Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2006
« Вернуться к журналу  

Михаил МУСИНЯНЦ: «Экстрим приучает к разумности в рисках»

На горных лыжах он катается с восьми лет. В 28 лет, уже став кандидатом технических наук, оставил любимый МАИ и, повесив лыжу в окне крохотного офиса на Никитском бульваре, начал продавать туры на горнолыжные курорты. Через 16 лет по просьбе корреспондента «ТБ» генеральный директор преуспевающей туристической компании «Эрцог» Михаил Мусинянц рассказывает, почему тогда в витрине вместо двух была лишь одна лыжа, как вышло, что он не знает ни слова по-армянски. А начали мы разговор с везенья - счастливого стечения обстоятельств, без которого успех в жизни едва ли возможен.

Вы удачливый человек?
Мне повезло изначально: с родителями. Я вырос в хорошей благополучной семье – образованной, спортивной. С детства мне привили интерес ко многим видам спорта, в первую очередь к горным лыжам, которыми увлекаюсь по сей день. Повезло, что я вовремя, еще в 1991 году, сориентировался с бизнесом. Повезло с женой и с тем, что у меня две замечательные дочки – одиннадцати и четырех лет. У меня интересная насыщенная жизнь, и я, как говорится, доволен процессом.
А с чем не повезло?
Разве что с тем, что я выбрал своим бизнесом не нефть, а туризм, и потому еще не миллиардер (смеется) 
После школы вы пошли учиться в Московский авиационный институт. Что определило выбор вуза?
С авиационной техникой были связаны мой дед и отец. Мне хотелось идти по их стопам. Вообще история моей семьи интересна. Я армянин по крови, по фамилии, но мои бабушка и мать русские. Корни рода ереванские и довольно примечательные. Мои прапрадеды были связаны с духовенством, а вот прадед - Мкртыч - после учебы во Франции основал в 1887 году в Ереване под патронажем промышленника Шустова завод коньячных вин и до самой своей смерти этим заводом руководил. Более того, в 1903 году прадед создал первый марочный 7-летний армянский коньяк. Он и сейчас в продаже под названием «Отборный». Серии бутылочных этикеток время от времени выходят с портретом создателя - Мкртыча Мусинянца.
Старший сын его - мой дед – Гурген Мусинянц пренебрег виноделием и уехал в Москву учиться в Высшем Императорском техническом училище. Был учеником Н. Е. Жуковского. Работал вместе с А. Н. Туполевым, был одним из основателей Аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Одно из крупных достижений деда в области аэродинамики - создание самых больших механических весов для аэродинамической трубы. Мой отец – Томас Мусинянц - окончил Московский авиационный институт. Он и сейчас продолжает работать в оборонной промышленности. Я учился на кафедре вычислительной техники бортовых систем. Получив диплом, умудрился даже остаться на этой кафедре и защитить в 1989 году диссертацию. Но наука тогда была никому не нужна, вокруг все были одержимы предпринимательством. И я оставил любимый МАИ.
«Навострили лыжи» в прямом и переносном смысле?
Да. В начале 1960-х годов отец, будучи еще студентом, одним из первых в стране стал увлекаться горными лыжами, ездил кататься в Домбай и Терскол. Спустя 30 лет я одним из первых в новой России использовал горнолыжные базы, гостиницы в Приэльбрусье и Домбае как основу для туристического бизнеса. Все предпосылки к тому у меня были. Во-первых, сам увлекался этим видом спорта, во-вторых, хорошо знал о возможностях Кавказа. В 1980-е годы, работая на кафедре, я все отпуска проводил в Домбае и Приэльбрусье – работал инструктором по горным лыжам. Замечательное было время: работа, как отдых, и отдых, как работа! Я знал все нюансы проживания и катания, как этим было не воспользоваться?
И каким был первый шаг?
Помню, как мы сняли под офис комнатку на Никитском бульваре и осенью 1992 года организовали фирму. Мы – это я и Сергей Орехов, мой товарищ и соучредитель компании. Назвали фирму по имени одной из домбайских гор – Эрцог. Кратко и звучно, как нам тогда казалось. В единственном окне офиса повесили светящуюся рекламу и… лыжу. Почему одну? Незадолго до этого я, катаясь в Приэльбрусье на вертолете на только что приобретенных дорогущих лыжах фирмы «Россиньоль», в глубокой целине упустил одну. Жаль было очень. Так с одной оставшейся и вернулся в Москву, приспособил ее на витрине. Эта лыжа стала нашим «зазывалой». Люди, имевшие представление о горнолыжном спорте, останавливались, разглядывали ее, заходили внутрь поинтересоваться, чем это ребята занимаются, что предлагают. И, как правило, становились нашими клиентами.
