Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №7, Май 2009
« Вернуться к журналу  

Восточный экспресс в XXI веке
Бренд операторской компании Express Line в особом представлении не нуждается. Фирма на протяжении многих лет активно работает со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, принимает иностранцев в России, реализует авиационные и железнодорожные билеты. Express Line отмечен многочисленными призами и наградами, в том числе дипломом «Хрустальный глобус» в номинации «Самый оригинальный коммерческий проект в области туризма (КНР)». Собеседник «ТБ» - генеральный директор компании Владимир ЩЕРБАТЫХ.
 
Владимир, как определилась специализация Express Line?
Наша компания, которая, как помнят старожилы российского туризма, изначально называлась «Восток», была ориентирована на рынки Китая и Вьетнама. Организовывались шоп-туры для людей, желающих приобрести товары в Пекине и Ханое и затем продать их в Москве или регионах РФ. Вьетнамское направление просуществовало недолго, а вот Китай остается приоритетным и по сей день.
По мере того как развивался бизнес наших клиентов, прошедших путь от простых челноков до владельцев торговых домов и крупнооптовых компаний, развивался и Express Line. Сегодня в нашем ассортименте не только шоп-туры, но и разнообразные деловые поездки по КНР, туры на выставки, обширная экскурсионная программа, отдых на острове Хайнань, VIP-туры, лечение в Даляне и многое другое.
Немаловажно и то, что один из основателей компании – Андрей Часовников - является профессиональным синологом и большим знатоком Китая. Так что совершенно естественно, что Китай для нас – страна номер один, как  с точки зрения отправки туристов, так и с точки зрения приема гостей в России. На долю китайского направления приходится около 70% оборота Express Line.
 
Много китайских туристов едет в Россию?
Население Китая велико, так что желающих отправиться за рубеж там много. Этот рынок представляет огромный интерес для туроператоров всего мира. Китайские туристы неприхотливы, всегда путешествуют организованными группами, четко знают, чего они хотят.
По сравнению с другими выездными направлениями китайского туризма – это Сингапур, Малайзия, Корея, Европа – в процентном выражении турпоток из КНР в нашу страну небольшой. Но в абсолютных цифрах он довольно значительный. Мы принимаем от четырех до пяти тысяч туристов из Китая ежемесячно, то есть свыше 20 тысяч человек за сезон, который длится с мая по октябрь.
При выборе тура китайцы достаточно консервативны, в России их в основном интересует Санкт-Петербург и его достопримечательности, в Москве – Кремль. Заметно реже группы покупают туры по Золотому кольцу и речные круизы. Контингент приезжающих – достаточно взрослые и пожилые люди, которые испытывают к России своего рода ностальгические чувства, навеянные исторической дружбой между нашими странами.
В последние полтора года, на волне Олимпийских игр в Пекине у жителей Поднебесной появился определенный интерес к Сочи. Кроме того, для китайских туристов мы формируем туры в Западную Европу, в частности, в Финляндию, которую они комбинируют с посещением Санкт-Петербурга
 
Насколько туры в Китай востребованы у россиян?
Интерес ко всему, что касается Китая, в России колоссален, мы ощущаем это особенно сильно. Организацией туров и деловых поездок в эту страну Express Line занимается давно, ежегодно мы фиксируем значительный рост турпотока. Заметный всплеск взаимного интереса обусловили проведение Года России в Китае и Года Китая в России. В 2006-2007 годах многочисленные делегации на государственном уровне, бизнесмены, артисты и просто туристы посетили как Россию, так и Китай.
 
