Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2009
« Вернуться к журналу  

Дорого стоит и высоко ценится

В мире существует примерно 2,5 тысячи различных программ МВА – Master of Business Administration, главная цель которых – подготовка руководителей высшего звена в области управления бизнесом. Ежегодное число выпускников МВА в последние годы составляло около 150 тысяч человек. В кризисных ситуациях желающих поднять планку профессиональной подготовки становится больше.
 
Лестница в небо
В России бизнес-школы, предлагающие обучение MBA, появились десять лет назад. С 2003 года внедрены специальные государственные требования к содержанию программ, ряд вузов прошел аккредитацию и выдает дипломы государственного образца. В российских программах внимание уделяется изучению основ бизнеса, особенно менеджмента. Обязательные условия - выполнение итогового проекта и стажировка в компаниях. Принимаются в школы люди с высшим образованием и опытом работы в бизнесе не менее двух лет. Обучение MBA платное: его средняя стоимость в нашей стране составляет $8 тысяч за два года. Это заметно ниже, чем за рубежом, где стоимость такого образования составляет в среднем $40 тысяч.
Лица за партами
Как правило, на курсы МВА идут менеджеры среднего звена в возрасте от 28 до 38 лет, которые хотят получить новые знания, чтобы совершить дальнейший карьерный рывок. Нередко их обучение оплачивает компания, в которой они работают. Но чаще человек самостоятельно оплачивает свое образование МВА, чтобы потом найти более перспективное место - сегодня спрос на выпускников МВА превышает предложение.
Среди претендентов на диплом МВА немало недавних выпускников вузов. Поскольку серьезного опыта работы у них еще нет, то нет и понимания абстрактных бизнес-процессов. Наиболее требовательная категория слушателей сформировалась совсем недавно. Это люди от 38 и старше, занимающие должности вице-президентов и заместителей генеральных директоров крупных компаний. Они обладают неоценимыми знаниями в постановке производства и формировании корпоративной идеологии, хорошей интуицией.
Результаты последних маркетинговых исследований показывают, что 38% слушателей программ МВА имеют техническое образование, 43% - гуманитарное. Кроме того, 40% из них являются менеджерами высшего и среднего звена, а 25% - первыми лицами компаний.
Здесь или там?
Один из основных вопросов, который приходится решать людям, желающим пройти обучение, - какую школу выбрать, российскую или иностранную? В целом подходы программ совпадают. И те, и другие готовят руководителей-управленцев. Разница заключается в цене, форме и методике обучения. На Западе распространены очные занятия - человек полностью сосредоточен на учебе и не работает.
В России больше востребованы программы, позволяющие учиться и одновременно делать карьеру. Отсюда и различия в программах. Учеба основана на командной работе. Много практики – реальных проектов, в которых можно применять полученные  знания. В России люди, решившие пройти MBA, редко готовы к двухлетнему карьерному простою и выбирают вечерние формы обучения, которые преобладают на рынке.
Чаще всего для поступления на курсы МВА в России достаточно пройти тестирование. Некоторые школы проводят собеседования, но, учитывая высокую конкуренцию, главное основание для приема ученика – его способность заплатить за обучение. Эксперты считают, что если человек собирается работать в России, ему лучше выбрать российскую бизнес-школу.
Гендерный взгляд
Как рассказал декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования АНХ Александр Чеканский, слушатели программы МВА в бизнес-школы набираются по результатам экзамена. Никаких предпочтений в гендерном отношении нет. Но, как правило, представительницы прекрасного пола составляют 38-44% учащихся по программам МВА и менее 25% по Executive MBA. В большинстве ведущих бизнес-школ мира доля студенток также не превышает 25-30%. Очевидно, основной причиной такого дисбаланса в группах МВА являются семейные обязанности женщин.
Вместе с тем стоит заметить, что существуют и почти исключительно женские МВА. По словам профессора ВШМ ГУ–ВШЭ Игоря Липсица, практически вся группа по программе «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» состоит из женщин, число слушателей-мужчин здесь обычно не превышает 10-15 %.