Уже через год благодаря завязавшемуся знакомству с французом мы стали направлять группы организованных туристов на курорт Шамони. География наших предложений стала расширяться, появились другие европейские страны, куда сегодня мы направляем туристов-горнолыжников не только зимой, но и летом. В том же офисе на Никитском мы открыли один из трех первых специализированных магазинов горнолыжного инвентаря.
Каким своим ноу-хау на ниве турбизнеса вы гордитесь?
Московский международный лыжный салон, например. Я действительно горд, что 13 лет назад придумал эту уникальную выставку, посвященную одновременно туризму и спортивному инвентарю, одежде. Ни в одной стране вы не встретите подобной. Лыжный салон проходит в Москве, в Гостином дворе, ежегодно в начале ноября.
Сейчас, когда фирма приобрела известность на рынке и надежную репутацию, вы как руководитель, наверное, уже не так напрягаетесь, как в первые годы?
Почему не напрягаюсь? Сейчас я уже не занимаюсь продажей туров, как раньше, да и Лыжным салоном управляет Сергей Орехов, но все равно напряжения хватает – и умственного, и физического. За моими плечами - туроператорский «Эрцог». Ситуация на рынке меняется, конкуренция ужесточается, надо каждый день бороться за свои позиции, развивать бизнес.
В ведении бизнеса, на ваш взгляд, что преобладает – ум или хитроумие?
Махинации – это от хитрости, а развитие – от ума и творчества. Я предпочитаю второе. Хотя с каждым годом все сильнее чувствую, что от меня требуется не творчеством заниматься, а делами более «земными» - структурой фирмы, финансовыми потоками. Мне же хочется на самом деле больше внимания уделять концепциям развития, новым направлениям.
Вы довольны собой?
Всегда недоволен. Мне всегда кажется, что я недорабатываю.
Это чем-то компенсируется?
Наверное, творческими порывами. Я не боюсь пробовать что-то новое, хотя далеко не всегда это приводит к желаемым результатам. Было немало с моей стороны движений в неправильных направлениях. Но все равно в конечном счете это способствовало развитию фирмы.
Должен заметить, что сегодняшнее состояние жизни и рынка таковы, что за ошибки приходится намного дороже платить, чем прежде. Поэтому теперь я стал осторожен при разного рода экспериментах. Дело не столько в мудрости, приходящей к нам с возрастом, сколько в том, что длительное занятие горными лыжами как видом спорта, близким к экстриму, приучает к некоторой разумности в рисках. Я в своем лыжном развитии никогда не опережал своих возможностей, и мозги мои не отключались никогда. Голову сломать несложно. Но пока она на плечах, надо думать, как поступить лучше, за какую задачу взяться.
Какую же задачу вы решаете сейчас?
Глобальную. Стратегически важную: сломать устоявшийся на туристическом рынке имидж компании «Эрцог» как чисто горнолыжной фирмы. Да, у нас договоры с партнерами в восьми горнолыжных странах – во Франции, Австрии, Швейцарии, Италии, Болгарии, США, Канаде и России. Вместе с тем мы как туроператор давно и успешно работаем по «летним» направлениям. Взять, например, Болгарию. Летом каждый понедельник мы отправляли сюда чартером 350 туристов. Во Франции мы предлагаем богатый выбор экскурсионных программ, можем организовать поездку в любую провинцию по выбору клиента.
Уникальны наши предложения по летнему отдыху на Лазурном побережье, базирующиеся на недорогом проживании в апартаментах и бюджетном чартерном перелете до Марселя, а далее – трансфере наземными видами транспорта. Мы предлагаем более 200 отелей и резиденций на 20 курортах французского побережья от итальянской до испанской границы. И не только. Практически мы можем организовать любой сложный маршрут по любой европейской стране. Хотелось бы, чтобы наш потенциальный клиент знал о многопрофильной деятельности «Эрцога» как туроператора. Для этого надо еще немало потрудиться.
