Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №17, Декабрь 2008
« Вернуться к журналу  

Барометр и термометр
Эксперты оценивают влияние кризиса на туристический сектор

 
Прошлый год побил все исторические рекорды по количеству путешествующих с туристическими целями: таковых оказалось 900 млн человек. Это официальная цифра, которая приводится в докладе «Барометр мирового туризма», подготовленном экспертами  Всемирной туристской организацией (ВТО).  По сравнению с 2006 годом – весомая прибавка на 52 млн человек.
Финансово-экономический кризис очевидно изменит ситуацию в мировой туриндустрии. Градус конкурентной борьбы между дестинациями постоянно повышается.  Однако прогнозные оценки специалистов далеко не однозначны.
 
Глобальный масштаб
Франческо Франджалли, генеральный секретарь ВТО, считает, что у представителей турбизнеса нет оснований для паники. Он полагает, что кризис несколько затормозит  темпы дальнейшего роста отрасли, но отступления с завоеванных позиций не будет. «Люди не прекратят путешествовать, - уверяет Франджалли. - Они лишь несколько сократят свои отпускные расходы и продолжительность поездок. Многолетний опыт, накопленный туротраслью, показывает, что она достаточно устойчива к любым потрясениям,  - отмечает глава ВТО. - Современный человек не мыслит своей жизни без путешествий. К тому же без полноценного отдыха невозможно успешно работать, и уж тем более вести серьезный бизнес. В любом случае, эпидемия птичьего гриппа в 2003 году, которая вызвала резкое сокращение числа поездок в страны Азии, нанесла отрасли значительно более весомый урон, чем предполагаемые потери от сегодняшних кризисных потрясений». Более того, Франческо Франджалли прогнозирует  рост числа путешествующих к 2010 году до 1,1 млрд человек.
Прогнозные оценки  Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC) относительно развития мировой туриндустрии в ближайшие годы в целом совпадают с точкой зрения ВТО. «Главная угроза рынку происходит от спада в американской экономике, а также роста цен на энергоносители и изменения климата вследствие глобального потепления. Но продолжающийся рост туристических рынков развивающихся стран означает, что будущее индустрии в среднесрочной перспективе остается благоприятным», - заявил на одном из недавних международных форумов президент WTTC Жан-Клод Баумгартен.
Эксперты WTTC считают, что после увеличения на 3,9% в 2007 году рост мирового туристического рынка в нынешнем году все равно произойдет, но незначительно снизится по темпам и составит 3%. В денежном выражении это $8000 млрд. Среднесрочная перспектива развития туррынка тоже положительная – темпы  роста в 2009-2018 годах составят в среднем 4,4% в год.
 
