Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2006
« Вернуться к журналу  

Под защитой закона

«ТБ» продолжает обсуждение одной из наиболее актуальных на сегодняшний день в российском туризме тем – обеспечение безопасности путешествующих. Насколько отечественное законодательство в этой сфере соответствует международным стандартам, может ли российский турист считать себя полностью защищенным от всех неприятностей, находясь за границей или отдыха у себя на родине?


Сергей НЕНАШЕВ, заместитель директора Центра международной деятельности Российской международной академии туризма
Развитие туристической индустрии в нашей стране невозможно без формирования соответствующей нормативно-правовой базы, в том числе регулирующей вопросы обеспечения безопасности. Международный опыт в этой сфере исследуется и обобщается Всемирной туристской организацией ООН (ВТО). Безопасность путешествий декларировалась в Хартии туризма и Кодексе туриста на VI сессии Генеральной ассамблеи ВТО в 1985 г., Гаагской парламентской конференции по туризму в 1989 г. При исполнительном совете ВТО в 1994 г. создан комитет по качеству туристского обслуживания, отвечающий за безопасность путешествий.
В России регулирование правовых отношений в вопросах безопасности осуществляется на основе Конституции РФ, Гражданского кодекса и ряда законов, в том числе «О безопасности» (от 5 марта 1992 г.), «Об основах туристской деятельности в РФ» (от 24 ноября 1996 г.), «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 8 августа 2001 г.), «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (от 15 августа 1996 г.), «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (от 25 июля 2002 г.).
Основные требования, предъявляемые к безопасности туристов, сформулированы в Федеральном законе №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Этот документ в самом общем виде определил ответственность государства, туристской администрации, операторов и агентов за безопасность туристов, декларировал права путешественников на свободный доступ к туристским ресурсам, обеспечение своих потребительских прав и личной безопасности. В рамках реализации этого закона в январе 1998 г. было принято постановление «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов». Позднее на территориях субъектов РФ были созданы поисково-спасательные формирования МЧС, призванные оказывать помощь путешественникам, терпящим бедствие от стихийных катаклизмов.
Вместе с тем до сих пор законодательно не решен вопрос о формировании отдельных милицейских служб по защите туристов от криминальных элементов. Практика создания таких специализированных подразделений существует во многих странах мира и рекомендована ВТО.
Закон зафиксировал обязательство государства принимать меры по защите интересов российских туристов за пределами РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. Но что это за ситуации и в чем конкретно будет заключаться помощь, не поясняется. В документе упоминается только о содействии в эвакуации из страны временного пребывания.
Закон обязал операторов и агентства оформлять туристу медицинскую страховку при выезде в те страны, где местным законодательством установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи. На практике принятая форма обязательного страхования решает скорее проблему получения туристом въездной визы. Страховка, как правило, предусматривает минимальный лимит ответственности и часто не обеспечивает возмещения реальных расходов пострадавшего при наступлении страхового случая.
Следует признать, что темпы развития туриндустрии в нашей стране заметно опережают темпы совершенствования отечественной нормативно-правовой базы. С 1996 г. не принято ни одного законодательного акта, регулирующего вопросы безопасности туризма. В действующих законах нет единых стандартов по обеспечению безопасности в местах размещения и при путешествиях на различных видах транспорта. Пока не вступила в действие система экономической ответственности участников рынка. В системе страхового обеспечения не работает механизм компенсации морального и материального ущерба туристов при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также в случае несоответствия между заказанной и полученной услугой.
Не создана система оперативного информирования граждан и должностных лиц о несчастных случаях с туристами, о вводимых ограничениях на свободу передвижения по территории РФ и отдельных ее регионов. В ряде случаев местные власти принимают нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству. Чрезмерно расширяются пограничные зоны, действует усложненный порядок получения пропусков. Нередки случаи незаконного взимания платы на природоохранных территориях за посещение национальных парков и заповедников.
Отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере туристской деятельности, содержатся в нормативно-правовых актах различных отраслей права и носят фрагментарный характер. Обеспечение безопасности туристов связано с большим количеством правил и регламентаций, которые должны выполняться целым рядом административных органов, работающих в различных экономических и социальных сферах: здравоохранение, милиция, таможня, пограничная служба, налоговая Aaслужба, банки, торговля, транспорт, энергетика, коммуникации. Отсутствие системности приводит к разобщенности и противоречивости требований нормативно-правовой базы. Для решения этой проблемы необходимо четкое взаимодействие всех участников рынка, в том числе на международном, государственно-отраслевом и оперативно-производственном уровне.

