Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2008
« Вернуться к журналу  

Авиаперевозки в штопоре
А деньги потребителей взлетают на воздух
 
Эпидемия банкротств, которая продолжает лихорадить отечественную гражданскую авиацию, не является локальным феноменом. Сопоставимые по масштабам события происходят и в Западной Европе, и в Северной Америке, и на Дальнем Востоке. Причины этого носят глобальный характер – высокие цены на нефть, спад финансово-деловой активности, который во многих отраслях граничит с кризисом.
 
Эпидемия банкротств
С начала года, по данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), потерпели крах по всему миру более трех десятков авиакомпаний. Практически прекратил существование сектор, ориентированный исключительно на перевозки бизнес-классом, – обанкротились все три его лидера, американские Eos и MAXjet, а также британская Silverjet. С трудом удерживается «в воздухе» только французская L’Avion. Большие потери понес сектор бюджетных авиаперевозок:  прекратили существование компании Oasis (Гонконг), Zoom (Великобритания), Frontier Airlines,  Sun Country Airlines (США) и ряд других.  Рухнула Euromanx Airways - английская авиакомпания, занимавшаяся регулярными внутренними и международными пассажирскими перевозками, а также чартерными бизнес-рейсами.
Вошли в штопор даже некоторые крупные, давно летающие и опытные перевозчики. Такие, например, как Aloha Airlines, которая базировалась на Гавайских островах и была основана еще в 1946 году. Из-за финансово-экономических трудностей прекратила пассажирские перевозки валлийская национальная авиакомпания Air Wales. Пошел ко дну национальный перевозчик Камеруна.
Для десятков тысяч пассажиров в Западной Европе и Северной Америке летние каникулы и золотая осень обернулись нервотрепкой, хлопотами и материальными потерями. Впрочем, в денежном отношении за границей в основном пострадали только те, кто шел на явный риск, покупая авиабилеты либо по очень низким тарифам, либо в самый канун поездки. Западный потребитель все еще защищен гораздо лучше российского, и было бы неплохо после столь печальных событий внимательно отнестись к зарубежному опыту в этой области.
 
Спасительный атолл – страховка по ATOL
В сентябре потерпела крах третья в рейтинге крупнейших туроператоров Великобритании компания XL Leisure, которая выполняла авиаперевозки собственным воздушным флотом (компания XL Airways) по более чем 50 маршрутам в страны Европы, Африки и Америки. Все ее рейсы были отменены, самолеты встали на прикол в аэропортах. Заложниками ситуации оказались в дальних и ближних краях более 85 тысяч пассажиров. Еще 200 тысяч человек приобрели путевки и авиабилеты у туроператора, но еще не отправились в путь.
Тех, кто оказался в тот момент за рубежом без страхового лицензионного покрытия ATOL, взялось спасать и вывозить за свой счет домой Управление гражданской авиации CAA (Civil Aviation Authority). Таковых набралось более 10 тысяч человек. Англичане не бросают соотечественников в беде, но жизненный урок для них вполне очевидный: не экономь на пенсах - потеряешь фунты. Так что же такое ATOL?
Все туроператоры и крупные турагенты Великобритании, продающие пакеты услуг «размещение плюс авиабилет», по закону обязаны иметь страховое лицензионное покрытие ATOL (Air Travel Organisers Licensing – «Лицензионная система организаторов воздушных путешествий»). Купив услуги вместе с ATOL,  путешественник в финансовом плане обеспечен полной страховой защитой. Если не успел отбыть по назначению – практически немедленно получит денежное возмещение, если уже отдыхает – может спокойно продолжать купаться в море: административные структуры ATOL своевременно свяжутся с ним, чтобы обсудить обоюдно удобную схему альтернативного возвращения  домой.
Определенный риск существует, когда и у фирмы с покрытием ATOL приобретен только авиабилет без размещения в гостинице. Если с момента покупки не прошло еще 24 часов, и именно в этот период времени авиаперевозчик заявил о своем банкротстве, турфирма не несет юридических обязательств ни по возмещению стоимости билета, ни по репатриации туриста, оказавшегося за границей.
Если авиабилет приобретается через турагентство, не имеющее ATOL, и стоит свыше 100 фунтов стерлингов, лучше расплачиваться за него кредитной карточкой. В этом случае покупатель подпадает под крыло Закона о кредитной защите потребителя (Consumer Credit Act). Но очень многое зависит от репутации эмитента кредитной карты, поскольку именно у него (или в банке, через который приобретена карта), пострадавший получает рекламационный бланк. В любом случае при такой процедуре необходимо представить документы, подтверждающие отмену рейса. Но даже при самом благоприятном раскладе законодательство не содержит положения, безусловно гарантирующие возмещение понесенных финансовых затрат по возвращении домой.
При покупке билета через интернет на веб-сайте авиакомпании с помощью дебетовой карточки клиент оказывается защищенным по сделкам, превышающим сумму в 100 фунтов стерлингов, только в том случае, если его эмитент - Visa или Maestro Debit. Другие дебетовые карточки не годятся.
Что касается обычной страховки, которую приобретает каждый турист, отправляющийся в поездку, то возмещение потерь, произошедших по вине обанкротившегося перевозчика, возможно лишь в том случае, если такой пункт по просьбе клиента включен в договор. Стандартные полисы, как правило,  его не содержат. И страховщик обычно рекомендует путешественнику воспользоваться покрытием ATOL.
Это хороший совет. Ведь только ATOL безусловно гарантирует пострадавшему своевременное возвращение домой. Финансового же возмещения по  Закону о кредитной защите потребителя или стандартному страховому полису путешественника придется ждать несколько недель. Так что если надо возвращаться раньше – придется покупать обратный билет за собственный счет.
 
