Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №7, Май 2009
« Вернуться к журналу  

Самый медленный поезд Европы
Дунайский экспресс бросает вызов Восточному
 
Знаменитый  «Восточный экспресс», столь романтически воспетый в одном из детективных романов Агаты Кристи, многие годы оставался практически вне конкуренции. Но времена меняются, и ему все-таки осмелились бросить открытый вызов. Сделал это экскурсионный состав «Дунайский экспресс», курсирующий между Брюсселем и Стамбулом. Поезд движется только по ночам, а днем пассажиры отправляются осматривать достопримечательности.
 
Функциональный комфорт
Лондонская «Таймс» окрестила  «Дунайский экспресс» «первым пятизвездным отелем на колесах, запущенным погулять по дорогам Центральной Европы за последние тридцать лет». Внешний вид у состава весьма «хайтековский»: аэродинамический силуэт, красно-белый электровоз, сверкающие вагоны в сине-белой гамме. Последних в составе может быть до 12, они подразделяются на два основных класса. В самом престижном к услугам путешествующих пять роскошных номеров deluxe «ручной сборки». Обустройство каждого вагона обошлось в $200 тысяч.  Но окупиться они должны довольно быстро: стоимость одной ночи  обходится платежеспособному пассажиру почти в $2800.
Конечно, за такие деньги ожидаешь с порога увидеть нечто особенное.  Но ни роскошных шелковых подушек, ни мейсенского (или хотя бы венгерского) фарфора, ни серебряной столовой посуды здесь нет. Попытка соответствовать стилю ретро сделана добросовестно, но тщательно отполированная деревянная обшивка купе и прочие дизайнерские ухищрения не в силах скрыть отсутствие того, что принято называть «великосветским шиком».
Внимательное изучение рекламного проспекта подтверждает эти прозаические выводы: все три кита, на которых держится заявка «Дунайского экспресса» на принадлежность к железнодорожной «элите», несут главным образом функциональную, а не эмоциональную нагрузку. Прекрасное кондиционирование с возможностью индивидуальной настройки,  комфортное жизненное пространство (размеры «номера» в два с половиной раза превышают габариты обычного спального купе европейских составов), а также индивидуальная душевая кабина и туалет с феном и подогреваемыми полотенцами. Другие приятные детали – мини-сейф и  гардероб, большое панорамное окно и обычное, которое можно открыть, чтобы подышать свежим воздухом.
Душевая, между прочим, – весьма сильный козырь. Многие пассажиры  легендарного «Восточного экспресса» приходят в состояние, близкое к шоковому, когда выясняется, что туалет на весь вагон только один, а душ принять можно разве что из чайного стакана. Как светские дамы из романов надевали вечерами, без освежающих тело струй и, в пусть роскошной, но все-таки тесноте,  пышные бальные платья – оставим на совести беллетристов.  Своей душевой «Дунаец», конечно, наносит прославленному конкуренту мощный апперкот. Но до нокдауна еще далеко.
Обстановка, близкая к эклектической роскоши «Восточного экспресса», скрестившего Кенсингтон-роуд со стамбульским гаремом, все же есть в некоторых вагонах состава «Дунайского экспресса». Номера-купе в них сдаются значительно дешевле, а выглядят они романтичнее и аутентичнее. Фокус в том, что компания MAV Nosztalgia, филиал корпорации  Hungarian National Railways, предоставила в распоряжение владельцев «Дунайского экспресса» несколько вагонов образца 1950-х годов из личного поезда бывшего венгерского коммунистического лидера Яноша Кадара. Партийный босс панически боялся самолетов, поэтому даже официальные государственные визиты предпочитал совершать на личном железнодорожном составе. Теперь часть вагонов демонстрируется широкой публике в Будапештском музее железнодорожного транспорта, а другая опять побежала по рельсам, ностальгически вздыхая на жестких стыках.
В этих купе тесновато и даже далеко  не все они кондиционированы, зато меблировка, выдержанная в рубиново-алой цветовой гамме, воистину роскошна. Душ-туалет опять-таки имеются. Титаны в вагонах топят углем, чем россиян не удивишь, зато европейцам это не просто в диковинку – они вдыхают специфический запах топки как изысканный экзотический аромат. «Президентский сьют» - настоящая ретрожемчужина: вельветовые обои по стенам цвета спелой кукурузы, до блеска надраенная бронзовая фурнитура и двуспальная кровать королевских размеров, кстати, единственная на весь экспресс.
«Партийные вагоны» подразделяются на два типа: кондиционированные на девять двуспальных номеров и некондиционированные на четыре номера (в них из сантехники установлены только рукомойники), зато с большим «прогулочным» пространством, где также имеются стол и стулья-кресла на десять персон. Но ехать в «кадаровских номерах» заметно жестче и шумнее, чем в «нуворишеских». Так что есть над чем задуматься, делая выбор.
Вагон-ресторан и коктейль-барный вагон-лоджия представляют собой своего рода компромисс между этими двумя полюсами: построены они в 1980-х годах и обставлены соответственно. Ностальгическая нота подчеркнута, хотя о чем именно сокрушаться между сухим вермутом и бокалом токайского после осмотра шедевров Дрездена или кружевного архитектурного барокко Вены - сразу и не ответишь.  Шеф-повар ресторана – венгр, так что будьте готовы к обилию паприки и жареной гусятине в красной капусте.
Вечерами в этих двух вагонах довольно оживленно, народ, их посещающий, в приверженности дресс-коду не замечен. Зато склонен  к вокалу с поддержкой от караоке и живой музыки  пианиста-резидента. Он может, при случае, и ламбаду сплясать, если компания подберется соответствующая. Наметившийся в ресторане праздник легко передвигается в вагон-лоджию, который и в любое другое время суток служит комфортным  местом  отдыха и общения.
 