Какие страны, помимо Китая, находятся в сфере интересов Express Line?
Второе наше основное направление – автобусные туры по Европе. Так получилось, что с моим приходом в компанию пять лет назад началось освоение этого рынка. Китай и туры по Европе – это совершенно разные продукты, но тем интереснее для бизнеса. Если, скажем,  на Востоке уже не сезон, то на Западе, наоборот, все в разгаре. Это очень удобно, потому что постоянным клиентам можно предлагать широкий выбор программ.
Кроме того, у нас работает отдел общих продаж, предлагающий туры в самые разные уголки мира. Мы выбираем лучшее с нашей точки зрения, но доля таких туров невелика, поэтому сложно говорить о популярности того или иного турпродукта. Экзотические направления - штучный товар. Недавно, с приходом в Express Line нового менеджера по экзотике, у нас активизировались программы в Бразилию и Аргентину.
 
Происходят ли изменения в структуре компании?
Наша компания, как и весь мировой бизнес, конечно, ощущает на себе влияние кризиса. Большая часть наших клиентов – это деловые люди, которые, как и многие, переживают сейчас не самые лучшие времена. Мы поставили себе цель выстоять, тем более что нам не впервой бороться с обстоятельствами непреодолимой силы. Мы уже «проходили» 1998 год, цунами, эпидемии атипичной пневмонии и птичьего гриппа, и многое другое.
Сейчас компания проводит антикризисные реформы. Мы уменьшаем занимаемые площади, избавляемся от непродуктивных ветвей бизнеса, экономим на накладных расходах. При этом стараемся обойтись минимальными сокращениями персонала, поскольку понимаем, что главное в туризме – это высокопрофессиональные и преданные делу сотрудники. В целом в структуре компании изменений никаких нет: работают китайский отдел, отдел автобусных туров, отдел общих продаж, отдел приема, авиационные и железнодорожные кассы.
 
Какие туры сейчас востребованы у ваших клиентов?
Разумеется, начну с Китая. Пальма первенства принадлежит шоп-турам в Пекин, в которые отправляются постоянные клиенты, четко знающие, что им нужно. На различные выставки в крупные города, такие как Гуанчжоу и Гонконг, едет другая категория вояжеров.
Экскурсионные программы охватывают несколько крупных городов страны. Обычно это Пекин и Шанхай, и все, что связано с материковым Китаем. Здесь есть своя особенность – наиболее популярны у россиян те регионы, куда выполняются прямые рейсы из РФ. Например, чтобы попасть в заповедник Волун в провинции Сычуань, где обитают панды, нужно делать пересадку на местные авиалинии, а это далеко не всегда вызывает энтузиазм у туристов. В первую очередь россияне хотят видеть Великую Китайскую стену и площадь Тяньаньмынь в китайской столице.
Очень хороший пляжный отдых предлагает остров Хайнань. Данная программа комбинируется с экскурсиями по Пекину, а за настоящим китайским лечением туристы едут в Далянь.
 
Что происходит на европейском направлении?
Более 80% всех автобусных туров у Express Line включают посещение  Франции. Россияне всегда стремятся посетить столицу этой страны. У нас даже есть программа под названием «Парижа много не бывает». Общий маршрут, как правило, охватывает Варшаву, Берлин, Брюссель и другие города.
Кажется, что недорогой автобусный тур – это поездка «галопом по европам». Но этот вид туризма очень перспективен, у него есть будущее, потому что всегда найдутся люди, которые не летают самолетами и которым нравится калейдоскоп видов, проносящихся за автобусным окном.
 
Как полюбить автобусный тур?
Конечно, это сложно и не всем подходит. Чаще такие туры выбирает молодежь до 25 лет и женщины от 50 лет и старше. Тем не менее туристы редко возвращаются разочарованными из подобных путешествий. А если такое все же случается, причина тому, на мой взгляд, заключается в том, что агентство продает тур, не объяснив клиентам особенностей автобусных путешествий. Поэтому Express Line  проводит семинары для агентств как по Китаю, так и по автобусным программам, наши сотрудники разъясняют специфику продаж этого продукта.
Кстати, менеджеры, которые сами не были в автобусных турах, зачастую отрицательно относятся к ним. Очень важно обязательно побывать хотя бы в одном автобусном путешествии, прежде чем предлагать этот продукт клиентам.
 