У вас нет соблазна перепоручить управление налаженным бизнесом опытному менеджеру, а самому лишь «приглядывать»?
Это исключено. Работать надо самому и всегда, иначе - деградируешь.
А жена ваша работает или занимается детьми?
Работает, причем очень активно. Некоторое время она руководила вторым офисом «Эрцога». Но мы друг другу немножко мешали, и я решил, что нам с ней лучше не работать вместе. Моя жена Наташа как бы вернулась к истокам моей родословной – лет восемь назад она прошла обучение во французской школе сомелье и стала хорошим специалистом по вину и коньяку. Мы с ней часто бываем во Франции и Италии, общаемся там с интереснейшими людьми, производителями вина и коньяка. Это свой мир, очень увлекательный и для нее, и для меня.
Что вы более всего цените в людях, которые с вами работают?
Ум, работоспособность, творческий подход к делу и, естественно, порядочность.
В моем коллективе 45 человек. Как начальник я достаточно мягок, пропагандирую и придерживаюсь научного метода руководства. Каждый понедельник провожу оперативки. На них мы обсуждаем все, что произошло на прошлой неделе, планируем работу на ближайшие дни. Приятно, когда коллеги вносят дельные предложения, высказывают критические замечания. Я это поощряю.
Можно иметь друзей среди подчиненных?
Быть в близких приятельских отношениях – да. Можно с коллегами и отдыхать вместе поехать. Но что значит друзья? Их немного, и они, как правило, из прошлого – из студенчества, совместных поездок в молодые годы на Кавказ. Где взять время на встречи со старым другом, когда вся жизнь: дом – офис – дом - офис? Конечно, встречаемся, стараемся чаще.
Что для вас значит: жить комфортно?
Прежде всего, это некая внутренняя гармония, и она зависит не только от материальных благ. Гармония – это когда спокойно и чисто на душе. Когда ты имеешь возможность управлять своей жизнью. Когда ясен смысл жизни. Для меня он заключается в успешности того главного, что я делаю – успешности моей фирмы. Для нормального здорового мужчины, по-моему, это естественно. Можно сказать, что я счастливый человек.
Успех компании, которой я руковожу, помогает обеспечить всем необходимым семью, дать детям гармоничное образование, показать им мир. А комфорт бытовой - это понятие относительное. Тут, по-моему, остановиться трудно. По сравнению с тем, что я имел 15 лет назад, сейчас живу несравненно комфортней. Но за это время и представления о комфортном быте изменились, и эталоны комфортного образа жизни стали другими. С этой точки зрения я занимаю пока весьма средний уровень, и мне есть куда стремиться и что приобретать.
Возможность путешествовать входит в понятие «комфортно жить»?
Конечно. Это большая радость в жизни. В феврале я катался на лыжах в горах Колорадо. Это было замечательно. До сих пор я всю Европу объездил, а в США не выбирался. Поехал наконец и получил огромное удовольствие. Там совсем другая горная природа, крутые спуски и потрясающий снег: очень сухой, но никогда не превращающийся в лед. Скольжение идеальное. Это действительно нечто новое для меня.
В Армении вы часто бываете?
За всю жизнь я провел там всего неделю. И то по приглашению. Членов нашей семьи в качестве почетных гостей приглашали в Ереван на 100-летний юбилей коньячного завода, который, как я уже говорил, создал мой прадед. После торжеств нам устроили экскурсию по стране, и все было замечательно, но, к сожалению, больше на историческую родину я не ездил. Родственников там у нас не осталось, ехать не к кому. Я ведь по-армянски не говорю, и отец ни слова не знает, и сестры отца тоже. Может быть, и надо бы знать язык предков, но так сложилось.

Беседу вел Валерий САНКОВ

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Ф. И. О. Мусинянц Михаил Томасович
Год и место рождения: 1961 г., Москва
Образование: Московский авиационный институт, кандидат технических наук
Должность: генеральный директор туристической компании «Эрцог»
Семейное положение: женат, двое детей
Последний концерт, на котором присутствовал: концерт Мадонны в Москве
На какой машине ездит: «Ауди А6»
Любимое место отдыха: горы 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72