Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №17, Декабрь 2008
« Вернуться к журналу  

Наталия Житнухина: «Туризм – лекарство от равнодушия»
Руководитель компании «Интерюнион», вряд ли кто будет с этим спорить, - человек неравнодушный. Едва переступив порог ее офиса, сразу чувствуешь напряженное биение рабочего пульса.  Человек активный, она и других пытается «вылечить» от самоуспокоенности.
 
Наталия Петровна, фраза «характер – это судьба» относится к вам?
Я родилась в подмосковном городе Люберцы. Росла в простой семье, ходила в обычную школу. Ничего особенного, если не считать того, что в старших классах меня избрали секретарем комсомольской организации. Наверное, потому что хорошо училась, спортом увлекалась, занималась в театральном кружке. И не терпела равнодушных. Когда школьные дела и увлечения отошли в прошлое, я не сразу поняла, кем же хочу стать в этой жизни. Одно было ясно: человек я скорее гуманитарных предпочтений, чем точных наук. Дальше – тоже вполне обычная история. Первая попытка поступить в институт оказалась неудачной – не прошла по конкурсу. Тогда я начала работать в детском саду, а параллельно занималась немецким языком с репетиторами.
Спустя год стала студенткой исторического факультета педагогического института. Моя склонность к общественной работе не осталась незамеченной: меня избрали заместителем секретаря комитета комсомола вуза. Жизнь перешла в другое измерение – совершенно иной масштаб дел, иное мышление, иное восприятие окружающей действительности. Я бы сказала, что это была настоящая школа жизни, и главное, что она мне дала – чувство ответственности. Ответственности за то, что ты делаешь в этой жизни. Ответственности за других людей, а не только за собственную карьеру, как это можно нередко наблюдать сейчас.
 
Как сложилась ваша жизнь дальше?
После окончания института меня пригласили в Московский обком комсомола, где я проработала десять лет. В начале восьмидесятых годов мой муж был откомандирован в Афганистан, где занимал должность советника ЦК ВЛКСМ. Через год, в 1982 году, я получила возможность приехать к нему. Работала в Кабуле  завучем в школе при нашем посольстве.
 
Вам бывало страшно?
Конечно, я ехала на работу и в сумочку клала пистолет. Бывало, мины взрывались неподалеку. Поздравлять наших воинов на 23 февраля мы ездили в БТРах. Моменты бывали всякие, но человек постепенно привыкает ко всему.
 
Туризм помог возвращению в мирную жизнь?
Когда я вернулась на родину, мне предложили работу в Центральном бюро международного молодежного туризма «Спутник». Сначала я была инструктором отдела пропаганды, а затем перешла в отдел выездов в зарубежные страны. Естественно, что когда грянула перестройка, все в компании стало разваливаться. Но к тому времени у меня уже были необходимые опыт и знания. Поэтому в 1992 году я решила попробовать свои силы и основала собственную туристическую компанию под названием «Интерюнион». Для открытия фирмы нужно было иметь пять тысяч рублей. У меня их не было, и я заняла эту сумму у друзей.
 
Почему вы остановились на таком названии?
Я очень долго размышляла. В то время было модно называть фирмы женскими именами. Так, мое дело могло бы стать «Наташей», но такой подход мне категорически не нравился. И потом, моими первыми клиентами были корпоративные заказчики, которые остались со мной еще со времен «Спутника». Было как-то неудобно перед ними за «несолидное» название. Трудно себе представить, чтобы, например, Московский нефтеперерабатывающий завод, который заказывал у меня для своих сотрудников первые круизы по Средиземноморью, перечислял деньги за услуги в фирму «Наташа» или, скажем, «Одуванчик». Вот и пришло в голову: «Интерюнион» - «Международный союз». Название звучное и со смыслом.
 
