Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2006
« Вернуться к журналу  

Польша - не заграница?

«Решили как-то француз и русский поехать на поезде из Парижа в Москву и из Москвы в Париж. Как водится, по дороге выпили лишнего, и по ошибке вышли в Варшаве. И оба подумали, что приехали туда, куда им было нужно»

Из туристического фольклора
Польше на протяжении тысячелетней своей истории доводилось то простираться «от моря до моря», то вовсе исчезать с географической карты. В какой-то мере «исчезло» польское государство и в конце века ХХ-го – с карты российского туризма. Дело не только в давнем полуироническом отношении к странам бывшей «народной демократии»: «Курица – не птица, … (нужное – вставить) – не заграница», и снобизме «знатоков»: мол, Варшава – сплошной «новодел».
В начале 90-х, когда открылись границы, казалось вполне естественным, что основной турпоток устремлялся в некогда казавшиеся такими недоступными Париж, Рим, Вену и прочие дальние европейские столицы. И даже те, кто направлялся в Европу самым недорогим транспортом – автобусом, Польшу как бы «не замечали», спеша к бывшей границе Востока и Запада.
Иногда, как ни странно, ситуацию усугубляли и сами поляки: в 1998 г. вышел первый в постсоциалистические времена  и в целом весьма содержательный путеводитель на русском языке по стране, изданный в Варшаве. Но в нет ни слова, к примеру о Вроцлаве (а его – по преимуществу в светлое время суток – проезжают практически все туристические группы, направляющиеся в Чехию), городе с исключительно богатой историей.
Одним словом, за полтора десятка лет успело вырасти целое поколение (ни для кого не секрет, что подрастающее поколение составляет едва ли не основной контингент автобусных туров), которое имеет весьма смутное представление и о самой Польше, и о достопримечательностях. Введенных в широкий туристический обиход исторических памятников насчитывается в Польше около 3,5 тыс.  Но бывает, что даже вполне профессиональный гид из России ничего не знает, скажем, о находящейся на полпути между Варшавы древней столице польского государства – городе Гнезно.
Между тем, полтора десятка объектов в Польше, издревле причудливо соединявшей в себе Запад и Восток, занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Соляные копи Велички. Костёлы в Явоже и Свиднице.  Монастырь в Кальварии Зебжидовской. Бывший концлагерь Аушвитц (Освенцим). Замок Тевтонского ордена в Мальборке. Беловежская пуща. Деревянные костёлы Юга Польши. Исторические центры четырех городов: Кракова, Варшавы, Торуни и Замостья. Как же соотносится хотя бы этот список с тем, что предлагают туристу отечественные фирмы?
Польша в «меню» отечественных туристических фирм, конечно, присутствует. Но программы большим разнообразием не отличаются. Обычно они продолжаются 6 -7 дней и сводятся к «дежурному» маршруту: Варшава – Краков – Величка с кратким заездом на обратном пути в Ченстохову. В некоторых программах весьма фрагментарно - небольшая обзорная экскурсия или очень короткая остановка - присутствуют Закопане, Гданьск, Сопот, Торунь и Мальборк.
Между тем, на сравнительно небольшой по российским меркам территории Польши Aaосредоточено большое количество достопримечательностей, российскому туристу практически неизвестных. Польша исключительно разнообразна в географическом отношении: дюны польской Прибалтики и, например, Мазурские озёра весьма отличны от ландшафтов Силезии, Бескид и Татр.
Не меньшим своеобразием и колоритом отличается и польское историческое наследие.
Например, российский турист успел хорошо изучить замки Германии, Франции, Чехии. Потихоньку потянулся в замки венгерские. Но вот с польскими замками практически не знаком. Уже упомянутый Мальборк считается, между тем, едва ли не самым большим рыцарским замком всей Европы (!). Несколько великолепных и хорошо сохранившихся замков находится в непосредственной близости от Кракова: Недзице (XIVв.), Дембно (XV в.), Пескова Скала, Висьнич и, вероятно, самый известный – основанный еще Казимиром Великим замок Неполомице.
Краков в нынешнем году, согласно официальной статистике, по количеству туристов опережает даже Париж – его популярности способствуют не только средневековые древности, но и места, связанные с молодыми годами Кароля Войтылы - Иоанна Павла II. По живописным окрестностям Кракова (помимо замков, это – старые дворцы и имения польской шляхты, приспособленные для приема туристов) и всей Малой Польши можно было бы организовать немало насыщенных экскурсионных туров, которые позволили бы отчётливее ощутить «вкус» страны. Тем более, что в самом городе имеется предостаточно недорогих и комфортабельных гостиниц. Но… отечественного туриста можно встретить разве что в краковском Старом городе, а не, к примеру, в Казимеже (где снимался известный фильм «Список Шиндлера») и уж тем более не у освенцимского мемориала.
Исключительный интерес представляет регион, прилегающий к Балтийскому морю. Он обладает не только уникальными историческими памятниками (ганзейский город Гданьск, готические замки Квидзын и Члухов, всемирно известный Сопот, бывшая ставка Гитлера Вольфшанце – «Волчье логово»). Польская Прибалтики обладает великолепно развитой сетью отелей, пансионатов, здравниц. Цены в них значительно ниже, чем в бывших советских прибалтийских республиках. Да и с польскими визами проблем практически не бывает. Вообще не секрет, что сегодня Польша является одной из самых «недорогих» стран Евросоюза.
Весьма насыщены памятниками истории (и обижены вниманием гостей) города и регионы, которые в  Польше издавна принято считать индустриальными – особенно в центре страны. Выделаются третий город Польши Лодзь («польский Манчестер») с роскошным дворцами Познананских и других местных фабрикантов, домом-музеем великого пианиста Артура Рубинштейна, Сандомеж (по-русски – Сандомир), памятный по пушкинскому «Борису Годунову», Желязова Воля – родина Шопена, и др.
Возможно, притоку российский туристов в Польшу, особенно в ее южные районы, поможет регулярный авиарейс в Краков, который начнет осуществляться в декабре 2006 г. Но в целом расположенная совсем рядом  Польша продолжает, увы, оставаться для российского туриста «неоткрытой» страной.

Георгий ОСИПОВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72