Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №17, Декабрь 2008
« Вернуться к журналу  

Москва – Мадрид, далее со всеми остановками
 
В прошлом году испанский национальный перевозчик отметил свой 80-летний юбилей. Немного сегодня найдется в мире авиакомпаний, которые могут похвастаться столь долгой историей. В последнее десятилетие «ротация кадров» на международном рынке воздушных перевозок усилилась – «старички» уходят со сцены, уступая дорогу молодым. Но несмотря на кризисы и дефолты в мировой экономике, Iberia продолжает свой полет и, судя по всему, даже в условиях «финансовой турбулентности» чувствует себя вполне уверенно.

От Роланда до наших дней
Основателем и первым президентом испанской авиакомпании стал баскский предприниматель и довольно известный политик того времени Орасио Эчеварриета, создавший летом 1927 года свое предприятие на паях с немецкой Lufthansa. Спустя несколько месяцев, 14 декабря, был выполнен первый рейс по маршруту  Мадрид – Барселона. Открывал воздушную линию сам король Альфонс XIII. Правда, перелет проходил не столь гладко, как было задумано – из-за грозы воздушное судно Рорбах Р-VIII «Роланд» было вынуждено сделать промежуточную посадку в Альмасане (Сория). Но в конце концов первый в истории рейс Iberia благополучно завершился в столице Каталонии.
Парк компании в то время состоял из трех “Роландов”, каждый из которых  мог  взять на борт до десяти пассажиров. Сегодня этот трехмоторный немецкий самолет выглядит до смешного допотопным. Но по тем временам это была весьма прогрессивная машина: в июле 1927 года на ней был установлен рекорд  продолжительности полета по замкнутому маршруту – “Роланд” провел в воздухе 14 часов и 23 минуты. С коммерческой загрузкой дальность его полета составляла  1,5 тысячи километров, максимальная скорость – 205 километров в час. Уже на следующий год “Роланды” открыли еще одну регулярную линию между Мадридом и Валенсией, а полеты в Барселону к тому времени стали ежедневными. Кстати, сегодня между Мадридом и Барселоной действует так называемый “воздушный мост” – пассажиры приезжают в аэропорт и отправляются в путь ближайшим рейсом без всякой предварительной регистрации и бронирования билетов.
Заметный след в истории испанской гражданской авиации оставил и другой самолет – двухмоторный биплан Де Хевилленд  89А “Дрэгон рапид”, то есть “Быстрый дракон”.  Справедливости ради стоит заметить, несмотря на столь громкое название, высокой скоростью, даже по тем временам, эта машина не отличалась – максимум 242 километра в час, а в крейсерском полете и того меньше.  Не впечатляли также ни дальность (835 км), ни пассажировместимость (от 7 до 9 человек). Но зато под флагом Iberia “Быстрые драконы” проработали почти 20 лет – с 1934 по 1953 годы. Секрет столь завидного долголетия был прост – неприхотливые «драконы» «питались» самым обычным автомобильным бензином.
После окончания Второй мировой войны Iberia (в 1930-х годах компания работала под именем LAPE – Lineas Aereas Postales Espanolas, потом первоначальное название вернули) стала быстро наращивать свое присутствие на международном рынке воздушных перевозок. В 1945 году она стала членом IATA. В том же году открылась ее первая трансатлантическая линия в Буэнос-Айрес. Перелет из Мадрида в аргентинскую столицу на самолете DC-4 длился около 36 часов. Новинкой рейса также стали первые в истории испанского перевозчика стюардессы на борту. 
География полетов расширялась. В 1949 году заработала линия Мадрид – остров Сал (Кабо-Верде) – Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) – Бермудские острова – Азорские острова – Мадрид. Несколько позже открылись рейсы в Мексику и на Кубу, а в 1954 году – в Нью-Йорк. Сегодня Латинская Америка – одно из ключевых направлений для Iberia. Еженедельно из Испании сюда выполняются около 130 регулярных рейсов. По объемам перевозок между странами Старого Света и Латинской Америки Iberia прочно удерживает лидерство (около 20% рынка), опережая альянс Air France -  KLM и Lufthansa.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов открываются первые зарубежные представительства компании – в Лондоне, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Копенгагене, Стокгольме, Осло, Дублине, Мюнхене, Берлине, Гамбурге. Центральный офис Iberia в 1965 году переезжает на мадридскую улицу Веласкеса, где он работает и по сей день. Флот перевозчика тем временем пополняется реактивными “Каравеллами” и “Дугласами” DC-8. Потом им на смену приходят «Боинги-747» (первый лайнер этого типа получил имя Сервантес и совершил полет под испанским флагом в 1970 году), DC-10, «Боинги-727». 
Появляются воздушные линии, связывающие Мадрид с Панамой, Гватемалой, Бостоном, Вашингтоном, Стамбулом. В 1980-е годы открываются рейсы в Триполи, Тель-Авив, Дубай, Бомбей, Токио. Парк пополняется «Аэробусами» А-300 и А-340, а в 1993 году – первым «Боингом-757».  В 1995 году услугами Iberia воспользовались 13 млн человек.
Вообще 1990-е годы стали для испанской авиакомпании временем серьезных структурных перемен. Связаны они были в первую очередь с либерализацией рынка воздушных перевозок в Западной Европе.  Кроме того, Iberia выступала официальным партнером программы “Мадрид – Культурная столица Европы”, Олимпийских игр в Барселоне,  выставки Expo в Севилье. Все это, несомненно, повысило ее статус в глазах мировой общественности. В 2001 году Iberia была полностью приватизирована (для предприятия  в ранге национального перевозчика это  довольно необычный шаг) – сегодня главными ее акционерами выступают Caja Madrid (22,99%), British Airways и AA Holdings B.V. (13,15%), а также SEPI, El Corte Ingles, Ibercaja, Unicaja.
Испанцы подсчитали, что за 80 лет работы на рынке самолеты Iberia перевезли около 700 миллионов человек.