Каковы были первые шаги в бизнесе?
Сначала в компании было два сотрудника, для офиса хватало одной комнаты. Мы постепенно росли и расширяли географию деятельности, выбирали направления, которые нам были особенно интересны. Изначально мы позиционировали себя как туроператор, поскольку мне нетрудно было сделать заказ за рубежом и проконтролировать его выполнение. Думаю, работая как агентство, я бы в то время не смогла делать ставку на российских туроператоров, большинство из которых, как показало время, и не собирались добросовестно выполнять свои обязательства перед клиентами.
Кроме того, «Интерюнион» никогда не занимался дешевыми массовыми направлениями. Нашим клиентом является, как правило, представитель среднего класса, который не просто хочет отдохнуть, а что-то узнать и посмотреть, получить качественные услуги. Поэтому, когда мы начали заниматься работой на испанском направлении, в первую очередь объявили своим испанским коллегам, что нам нужны экскурсионные туры по стране. Помню также, почти все наши туристы на отдыхе хотели иметь номера с видом на море, кондиционером и - это неизменно вызывало недоумение у испанцев - телевизором. Нас очень часто спрашивали: «Что, ваши туристы будут сидеть в номере и смотреть телевизионные программы, в которых они ничего не понимают?» Партнеры тогда совершенно не знали менталитета россиян.
Затем в сферу наших интересов вошла Италия с интересными экскурсионными программами. Расширяя бизнес, мы занимались тем, что было актуально на рынке.
 
Что помогло вам провести компанию среди острых камней кризисов?
«Ччерный» август 1998 года был для нас уже второй волной экономических потрясений. Первый финансовый обвал случился в 1994 году - один за другим «прогорали» известные банки, а вместе с ними исчезали деньги многих компаний. Попали и мы в такую историю, когда сдавали деньги для перечислений в банк и получали на руки платежные поручения. Как оказалось потом, средства никуда не перечислялись, а ведь это был очень солидный банк. С трудом, но все же удалось получить после его официального банкротства осевшие там деньги и уладить отношения с зарубежными партнерами.
Судьба, а вернее, друзья выручили нас и в 1998 году, когда уже после дефолта удалось вывести из обанкротившегося банка свои деньги. Трудно сказать, может ли сейчас повториться нечто подобное. Хочется надеяться, что нет.
 
В вашем кабинете много футбольных вымпелов. Что-то, очевидно, сближает вас с футболом?
Мы стали заниматься спортивным и событийным туризмом, работая с Португалией, где в 2004 году состоялся чемпионат Европы по футболу, на котором выступала и сборная России. Мы тогда отправили в Португалию три самолета болельщиков. Но самое важное, нам удалось всех обеспечить входными билетами на матчи. С этого все и началось. На следующий год, как известно, выдающихся успехов в розыгрыше Кубка УЕФА добился наш ЦСКА. Что особенно приятно, - при поддержке болельщиков, выезжавших на зарубежные матчи команды по линии «Интерюниона». И сейчас мы организуем туры для спортивных болельщиков на различные спортивные мероприятия.
 
Вы много путешествуете?
Достаточно много. Конечно, это в основном деловые поездки, в которых не до отдыха. В качестве обычного туриста выезжала за рубеж, только когда сама еще не занималась турбизнесом. Например, когда училась в институте, по линии ЦК ВЛКСМ ездила в Австралию и Новую Зеландию. Мне предложили посетить эти страны в составе российской делегации по приглашению Союза австралийских студентов. Сначала я стала отказываться, поскольку сроки поездки совпадали с моими госэкзаменами. Но в итоге решила ехать. На последний экзамен по истории стран Азии и Африки пришла с чемоданом, сдала – и сразу на самолет. До сих пор помню комичную сценку. Наш преподаватель опаздывает, он идет по коридору, а староста группы бежит за ним: «Скорей, скорей, пожалуйста! У нас одна девочка в Австралию улетает!»
 