Причины для обучения россиян по программе Executive MBA за рубежом
Открытие или развитие своего бизнеса за рубежом   40,79%
Более высокое качество зарубежного бизнес-образования   18,98%
Перспектива развития карьеры в зарубежной компании в России   15,01%
Перспектива развития карьеры за рубежом   13,31%
Открытие или развитие совместного бизнеса в России   4,82%
Другое   7,08%
Источник: компания Begin Group
 
Директор компании «Инсайт-Лингва» Анна МАСЛЕННИКОВА:
Проведенный нашей компанией маркетинговый анализ количества клиентов показывает, что в настоящее время их число выросло по сравнению с прошлым годом. Текущей зимой наибольшим спросом пользуются долгосрочные (8-12 недель) языковые программы на Мальте. Второе место по популярности занимают комбинированные годичные образовательные программы в Канаде и Австралии. Они включают интенсивную языковую подготовку и зачисление на постдипломную профессиональную программу. Тройку программ-лидеров замыкают короткие (2-3 недели) языковые курсы в Великобритании, где курс национальной валюты практически сравнялся с евро, что и привело к увеличению спроса. По аналогичной причине повысился рейтинг Канады.
Думаю, в наступающем сезоне число групповых образовательных программ будет снижаться, поскольку набираются они преимущественно за счет клиентов из регионов и от предприятий, на которых в данный момент наблюдается не самая благоприятная экономическая ситуация. С другой стороны, будет расти популярность бизнес-образования и индивидуальных языковых программ для взрослых, а также всего, что связано с повышением профессионального уровня.
Заместитель генерального директора компании «Элитур Клуб» Валерий СЛИВИН:
На вопрос об изменении спроса на образовательные программы на рынке легче будет ответить в феврале-марте, именно в этот период в последние годы отмечалась наибольшая активность клиентов. В настоящее же время можно выстраивать только прогнозы. Не исключаем, что в определенных сегментах рынка спрос будет ниже прошлогодних показателей. До кризиса мы наблюдали устойчивый рост спроса на наши предложения.
В последнее время наиболее популярными у нас были групповые поездки школьников и студентов на 2-6 недель в весенние и летние каникулы, учебные поездки родителей с маленькими детьми, годовые индивидуальные программы и поступление в университеты.
Несмотря на кризисные явления, не снижается спрос на дорогие элитные учебные заведения. В них по-прежнему сложно с местами. Глубина бронирования мест в такие учебные заведения – от года и более. Что касается летних школ подобного типа, то в некоторых из них места на июнь-июль уже сейчас забронированы на 80-100%, в том числе и теми нашими клиентами, которые отдают предпочтение высококачественному, хотя и дорогому продукту.
За 15 лет работы на образовательном рынке для нас это уже второй кризис, который переживает российский бизнес. В год дефолта и последующие несколько лет мы не наблюдали каких-то значительных перекосов в соотношении индивидуальных и групповых программ. Как правило, спрос примерно одинаков. Не исключаем, что ситуация повторится и в нынешних условиях. Кроме того, это соотношение в зависимости от конъюнктуры и политики компании можно регулировать с помощью цен и рекламы.
Директор департамента образования за рубежом Международного учебного центра Татьяна ГРИГОРЬЕВА:
Сейчас спрос на образовательные программы практически не изменился. Однако следует отметить, что на зимние школьные каникулы в январе 2009 года группы были меньше, чем в прошлые годы. Это, конечно, связано с тем, что все в той или иной степени почувствовали нестабильность в связи с кризисом, и это заставило клиентов занять выжидательную позицию. Но образование – это такая составляющая жизни человека, которая всегда будет востребована. Многие родители предпочли запланировать поездки детей на языковые курсы на летний период. Те же, кто планировал отправить детей на длительное обучение в школы, колледжи и университеты, уже приступили к подготовке.
В настоящее время Международный учебный центр работает с группами, выезжающими на двухнедельные языковые программы в период весенних каникул (конец марта – апрель). Кроме того, началось бронирование летних языковых туров продолжительностью 2-4 и более недель.
Если прогнозировать ситуацию, то летние программы стали настолько популярны за последнее десятилетие, что, думаю, они останутся востребованными и в этом сезоне. Возможно, вырастет количество желающих отправить детей для получения высшего образования за рубежом, поскольку такое вложение средств, несомненно, откроет более широкие горизонты в их карьерном росте в будущем.
Заместитель генерального директора Центра обучения за рубежом Students International Сергей КУЗЬМИНЦЕВ:
У нас количество студентов, поступающих на курсы MBA, практически не меняется – всего несколько человек в год. Но растет число тех, кто поступает с нашей помощью на специальные подготовительные курсы – пре-MBA или GMAT Preparation. Думаю, таких стало больше за последние два года на 50%. Так что можно предположить, что и интерес к программам MBA вырос примерно на столько же.
Могу отметить растущий интерес к языковым курсам для взрослых. Кто-то все еще ездит на «общие» курсы языка – general, но большинство учащихся выбирают специализированные программы English For Business. Например, английский для HR-менеджеров, финансистов, юристов, медиков и др. Несмотря на ужесточение визовой политики, лидером спроса здесь остается Великобритания.
В 2008 году наша компания стала предлагать не только элитные и дорогие программы в известных бизнес-школах, но и более экономичные программы MBA. Например, годовой курс MBA в бизнес-школе британского университета Шеффилд Халам стоит  около $20 тыс., а 15-месячный курс в университете Брайтона, предполагающий три месяца стажировки, - порядка $25 тыс.
Генеральный директор молодежной туристической компании STAR Travel Борис САМАРЯНОВ:
Несмотря на экономический кризис, общий объем продаж зарубежных образовательных программ в 2008 году вырос у нас на 30%. Эта цифра характерна для данного сегмента туристического рынка, такой прирост происходит на нем ежегодно. Если говорить о начале 2009 года, когда высокий сезон для подобных программ еще не наступил, то динамика продаж соответствует прошлогодней. То есть можно предполагать, что популярность образовательных туров у россиян в нынешнем году не снизится, и в условиях мировой финансовой нестабильности это уже будет являться неплохим результатом. В отличие от обычных туров, образовательные поездки расцениваются как инвестиция, которая в дальнейшем покроет затраты на подобное полезное путешествие, поэтому сегмент образовательного туризма не столь подвержен кризисным проявлениям.
Помимо традиционно самых востребованных детских каникулярных языковых программ, наиболее популярными можно назвать комбинированные языковые курсы, сочетающие изучение языка с занятиями спортом, хобби или просто отдыхом на побережье. В ходе такой программы можно совместить приобретение полезных навыков с отдыхом, то есть получить сразу « два в одном».
Еще одним перспективным направлением являются бизнес-курсы для руководителей, молодых специалистов, бизнесменов. В свете массовых увольнений и возросшей конкуренции кадров, многие стремятся вложить деньги в саморазвитие, посвятить свободное время и отпуск не просто отдыху на пляже, а путешествию, в ходе которого можно повысить квалификацию, свой профессиональный вес на рынке труда. Среди самых популярных направлений по-прежнему остается Великобритания, тем более что снижение курса фунта делает обучение там более доступным. Популярность обучения в США также не снизилась, несмотря на повышение курса американской валюты. Если говорить о продолжительности программ, то преимущественно предпочтение отдается 2-4-недельным курсам. Их покупают до 50% наших клиентов.
 