День сегодняшний
Что такое Iberia сегодня? Это ведущий испанский перевозчик (около 35% внутреннего рынка), мировой лидер на воздушных маршрутах между Европой и Латинской Америкой, член международного альянса Oneworld. Это 191 самолет со средним возрастом парка семь лет (немаловажно, что флот максимально унифицирован: на международных маршрутах преимущественно задействованы только два типа самолетов - А-320 и А-340), около тысячи ежедневных рейсов, 109 пунктов назначения в 43 странах мира (с учетом географии полетов партнеров – свыше 200 пунктов).
По статистике АЕА – Ассоциации европейских авиаперевозчиков, Iberia – одна из самых пунктуальных компаний Старого света. В 2007 году она перевезла 32,5 млн пассажиров, и есть все основания полагать, что, несмотря на мировой финансовый кризис, результат 2008 года будет как минимум на том же уровне.
Авторитетный отраслевой журнал Aviation Weekly в одной из своих недавних публикаций назвал Iberia  третьей авиакомпанией мира, «наилучшим образом подготовленной для разрешения кризиса». Руководство перевозчика смотрит в будущее вполне уверенно: «Основания для оптимизма у Iberia есть. Прежде всего, это тот факт, что на протяжении последних двенадцати лет компания работала с прибылью. Сегодня ее финансовое состояние очень стабильное».
В 2007 году доходы от операционной деятельности Iberia составили 5,522 млрд евро, а чистая прибыль - 327,6 млн евро. Понятно, что итоги нынешнего года с финансовой точки зрения будут хуже. Но антикризисный рецепт у перевозчика приготовлен – существенно упрочить позиции на мировом рынке в непростых нынешних условиях поможет альянс с British Airways.
Переговоры об объединении испанской и британской авиакомпании начались в середине лета, хотя некоторые шаги в этом направлении делались и раньше. Как уже отмечалось выше, британцы сегодня  владеют 13,15% акций Iberia. Испанцы же, в свою очередь, имеют долю в British Airways в виде 2,99% акций и 6,99% других ценных бумаг. И те, и другие подчеркивают, что речь идет не о поглощении, а именно об объединении равноценных партнеров. Пример подобной сделки на европейском рынке – альянс Air France – KLM, созданный в 2004 году. И работают французы с голландцами весьма успешно.
Потенциальный альянс Iberia - British Airways уже начал приносить свои плоды. СМИ сообщали, например, что в июле котировки акций British Airways на Лондонской фондовой бирже после официального подтверждения факта переговоров о слиянии подпрыгнули на 15%. А в конце  октября акции Iberia поднялись на 22% на фоне будущего альянса с British Airways.
Реальное объединение, которое намечено на 2009 год, обещает выдвинуть союз Iberia - British Airways на лидирующие позиции в Европе по объемам пассажирских перевозок. Если суммировать прошлогодние показатели, то это в общей сложности 61 млн человек. Больше только у Lufthansa (62 млн), а Air France – KLM (58 млн) оказываются на третьем месте. Кроме того, испанцы и англичане выходят на первое место в мире на трансатлантических маршрутах из Европы в Америку, теперь уже не только Латинскую, но и Северную. На их долю придется больше 12% этого рынка, что позволит на равных конкурировать с Delta и опередить Lufthansa, Air France – KLM и United. 
Но эффект ожидается не только «алгебраический». Объединение дает возможность отказаться от нерентабельных маршрутов,  оптимизировать парк воздушных судов, добиться экономии на закупке топлива, администрировании, кетеринге и т.д. Коммерческий результат, по оценкам аналитиков авиарынка, получается весьма внушительный – ежегодная экономия до $700 миллионов.  Остается только добавить, что после слияния Iberia и British Airways, судя по всему, сохранят свои хорошо известные в мире торговые марки.