Российская оптика
Многие  эксперты считают, что в условиях мирового экономического кризиса объемы продаж туруслуг в России  в целом расти не будут, а в ряде случаев даже снизятся. В первую очередь спад коснется дорогих путевок, а также направлений, которые требуют перелетов продолжительностью более трех-четырех часов.
Российские турфирмы, несомненно, столкнулись с немалыми трудностями. Проблемы финансового характера испытывает даже ряд крупных фирм. Им приходится брать деньги у банков, а ведь стоимость предоставления кредитов заметно подросла, вместе с тем ужесточились и условия выдачи заемных средств. Банки страхуются, они опасаются вкладывать деньги в низкодоходные и рисковые отрасли экономики. Туризм же, увы, явно подпадает под этот критерий: в частности, маржа туроператоров на массовых направлениях редко превышает двухпроцентную планку от оборота, а сам бизнес очень зависит от множества внешних, трудно предсказуемых факторов. Поэтому самый пессимистичный вариант дальнейшего развития событий не исключает  краха целого ряда игроков туристического рынка.
«В этом случае в туризме начнется острый кризис. В итоге сократится спектр и количество предлагаемых на рынке туров, ведь операторам будет просто нечем оплачивать  реализацию своих планов. Если события примут еще более печальный оборот, то начнутся и банкротства. Причем по российской традиции они с высокой долей  вероятности пойдут по нецивилизованному пути, когда руководство компаний просто «растворяется в воздухе», - высказала журналистам свою точку зрения Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии.
Пессимистично настроен и вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович: «Одни банки кредиты вообще не дают, через другие банки платежи не идут. Это неизбежно приведет к банкротствам турфирм».
«Если финансовый кризис продолжит усугубляться, он непременно затронет туристическую отрасль, - считает Андрей Игнатьев, другой вице-президент АТОР. -  Пострадают,  прежде всего,  крупные туроператоры, абсолютное большинство которых активно используют оборотные средства и кредиты банков. Впереди зимний сезон, когда обороты обычно падают, и для поддержания стабильности фирмы и ее дальнейшего роста кредиты нужны особенно остро. Обычно в течение летнего сезона туроператоры зарабатывают достаточно денег, чтобы расплатиться по кредитам и получить некоторую прибыль. Но прошедшее лето было одним из самых тяжелых за всю историю российского турбизнеса. Большинство компаний остались в минусе, хотя многие предпочитают это не афишировать».
Евгений Писаревский, заместитель руководителя Ростуризма, в принципе соглашаясь с такой точкой зрения, находит в сложившейся ситуации и положительные моменты. «Назревает дальнейшая консолидация туристического рынка России. Банковский кризис неизбежно коснется  туроператорского бизнеса – начнутся исчезновения и  укрупнения фирм. Будет повторно увеличен размер финансовых гарантий, но, если даже весьма скоро будет принят соответствующий закон, у операторов будет четыре-шесть месяцев, чтобы подготовиться к новым условиям», - отмечает он.
«Меньше всего финансовый кризис затронет сегмент образовательного туризма, -полагает глава комитета Ассоциации туроператоров России по образовательным поездкам и детскому туризму Борис Самарянов.  - Люди прагматичны, и если встает выбор между обычным отдыхом и образовательными программами за рубежом, в условиях экономической нестабильности предпочтение получат последние. А возможность комбинировать в зарубежной поездке отдых с образованием вообще приобретет приоритетное значение». Так что, по расчетам Бориса Самарянова, спрос на образовательные туры по-прежнему будет расти на 30% в год.
 
Предновогодний мандраж
Новогодние туры дорожают с каждым годом. Но нынешней зимой они угрожают беспрецедентно вырасти в цене. И дело не только в общем подорожании турпродукта. Сыграет свою роль желание операторов и агентов отыграться на потребителях за провальный летний сезон. Снижение числа отправляющихся в отпуск за рубеж россиян вынудило, в частности, турфирмы выбросить на рынок рекордное количество  «горящих путевок» по бросовым ценам. Так что вернуть с помощью Деда Мороза хотя бы часть понесенных убытков – святое дело.
Еще в начале осени Владимир Канторович сообщал некоторые «контрольные цифры»: на израильском направлении подорожание составило в среднем 30%,  на французском - 20%.  Прогноз «Российской газеты» более пессимистичен:  по сравнению с прошлым годом туроператоры в целом повысят тарифы зимних туров до 40%.
Понятно, что  в значительной степени такое подорожание объясняется и объективными причинами.  Скажем, прошлой зимой перелет в Таиланд в среднем обходился туристу в $700, сейчас его цена превысила $1000. На египетском направлении тарифы подросли как минимум на $150. От авиаперевозчиков не отстают и хотельеры: Новый 2007 год в 4-звездной гостинице  на египетском курорте  Шарм-эль-Шейх обходился в среднем в $2500. Теперь тот же самый отель «тянет» на $3250.
Вопрос, конечно, в том, согласятся ли российские туристы с такими тарифами. Алгоритм прогнозных критериев по продажам новогодних и рождественских туров неровный, пульсирующий. Наиболее распространенная оценка - снижение объемов «новогоднего туризма» в России на 10-20%. К тому же значительное число отдыхающих могут выбрать более дешевые гостиницы.
Резоны их не менее очевидны. Наличные деньги подорожали, поэтому многие категории граждан готовы пожертвовать туристической поездкой, чтобы  придержать накопления. Играют определенную роль и опасения, что в результате кризиса именно во время поездки может обанкротиться туроператор, отправивший клиентов за рубеж. 
 