Феликс БЕРУЛЬ, эксперт по страхованию в туризме
Попытки сформировать эффективный механизм защиты интересов туристов и обеспечения их безопасности предпринимались в нашей стране неоднократно. Но все они изначально были обречены на неудачу из-за несовершенства законодательно-нормативной базы. Хотя в России есть закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», есть рекомендации МИД РФ, есть множество нормативных актов министерств и ведомств, на сегодняшний день, пожалуй, только МЧС оказывает оперативную действенную помощь путешественникам в чрезвычайных ситуациях. Все существующие нормативные документы носят декларативный характер, в них отсутствует механизм реализации того, что декларируется.
Это в свою очередь приводит к настоящему правовому «беспределу» в отношении российских туристов – сплошь и рядом в отелях Турции у туристов отнимают паспорта и деньги, работники российских консульских служб буквально разрываются, пытаясь урегулировать тот или иной конфликт. При этом ни одна турецкая гостиница ни разу не подала в суд на недобросовестную российскую фирму. Равно как ни одна российская турфирма не обратилась в суд с иском к своему партнеру за рубежом. Иногда иски предъявляют сами туристы, но в этих случаях суды пытаются урегулировать конфликты в досудебном разбирательстве.
Страховые компании не могут развернуть свою деятельность по юридической защите туристов, как это, например, делается в Германии.
В России принято считать страховщика своего рода благотворительной организацией, которая буквально за два-три доллара должна выплачивать тысячные суммы на юридическую защиту застрахованных. В этом случае страховой бизнес может существовать только на условиях регрессных исков, которые российские страховщики практически не вчиняют из-за отсутствия все того же механизма реализации прав туристов на защиту.
В качестве примера правовой защищенности путешественников приведем два примера из судебной практики ФРГ. Федеральная судебная палата удовлетворила иск семьи мальчика, утонувшего в гостиничном бассейне отеля, и девочки, раненой осколками стекла в отеле. Кроме того, было вынесено решение, в соответствии с которым в дальнейшем ответственность за чрезвычайное происшествие в подобных случаях будет ложиться на продающие путевки туристические фирмы. Приговор суда повлечет за собой далеко идущие последствия для всей отрасли. В обоих упомянутых выше  случаях пострадали клиенты входящей в группу REWE фирмы ITS. Одиннадцатилетний мальчик из Тюрингии в 2001 г. отдыхал с родителями в Греции. Во время купания  в бассейне рука ребенка попала в открытую сточную трубу. Мальчик не смог ее высвободить и утонул. Во втором случае пострадала восьмилетняя девочка в гостинице на Менорке. Этот отель ITS рекламировал как "отвечающий потребностям и требованиям безопасности" для детей. Девочка, не заметив прозрачной стеклянной двери, врезалась в нее на бегу. Стекло лопнуло, девочка была тяжело ранена осколками, ей пришлось полгода провести в инвалидной коляске.
Теперь по решению Федеральной судебной палаты туристические фирмы должны ручаться за безопасность всех строений и устройств, которые относятся к гостиничному комплексу. Судьи рассуждали следующим образом: мальчик утонул в бассейне возле водяной горки потому, что сточная труба, в которую затянуло его руку, не была ограждена, как того требует техника безопасности, решеткой. Если бы ITS действовала в соответствии со своими обязательствами и попыталась проверить наличие разрешения на строительство водяной горки, то выяснилось бы, что оно было осуществлено нелегально. Федеральная судебная палата своим решением подтвердила приговор земельного суда в Кёльне, который ранее обязал туроператора выплатить семье погибшего компенсацию морального ущерба в размере 80 тыс. евро. (ITS пыталась опротестовать это решение.) Был подтвержден и приговор в случае с пострадавшей девочкой - ей фирма должна выплатить компенсацию в размере 25 тыс. евро.
Заметим также, что владелец гостиницы в Греции был приговорен к 18 месяцам тюрьмы за непреднамеренное убийство и к 2 месяцам заключения за пользование нелегально построенным сооружением. Ведь решение Федерального суда Германии распространяется и на Грецию - как страну, входящую в ЕС.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ
Отвечает российское законодательство в сфере обеспечения безопасности туристов международным стандартам?
Сообщите свое мнение по e-mail: tb@tourbus.ru 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72