям, после продажи в чьи-то частные руки оба парохода (точнее, их остовы) доживают последние дни где-то в плавнях под Ростовом… А ведь найдись у «великих княжон» своя «Звездочка», оба судна вполне могли бы стать «звездами» волжских и донских круизов. И сколько еще таких плавучих уникумов ржавеет по российским бухтам и затонам?
В 1962 г. по чьему-то «волевому» решению (во избежание, видимо, «нездорового интереса к проклятому прошлому») был отправлен на металлолом первый в мире ледокол «Ермак». Его младший брат, «Святогор», в 1928 г. прославившийся на весь мир спасением обитателей «красной палатки» под вторым именем «Красин», едва не разделил его судьбу. После многочисленных приключений «Красин», который сегодня вполне мог бы возить туристов, пусть и не в очень большом количестве, по морям вокруг Европы (его английские машины образца 1908 г. вполне исправны), поставлен на «вечную стоянку» возле Горного института в Петербурге.
В аналогичном положении, но уже, к сожалению, без машин, находится в Иркутске и легендарный пароход «Ангара», возивший с конца позапрошлого века пассажиров через Байкал - до появления Кругобайкальской железной дороги. А ведь мог бы плавать до сих Aaр – при нынешнем-то интересе туристов к «славному морю».
Технические характеристики «Гоголя», конечно, весьма скромны на фоне современных гигантов рек и морей. Длина – 70,7 м. Ширина – 14 м. Осадка – 1, 4 м. Максимальная скорость – 18 км/час. Первоначальная вместимость – 695 человек, включая «палубных» пассажиров. Вместимость после ремонта 1972 г. – 140 человек. Сегодняшняя – 55 человек (30 кают: 2 люкса, 2 полулюкса, 4 одноместных, 20 двухместных, 1 трехместная, 1 четырехместная). Умывальники – в каютах, туалеты – в коридоре, но никого из пассажиров «Гоголя» (а среди них были весьма высокопоставленные, в том числе и августейшие, персоны) это не смущает. Как и довольно высокая цена круизов, все билеты на которые расходятся уже к марту.
Тем не менее хозяева «Гоголя» считают, что используется пароход не в полной мере. Скажем, «полнометражный» круиз (8 дней / 7 ночей, 18 000 руб.) до Котласа и Сольвычегодска проходит всего два раза за лето – в июне. Связано это в первую очередь с длиной светового дня. «Гоголь» имеет право двигаться лишь в светлое время суток – фарватер Северной Двины, в отличие, например, от волжского, не освещается. А также с понижающимся в июле и августе уровнем воды в реке: осуществимыми в это время становятся лишь трехдневные (3 дня / 2 ночи) круизы до села Брин Наволок и Антониев-Сийского монастыря.
Проблемы эксплуатации «Гоголя» заставляют задуматься о судьбах пассажирского (и туристического в частности) судоходства по Северной Двине и Белому морю в целом. То, что в прежние времена называлось «малым судоходством» – знаменитые «речные трамвайчики», суда на подводных крыльях, – исчезло. В нынешнем сезоне архангельский туризм недосчитался даже весьма известного теплохода «Клавдия Еланская», в последние годы исправно возившего туристов на Соловецкие острова.
Возможно, будущее за малыми судами нового поколения. Одно из них, построенное в 2004 г. в Петербурге, в нынешнем совершило первые туристические рейсы по Северной Двине. Речь идет о судне на воздушной подушке «Марина». Его технические данные: вместимость – 28 человек. Дальность хода – 500 км. Скорость по воде – 55 км/час, по льду – до 110 км/час (иначе говоря, даже в короткий северный зимний день «Марина» дойдет до Соловков за два с небольшим часа). Высота «воздушной подушки» (то есть подъема судна над поверхностью) – 60–80 см. Высокая проходимость и возможность круглогодичной эксплуатации (и то, и другое особенно важно в условиях Русского Севера) позволяют говорить об исключительной перспективности судов такого типа. Но «Марина» - как и «Гоголь», как и многие другие российские чудеса техники - существует пока в одном-единственном экземпляре…

Георгий ОСИПОВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72