«Отпустите меня к фараонам…»
Египетские хотельеры, по единодушным оценкам ведущих российских туроператоров этого направления, даже и не думают снижать цены из-за мирового финансового кризиса и ни на какие скидки своим деловым партнерам не идут. «Египетские отели сейчас чувствуют себя очень хорошо: в октябре они заполнялись практически на сто процентов, - сообщил журналистам Алексей Заливин, исполнительный директор египетской принимающей компании ALS-tour. – Вряд ли ситуация изменится и зимой: подавляющая часть номерного фонда в отелях Хургады и Шарм-эль-Шейха уже выкуплена туроператорами на основе депозитных финансовых гарантий – коммитментов».
Положение, правда, может спасти дальнейшее снижение нефтяных цен: ведь на сегодняшний день почти 75% стоимости египетского турпакета составляет авиабилет.  Но вот загадка: нефть дешевеет, а авиационное топливо почему-то – нет.
Впрочем,  в египетском турсекторе раздаются и тревожные голоса. «Кризис, охвативший европейский и американский рынки, может привести к падению спроса на туры в Египет, - заявил в интервью местной газете «Мыср аль-Яум» («Египет сегодня») председатель ассоциации инвесторов в египетский турбизнес  Ахмед Балбаа. - Многие жители государств, переживающих кризис, могут отказаться от запланированных поездок из-за опасений потерять работу». Этот эксперт считает, что Египет должен принять срочные превентивные меры, чтобы поддержать туристический сектор. В частности, он призвал возобновить программы поддержки чартерных перевозок, снизить стоимость въездных пошлин.
 
Какие флаги в гости к нам?
Ряд экспертов выражает мнение, что слишком высокая цена отдыха за рубежом может наконец благоприятным образом отразиться на внутреннем туризме. Однако многие им возражают, считая, что настоящей альтернативы заграничному отдыху нет.
«Конечно, довольно значительное количество россиян действительно могут предпочесть отдых на даче дорогостоящим поездкам за рубеж, - поделился с корреспондентом «ТБ» своим мнением сотрудник консалтинговой фирмы «Азимут Сур» Евгений Снегирев. -  Но при чем тут внутренний туризм, чьи расценки вполне сопоставимы с европейскими, не говоря уже о Египте или Турции, зато уровень сервиса и возможности размещения по-прежнему оставляют желать лучшего. Да и оглушительное банкротство целой группы отечественных авиаперевозчиков оптимизма явно не прибавляет.
Иностранцы гораздо чаще, чем россияне,  путешествуют внутри собственных стран. По статистике, до 80% американцев отдыхает, не покидая национальных границ, даже в соседние Мексику и Канаду не очень-то рвутся. Похожая ситуация наблюдается в подавляющем большинстве развитых европейских государств. И дело тут не в патриотизме или особенностях менталитета. Причина более прозаическая: у них и дома имеются все условия для полноценного отдыха при высочайшем уровне сервисных услуг. Так зачем искать за морями-долами то, что лежит поблизости?»
В рамках VII Международного инвестиционного форума "Сочи-2008" весьма подробно обсуждалась проблематика усиленного развития принимающего сектора российского туризма. Участники встречи в итоге пришли, собственно,  к далеко уже не новым, можно даже сказать,  банальным выводам: необходимо усиленными темпами развивать инфраструктуру, улучшать  сервис, повышать качество подготовки кадров. Отмечалось также, что пока средства, выделяемые в регионы из федерального бюджета, главным образом расходуются на строительство инженерной инфраструктуры. А вот сами туристские объекты и гостиничный сектор остро нуждаются в частных инвестициях.
«Рост цен на туристические услуги в России, которая и так заработала славу одной из самых дорогих для иностранцев стран, привел, в частности, к довольно существенным сдвигам в географии въездного турпотока, - отмечает вице-президент РСТ Сергей Корнеев. - В Россию стали значительно реже  ездить из Европы,  зато стало больше туристов из Юго-Восточной Азии - Китая, Японии, Таиланда. Прибавилось и гостей из США».
А вот глава Московского комитета по туризму Григорий Антюфеев не скрывает оптимизма: «За первое полугодие 2008 года столица приняла 1,9 млн зарубежных гостей, что на 18% больше по сравнению с первым полугодием 2007 года. В прошлом году в Москву приехали чуть более четырех миллионов иностранцев, и каждый из них, по приблизительным подсчетам, потратил около тысячи долларов. Таким образом, доходы российской столицы от туризма за прошлый год составили до $4 млрд, ежегодно туристическая отрасль пополняет городской бюджет на 7%. И по итогам нынешнего года мы рассчитываем выйти на цифру в 4,5 млн иностранных гостей».
Сергей СВИСТУНОВ
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72