Какие впечатления остались от посещения «антиподов»?
Мы объехали все штаты Австралии и два главных острова Новой Зеландии. Очень интересные страны, поскольку, по крайней мере тогда, они казались оторванными от всего мира. Что только не писали о нас в прессе! Представьте себе: 1973 год, расцвет движения хиппи, а мы – такие официальные. В местных газетах можно было прочитать сообщение: «18 советских студентов совершают турне по Австралии. По данным разведки, половина из них является сотрудниками КГБ». 
Было множество встреч: иностранные студенты рассказывали нам о своей «тяжелой» жизни, платном образовании, работе по ночам. И в один из дней мы приезжаем в университет, расположенный за городом, а за его зданием парковка на пять тысяч машин. В ответ на наш вопрос, зачем она нужна, услышали: «Это автомобили наших студентов». Для них машина – средство передвижения, а для нас тогда – практически неосуществимая мечта. Зато трамвай там, можно сказать, местная экзотика. Нас возили на трамвае на экскурсию. Билет на него стоил дороже, чем поездка на такси. Вот такие контрасты были. Но местные студенты завидовали нам: советские студенты уверены в завтрашнем дне, имеют право на бесплатные медицину, образование, трудоустройство.
 
А какая страна произвела на вас самое сильное впечатление?
Пожалуй, Португалия. Казалось бы, государство на окраине Европы. А такая красивая и самобытная страна! Атлантический океан придает ей особый колорит. В 1998 году Португалия вступила в ЕС, в нее привлекли инвестиции, построили новые отели и дороги. Конечно, это не массовое направление. Кроме того, далековато лететь из Москвы. Но так получилось, что я влюбилась в эту страну, особенно в Мадейру – остров, долгое время остававшийся неизвестным нашим туристам. Сюда я готова возвращаться вновь и вновь. Хочется опять увидеть эти зеленые леса и горы. Здесь удивительные морская вода и климат. Множество цветов, фруктов и экзотических растений. Чувствуешь, как уходит вся суета, голова наполняется светлыми мыслями.
В 2008 году наша компания организовала чартерную программу на Мадейру. Парадокс заключался в том, что средства пришлось вкладывать не столько в рекламу туров, сколько в рекламу самого острова. Плохо его знают на российском рынке.
 
В каких местах еще не случалось бывать, но очень хочется?
Я не была в Японии и в Китае. Хотелось бы посмотреть на эти страны своими глазами, почувствовать их колорит.
 
Где предпочитаете проводить отпуск?
Если бы у меня был отпуск в полном смысле этого слова, я бы провела его на даче в Подмосковье. Когда мы с семьей вернулись из Афганистана, купили домик в деревне за 400 рублей на границе с Тульской областью, где я с удовольствием проводила отпуска. По гороскопу я земной знак – Козерог, и действительно люблю землю. А там чернозем и с одного выращенного своими руками куста можно собрать ведро помидоров. С тех пор как я перешла работать в туризм, такой возможности не стало. Теперь на даче  только озеро и лес,  и бываю я там  только по выходным. Зато заряжаюсь энергией от природы на всю рабочую неделю.
 
Говорят, вы – хороший водитель…
Это просто хобби (смеется)… Я села за руль лет десять назад и сегодня вроде бы уверенно чувствую себя на любой дороге. В свое время даже пригнала сама себе машину из Голландии. А вообще я – азартный человек. Наши  партнеры часто организуют экстрим-туры для руководителей компаний: на квадроциклах по горам покататься, на вертолете  полетать, сплавиться по горным рекам. Началось все с Коста-Рики. Очень увлекательная поездка была. Я участвовала во всех мероприятиях. Поэтому, наверное, и занимаюсь туризмом - на мой взгляд, это самый экстремальный бизнес.
 
Не жалеете, что стали руководителем туристической компании?
Видимо, такая моя стезя...  Мне здесь легче чувствовать себя самостоятельной. Люблю сама сделать дело до конца и отвечать за него, а не перекладывать на кого-то. Ведь в любой ситуации нужно уметь сделать все от тебя зависящее. Конечно, были сомнения в выборе, но случилось так, как случилось. Я ни от кого не завишу. Помогаю людям осуществлять их мечты. У меня бизнес, который не терпит равнодушия.
Светлана Фунтусова
 
Визитная карточка
Ф.И.О. – Наталия Петровна Житнухина
Место рождения – город Люберцы, Московской области
Образование – высшее, педагогический институт
Знание языков – базовый английский
Должность – директор компании «Интерюнион»
Семейное положение – замужем
Место жительства – Москва
Любимое место отдыха – остров Мадейра
Автомобиль – Mitsubishi Galant

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72