Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Август 2007
« Вернуться к журналу  

Бюджетные предложения

Модель бюджетных авиаперевозок сегодня получает все большее распространение во всем мире. В Британии, например, каждый пятый проездной документ, продающийся в стране, относится к категории low-cost. В начале года объемы продаж билетов на рейсы авиакомпаний-дискаунтеров в стране выросли на 15%. Это около 50 млн пассажирских кресел. Загрузка самолетов бюджетных перевозчиков очень высока – зачастую она приближается к отметке в 100%.

Низкие тарифы – главный козырь дискаунтеров, причем в последнее время на рынке появились и вовсе сенсационные предложения. Так, нынешней весной RyanАir предложил своим клиентам 10 млн билетов по цене всего в 10 фунтов стерлингов, а в начале лета - 2 млн бесплатных билетов (пассажиры оплачивают только налоги и сборы).
По свидетельству экспертов Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), сегодня в борьбе за клиента практически все авиакомпании стремятся уменьшить стоимость билетов, сокращая свои расходы на продажи и дистрибуцию – с 2001 года они снизились в среднем на 10%. Полный переход на электронные билеты и внедрение новых технологий в сфере обработки информации о багаже и пассажирах позволит отрасли сэкономить $6,5 млрд. Бизнес-модели low-cost в той или иной степени стали применять такие «традиционные» перевозчики, как British Airways, Iberia, Lufthansa, SAS, Swiss, предложившие интернет-бронирование билетов в один конец по сниженным ценам. Озвученные тарифы примерно на 30% дешевле, чем год назад.  Кроме того, многие «классические» авиакомпании стали инвестировать внушительные суммы в развитие бюджетных перевозчиков как своих дочерних структур.
Всего в настоящее время на долю low-cost-компаний приходится примерно 27% от общего числа обслуженных в Европе авиапассажиров. Лидерами в этом сегменте рынка выступают RyanАir (40,5 млн пассажиров в 2006 году, средняя загрузка кресел – 83%), easyJet (33,7 млн пассажиров, загрузка кресел – 84,9%), Air Berlin (19,7 млн пассажиров), TUIfly (11 млн пассажиров) и GermanWings (7,1 млн пассажиров). Активно работают также компании Sky Europe, Wizz Air, bmibaby, Aer Lingus, Vueling. В Северной Америке по итогам прошлого года чистые доходы авиакомпании-дискаунтеров составили $587 млн - на 38% больше, чем годом ранее. Динамично развивается low-cost-бизнес в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где бюджетные авиакомпании выполняют порядка 15% всех пассажирских перевозок. 
Свои дискаунтеры появились и в нашей стране. Первой ласточкой стала компания SkyExpress, начавшая работать в 2007 году. За пять месяцев перевозчик обслужил 200 тыс. пассажиров, предлагая полеты по шести направлениям. 30% билетов были проданы по минимальному тарифу.
Справедливости ради стоит отметить, что эффективность использования модели low-cost-перевозок в нашей стране иногда подвергается сомнению. Очень показательно в этом смысле заявление руководителя компании S7 Владислава Филева, который в интервью газете «Ведомости» отметил: «Дискаунтер, какой он на Западе, - в России невозможен. Low-cost - это не дешевый билет, а низкая затратная часть авиаперевозчика. Почти все, за редким исключением, российские компании и так к этому стремятся, но рентабельность все равно остается низкой. Средний билет самых дешевых компаний мира - JetBlue, RyanAir – стоит $60, с учетом аэропортовых сборов - $86, они летают на расстояния до 900 километров. Итого 9,5 цента за кресло-километр. У «Сибири» кресло-километр стоит 8,5 цента».
«В России нет одного из главных способов сокращения издержек - аэропортов второго эшелона, которые из-за своего менее выгодного положения и хуже развитой инфраструктуры готовы предоставлять услуги со скидкой в 20-30%», - развивает эту мысль аналитик банка «Траст» Евгений Шаго.
Тем не менее, первые шаги уже сделаны. И как бы ни называли российских перевозчиков-дискаунтеров, билеты по цене от 500 рублей уже стали реальностью. 
«Первый отечественный бюджетный перевозчик – это советский «Аэрофлот», - отмечает заместитель генерального директора SkyExpress Елена Пономарева. – Мы не являемся дискаунтером в полном смысле этого слова и не конкурируем с крупными авиакомпаниями. Наш клиент – это человек, впервые выбравший воздушный транспорт для своего путешествия. Мы расширяем рынок за счет привлечения новых пассажиров. В настоящее время 26% наших клиентов – «повторные», 42% приходят к нам по рекомендациям своих друзей и знакомых».
Планы SkyExpress весьма амбициозны – 850 тыс. обслуженных пассажиров по итогам текущего года (сейчас полеты выполняют семь Boeing-737, к декабрю их будет десять), а через семь лет – 7 млн пассажиров в год, то есть около четверти российского рынка авиаперевозок. К этому времени, как ожидается, флот компании будет состоять из 40 лайнеров. Согласно бизнес-плану, первые доходы работа перевозчика начнет приносить через два с половиной года, а полностью вложенные в проект средства окупятся через четыре-пять лет.
Заметим, что на первом этапе работы репутацию SkyExpress серьезно «подмочили» длительные задержки рейсов. Ситуация отчасти нормализовалась лишь к началу лета. В июне SkyExpress в среднем выполнял 14 рейсов в сутки (по три – в Сочи и С.-Петербург, по два - в Ростов, Мурманск, Тюмень и Калининград). 76% вылетов выполнено с задержкой прибытия не более 15 минут, 89% - до одного часа, около 3% - с задержкой более трех часов.
Судя по всему, SkyExpress не долго сохранит положение монополиста-дискаунтера в нашей стране. Известно, что в ноябре планирует начать полеты другая low-cost-авиакомпания - Red Wings. Это проект Национальной резервной корпорации, который создается на базе предприятия «Авиалинии 400». Инвестиции в него составили свыше $300 млн.
Первое время Red Wings планирует выполнять рейсы из Москвы в Мурманск, Челябинск, Самару и Калининград, продавая заранее заказанные билеты на 50% дешевле, чем у обычных авиакомпаний. Предусмотрено резервирование проездных билетов в интернете, питание на борту – платное.
Руководство дискаунтера рассчитывает за первый год работы обслужить до 600 тыс. пассажиров. Перевозки будут выполнять десять лайнеров Ту-204, к 2011 году их количество увеличится до 28, маршрутная сеть охватит 40 городов.
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72