60 дней до вылета
В Соединенных Штатах потребитель, вступающий во взаимоотношения с туристической компанией, имеет гораздо более слабую юридическую защиту, чем в Великобритании,  и практически никаких правительственных гарантий, чем в первую очередь и отличается ATOL. Зато покупатель, расплатившийся за авиабилет кредитной карточкой, в этой сфере защищен более жестко по сравнению с  англичаниноя. Причем финансовую ответственность в этом случае несет эмитент кредитки. Так что основательно пострадать можно только в том случае, если сразу вслед за авиакомпанией (или одновременно с ней) терпит крах финансовое учреждение-эмитент.
Впрочем, есть здесь одна тонкость: платеж по кредитке должен быть сделан на имя авиакомпании и отразиться  как таковой в кредитной истории карточки. Если же он произведен на имя туроператора, турагента или консолидатора,  вопрос возврата денег эмитентом становится более проблематичным. Кроме того, письменное требование о соответствующей компенсации необходимо направить эмитенту не позднее чем через  60 дней после того, как платеж на имя авиакомпании зафиксирован в кредитной истории карты. То есть если авиабилет куплен более чем за 60 дней до даты вылета, время рекламации по возврату кредита считается просроченным, и эмитент более не несет за него ответственность.
Поскольку в США, как и в Западной Европе, принято готовиться к отпуску заблаговременно и, как правило, турпакеты и авиабилеты выкупаются в массе своей примерно за полгода до даты вылета (в противном случае могут возникнуть проблемы с бронированием мест в самолете), общественность страны в настоящее время активно обсуждает вопрос о продлении 60-дневного лимита ответственности эмитента кредитных карт. Правда, пока проект соответствующего закона на рассмотрение в конгресс не вынесен.
Если оплата прошла по дебетовой карточке, она приравнивается к платежу наличными или банковским чеком. В этом случае вернуть деньги можно только через суд. Истец при этом выступает в качестве так называемого unsecured creditor - «необеспеченного кредитора». Это означает, что с ним будут  расплачиваться при любой схеме ликвидации имущества должника в последнюю очередь, после удовлетворения всех претензий от secured creditors - «обеспеченных кредиторов». Таковыми, например, являются лизинговые компании, предоставившие перевозчику свои самолеты. Судебная практика последних случаев банкротства показала, что «необеспеченные кредиторы» либо вообще ничего не получили, либо им выплатили только небольшой процент от потерянной суммы. 
Кстати, парадоксально, но факт - предъявление в качестве подтверждающего документа бумажного авиабилета более эффективно,  чем электронного. Это, конечно, входит в противоречие с техническим прогрессом, за которым, по- видимому, не вполне успевает юридическая система.
Специалисты рекомендуют покупать страховой полис туриста с включением в него пункта supplier default («вина поставщика»), под которым подразумевается именно банкротство перевозчика. При этом следует внимательно читать набранный мелким шрифтом пояснительный текст: некоторые страховщики специфически перечисляют названия авиакомпаний, покрываемых данным полисом, исключая те, в финансовой надежности которых  они не очень уверены.
 