125-летний юбилей
В прошлом году «Восточный экспресс», самый знаменитый из элитных поездов планеты, отметил свое 125-летие. В свой первый рейс легендарный состав  отправился из Парижа в Константинополь в октябре 1883 года. Бум  железнодорожных перевозок в роскошных вагонах пришелся на 1920-1930-е годы. После Второй мировой войны  для «Восточного экспресса» наступили  трудные времена: он бродил по Европе полупустым, поскольку мало кто хотел ездить в обветшавших вагонах по непомерно высоким ценам.
Тем не менее о знаменитом поезде вслед за Агатой Кристи продолжали писать книги и снимать кинофильмы. Самую знаменитую киноленту сделал  великий Сидни Люмет. Он, кстати, с ног сбился, отыскивая  раритетные вагоны, которые  курсировали до 1939 года. И два из них нашел: спальный и вагон-ресторан. Именно в них режиссер разместил своих суперзвезд:  Ингрид Бергман, Джона Гилгуда, Лорена Бэколла, Ванессу Редгрейв, Шона Коннери.
В 1977 году предприниматель Джеймс  Шервуд  решил реанимировать знаменитый бренд: скупил на аукционах по всему континенту еще 35 оригинальных антикварных вагонов, вложил в их реставрацию $16 млн и в 1982 году отправил «Восточный экспресс» в  первый рейс из Лондона в Венецию. На сегодняшний день именно этот маршрут для него – основной.
Кстати, отрезок от Лондона до границы Франции пассажиры вынуждены преодолевать тоже в старинных  британских «пульманах»: на берегах туманного Альбиона и в континентальной Европе ширина железнодорожной колеи разная. И только в Париже гости «Восточного экспресса» перебираются в подлинные шедевры железнодорожного арт-деко.
Сравнение тарифов «Дунайского экспресса» с «Восточным» несколько затруднительны,  поскольку маршруты и темп передвижения довольно ощутимо разнятся. Скажем, активно пропагандируемый хозяевами «Дунайского экспресса» пакет «Путешественник на Босфор» (Будапешт - Стамбул через Нови-Сад и Софию) обойдется в классическом «кадаровском» вагоне за  две ночи,  включая вино и пиво, примерно в $1800, а в «нуворишеском» будет стоить $2880. В «Восточном экспрессе» на историческом маршруте Париж - Стамбул придется выложить $8350, а если следовать в одноместном купе – то придется добавить к этой сумме еще $3460. В то же время «Восточный экспресс» предлагает пакет «Венецианская увертюра»  на маршруте Лондон - Венеция с полным пансионом, включая некоторые спиртные напитки, как минимум за $3000 в сутки, плюс две ночи в городе дожей на условиях полупансиона, плюс трансфер в аэропорт и обратный билет в Лондон.
Сергей СВИСТУНОВ
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72