Самые дорогие университеты мира
Согласно рейтингу журнала Forbes, самым дорогим университетом в США, а может быть, и во всем мире, является университет Джорджа Вашингтона в Вашингтоне. Год обучения обходится здесь студентам примерно в $40 тысяч. Далее следуют Кенион-колледж (Огайо), Бакнелльский университет (Пенсильвания) и нью-йоркские Вэссар-колледж и колледж Сары Лоуренс. В этих учебных заведениях стоимость года обучения составляет около $38 тыс.
Частные университеты в Европе не отстают. Например, Американский университет в Париже предлагает обучение за  $35 тысяч в год, в швейцарском Франклин-колледже годовая плата составляет около $31 тыс. В Букингемском университете – одном из самых престижных вузов Великобритании – учеба стоит более $30 тысяч для студентов-резидентов и почти $53 тысячи для иностранцев.
В России, по словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, самое дорогое платное образование среди государственных вузов можно получить на гуманитарных факультетах МГУ им. Ломоносова. Здесь плата за обучение превышает 250 тысяч рублей в год. На втором и третьем месте - МГИМО и Московская государственная юридическая академия.
По материалам сайтов: www.mba.ru и www.begin.ru 
 
Туризм и сервис -  профессионально
Сфера туризма и сервиса сейчас нуждается в высококвалифицированных специалистах, свободно владеющих иностранными языками и способных применять в работе опыт разных стран. Отрасли также нужен хорошо подготовленный персонал низшего звена, что особенно актуально в связи с приближающейся Олимпиадой 2014 года. РГУТиС интегрирует обучающие программы с международным образовательным сообществом, что позволяет студентам активно практиковаться в процессе учебы. Например, студенты проходят практику в Институте консьержей (Франция). У них есть возможность освоить корпоративный английский язык (TOEIC) и интенсивный курс (ESL) в режиме онлайн с преподавателями Northampton Community College (США).
Кроме высшего профессионального и послевузовского образования в сферах сервиса и туризма, ресторанного бизнеса и подготовки по технологическим специальностям, РГУТиС предоставляет разнообразные программы повышения квалификации. Это, например, обучение рабочим специальностям. Действует центр подготовки кадров для индустрии красоты и чистоты, информационных технологий, швейного производства. Университет постоянно повышает уровень образования и задает стандарты качества для других вузов страны в этой сфере: в конце 2008 года РГУТиС отметил 20-летие Учебно-методического объединения более 250 учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма, которое функционирует на базе университета. УМО является центром разработки образовательных программ по направлениям сервиса и туризма.
Университет приглашает всех на дни открытых дверей 15 марта, 12 апреля и 17 мая.
Рубрику ведет Светлана ФУНТУСОВА
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72