Если турист едет впервые в автобусное путешествие, какой маршрут для него оптимален?
Автобусные туры делятся на две категории. В первом случае турист хочет сэкономить деньги и максимально насытить программу пребывания за рубежом, во втором - он хочет путешествовать в более комфортных условиях, неторопливо. Разница заключается в наличии или отсутствии ночных переездов. Менеджер должен сразу выяснить, чего хочет клиент.
В ночных переездах есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, это большая экономия денег и времени, а также возможность увидеть больше. С другой стороны такой вариант подходит далеко не всем. Кстати, туры стоятся таким образом, что двух ночных переездов подряд не бывает. Чтобы определиться в своем выборе турист должен обладать полной информацией по программе.
 
Кто ваши основные партнеры?
У Express Line много партнеров среди китайских компаний, с которыми мы работаем и которых любим и очень уважаем. Наиболее крупный партнер - фирма China Merchants, с которой мы сотрудничаем уже свыше 15 лет. Есть партнерские компании по экскурсионным программам, лечению, пляжному отдыху.
Из числа западных партнеров по автобусным турам могу выделить основного, с которым мы работаем более 12 лет. Это Lekier France Tours. Если какая-то новая для нас фирма предложит сотрудничество на более выгодных условиях, мы все равно останемся с Lekier.
 
С кем сотрудничаете в воздухе?
В этом году в российском небе появились лайнеры китайской авиакомпании Hainan Airlines, официальным представителем которой в Москве выступает Express Line. Пока самолеты выполняют рейсы по маршруту Москва – Пекин, но есть далекоидущие планы. Мы делаем большую ставку на этого перевозчика, большинство наших туров в Китай будут выполняться в партнерстве с ним. Разумеется, Express Line продолжает сотрудничать со своими давними партнерами – Air China и «Аэрофлотом».
Были ли в вашей практике туристы, которые ехали поездом от Москвы до Пекина?
Да, был один такой курьезный случай. Российский турист-военнослужащий не торопился, поскольку время нахождения в пути у него не засчитывалось в отпуск, а стоимость железнодорожного билета оплачивали на работе.
 
Что представляет собой коллектив компании?
Express Line издавна считается «кузницей кадров». Большая часть наших сотрудников, в том числе и ведущих менеджеров, – это люди, которые с нуля начинали свою карьеру именно в стенах нашей компании. Многие работали секретарями и курьерами, параллельно учились в профильных учебных заведениях.
Хочу особо подчеркнуть, что коллектив Express Line практически не изменился за последние годы. Многие работают у нас больше шести-восьми лет. Благодаря дружеской атмосфере, сложившейся в офисе, людей мы меняем редко.
 
Какие новинки вы предлагаете в этом году?
В связи с открытием отдела VIP-туризма у нас в ассортименте появилось много новых стран, с которыми мы раньше вообще не работали. Мы развиваем нашу деятельность по этим направлениям по прямым договорам.
Кроме того, мы предлагаем так называемые антикризисные туры. Они не новые по качеству и содержанию, но их стоимость снизилась и получилась очень привлекательной. Это касается как автобусных туров в Европу, так и Китая. В меню  нашего сайта всегда можно увидеть такие предложения. Мы вообще стараемся по возможности оптимизировать стоимость большинства своих программ.
В этом сезоне суперновинок нет, потому что в настоящее время первоочередная задача – сохранение клиентов. Очень надеемся, что через некоторое время вновь начнется рост турпотока, и тогда наши специалисты разработают привлекательные новинки. Пока же - никаких революционных идей, мы сохраняем китайское спокойствие.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Компания Express Line
Год основания: 1992
Учредители:  А. А. Часовников, С. И. Бузов, А. Г. Ермолаев
Офисы: два – в центре Москвы и в аэропорту Шереметьево-2
Количество сотрудников: 55
Основные направления: Китай и автобусные туры по Европе
 
Подготовила Светлана ФУНТУСОВА
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72