Путь в Россию
Путь испанского перевозчика в Россию оказался довольно тернистым. Двухстороннее межправительственное соглашение о регулярном воздушном сообщении между СССР и Испанией было подписано только после смерти Франко – в 1976 году. Первый рейс «Аэрофлота» в Мадрид  стартовал 16 июля. Iberia с ответным визитом прилетела в Москву в 1978 году – то есть ровно 30 лет назад.
В России офис авиакомпании открылся в 1992 году, но спустя полтора года прекратил свою работу. Попытку повторили в 1995 году, и до 1999 года Iberia выполняла рейсы в Москву, рассматривая ее, правда, преимущественно как пункт промежуточной посадки на пути в Японию. Наконец, в третий раз перевозчик пришел в российскую столицу в марте 2005 года. И теперь, похоже, останется у нас надолго.
«Россия – один из наиболее динамично развивающихся рынков для Iberia», - подчеркивают испанцы. Судите сами, в 2005 году было обслужено 50 тысяч пассажиров, в 2006 году – 80 тысяч, а в прошлом году – уже 106 тысяч. За три года – более чем двукратный рост. Тогда же, в 2007 году, появился второй ежедневный рейс из Домодедова в мадридский Барахас, открылось прямое воздушное сообщение между Мадридом и С.-Петербургом.
По сути, линия в Северную столицу – сезонная, работающая в весенне-летнюю навигацию. В 2008 году Iberia летала в город на Неве два раза в неделю, увеличив на 45% количество предложенных кресел по сравнению с минувшим годом. Сообщение Петербурга с Мадридом должно возобновиться в апреле. Пока подобный рейс выполняет только Iberia.
В Москве же в 2008 году перевозчик увеличил  провозные емкости на 40%. И не ошибся – загрузка самолетов в среднем составляет сейчас 80%.
Важное преимущество, позволяющее классической авиакомпании конкурировать с набирающими во всем мире обороты перевозчиками-дискаунтерами - организация стыковочных рейсов. Бюджетные авиалинии перевозят пассажиров между пунктами А и Б.  Здесь, на коротких маршрутах, соперничать с ними весьма непросто. Но  на дальних расстояниях, где факторы цены и комфорта приобретают уже другое значение, и особенно при выполнении сложных полетов со стыковками, плюсы классических авиакомпаний, каковой является Iberia, вполне очевидны.
«Мы заинтересованы не только в том, чтобы россияне летали с нами в Мадрид, но чтобы они продолжали свой путь с Iberia дальше - по городам Испании, Европы, и, конечно, Латинской Америки», - отмечают в компании. Успехи здесь уже есть. По статистике перевозчика, лишь 20% клиентов, вылетающих из Москвы, рассматривают испанскую столицу как конечный пункт назначения.
Подавляющее большинство пассажиров летит дальше: 47% пересаживаются в Барахасе на испанские рейсы в Аликанте, Тенерифе, Малагу, Валенсию, Лас-Пальмас, Барселону, Пальма-де-Мальорку, а 33% отправляются за рубеж – в Лиссабон, Мехико, Буэнос-Айрес, Санто-Доминго, Сантьяго (Чили), Сан-Паулу, Лиму, Рио-де-Жанейро, Сан-Хосе. В обратном направлении соотношение несколько иное, но доля «транзитников», которые летят в Россию через Мадрид, тоже весьма велика – она составляет 60%.  

Ян ХВИЛЕР


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72