Оправданные опасения
О том, насколько велики вполне оправданные опасения потребителей по поводу цепной реакции банкротств авиаперевозчиков - они готовы поверить даже в то, что  уже совсем скоро рухнут  традиционные лидеры  отрасли – свидетельствует биржевая паника, связанная с акциями американской United Airlines (UAL).
В сентябре информационное агентство  Bloomberg распространило информацию о том, что  UAL «обратилась к властям с просьбой о защите от кредиторов». Биржа отреагировала мгновенно: всего за полчаса 54 млн бумаг компании сменили владельцев, их стоимость рухнула с 12,2 до всего 3 долларов за акцию (NASDAQ даже оказался вынужден на полчаса остановить торги ими). Затем UAL выступила с опровержением, отметив, что речь идет о новости шестилетней давности, опубликованной газетой Chicago Tribune, и напомнила о том, что вышла из процедуры по объявлению банкротства, начатой в декабре 2002 года, еще в феврале 2006 года, и что финансовое состояние компании на  сегодняшней день  не внушает никаких опасений. 
После возобновления торгов стоимость акций UAL опять пошла вверх и к концу дня дошла до  отметки $10,9. Тем не менее ценные бумаги UAL все равно потеряли в цене более 11%, а абсолютные финансовые потери авиакомпании в результате инцидента эксперты оценивают в более чем $1 млрд. 
Chicago Tribune сейчас разбирается со своим дочерним подразделением - интернет-газетой South Florida Sun Sentinel, умудрившейся разместить заметку шестилетней давности не в разделе «архив», а в свежей воскресной подборке новостей. Но суть не в этом. Случившееся – яркий показатель негативных ожиданий инвесторов.
«С одной стороны, это говорит о могуществе СМИ и побочном эффекте интернета и «быстрых» новостей, - цитирует РБК Daily управляющего директора Arran Aerospace Дага Маквити. - Люди не смогли отличить сегодняшний день от событий шестилетней давности. Но инвесторы всегда должны реагировать быстро, ведь сообщение вполне могло оказаться правдой. Каждый день есть вероятность того, что американская авиакомпания может обанкротиться. UAL - одна из таких компаний. В случае с British Airways или Emirates подобное сообщение проигнорировали бы».
Подобная реакция биржевиков вполне оправдана: UAL закончила второй квартал с убытками в $2,7 млрд. К тому же компания официально уведомляла общественность о своих планах сократить маршрутную сеть и уволить семь тысяч  сотрудников. Так что семена паники упали в подготовленную почву.
Хотя нефтяные цены пошли вниз, ситуация на рынке пассажирских авиаперевозок продолжает оставаться тревожной. «Мы уже стали свидетелями банкротства более 30 авиакомпаний в этом году и, на мой взгляд, можно ожидать еще примерно такое же количество потерь в ближайшие три-четыре месяца», - заявил Уилли Уолш, главный исполнительный директор авиакомпании British Airways.
По мнению экспертов, наиболее уязвимы перед лицом кризиса небольшие авиакомпании и туроператоры, выполняющие собственные воздушные перевозки.  «Туроператор XL не станет последней жертвой,- убежден Джозеф Томас, консультант-аналитик по туризму и отдыху в лондонской брокерской компании Investec. – В Великобритании работают перевозчики, у которых нет такой кассовой наличности, как у British Airways или Ryanair, им трудно хеджировать свои топливные расходы.  Убежден, что мы в ближайшее время станем свидетелями еще одной серии банкротств». 
С ним соглашается  Кенни Изард, известный аналитик из журнала Airline Business: «В первую очередь пострадают те, у кого «не вытанцовывается» солидный бухгалтерский баланс. Следует также ожидать большое количество новых слияний и поглощений – рынок авиаперевозок займется консолидацией, особенно в Европе».
Кстати, даже вышеупомянутые  British Airways и Ryanair объявили о том, что они пойдут на существенные сокращения как персонала, так и регулярных рейсов, особенно в зимние месяцы.  Расходы British Airways на топливо составят в нынешнем году 3 млрд фунтов стерлингов, что на 50% превышает издержки прошлого года.
Сергей СВИСТУНОВ
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72