Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2009
« Вернуться к журналу  

Куда царь пешком ходит
Театр, как известно, начинается с вешалки. А любой крупный туристский центр, равно как и цивилизованный город вообще, — с чистых туалетов. Никакой Акрополь, Колизей или Эйфелева башня не будут в радость, если, грубо говоря, приспичит. И не зря с очень давних времен говорят, что граница между Россией и цивилизованным миром проходит там, где кончаются чистые сортиры.
 Вкусы и традиции
«...Это удобство у большинства русских людей находится в полном презрении. В деревнях отхожих мест нет совсем... На всякого рода промыслах, где не установлен санитарный надзор, они отвратительны в высшей степени», - писал Чехов в «Острове Сахалин». И добавил далее, что русский человек приносит отвращение к отхожему месту буквально всюду.
Отхожие места («отхожий» - в значении «отделенный», «особый», а не от слова «отходить») занимают в истории отечественной культуры весьма заметное место, и занимают по праву - хотя бы потому, что в наш век они остаются одним из очень немногих мест, где индивид может остаться наедине с самим собой.
Своеобразным эпиграфом к вопросу отношения к «туалетной» теме советской власти, мог бы служить «съезд бедноты» 1919 года, когда его участники загадили — в самом прямом смысле слова — все уголки, ванны и старинные вазы  Зимнего дворца. Тем не менее в крупных городах общественные туалеты  — пускай в них царили грязь, вонь, не было туалетной бумаги и вообще посещать те заведения можно было лишь при крайней нужде — все же устраивались. Но сама тема практически все советские годы оставалось запретной — слишком дурно пахла.
Положение стало меняться лишь в конце ХХ века. С темы сняли «табу», а некоторые туалеты (клозеты, сортиры, нужники, уриналы, ретирадники — ряд синонимов поистине безграничен) даже стали популярными туристскими объектами. Как, например, тот, что расположен на причале возле английского парламента и единственный в мире украшен мозаичными панно.
Более близкий нам пример - каменный домик «неизвестного архитектора» в Ярославском музее-заповеднике, а именно  в Спасо-Преображенском монастыре, где открыта подробная и толковая экспозиция, посвященная истории туалетов. Дирекция музея не считает возможным просто так брать деньги за отправление естественных потребностей, не предлагая ничего взамен. Ведь как говорят славящиеся стерильными туалетами японцы, брать за их посещение деньги — все равно, что заставлять платить за воздух.
 «Число «пи-пи»
Вообще что такое стационарный общественный туалет? Это свет, тепло, вода, порой весьма просторное помещение, расположенное в центре города. И поэтому туалеты начали стремительно исчезать - «клозеты спрятались, возникли бутики». Но в основном — рестораны. Примеров в любом городе — десятки.
Москва в последние годы очень старается выглядеть одной из мировых туристских столиц. Кое-что получается. А вот с чистыми туалетами много хуже. Редкое исключение - Музей-заповедник «Царицыно», где установлено около трехсот туалетных кабинок,  заметим особо, бесплатных.
Итак, что же представляют собой общественные туалеты? О стационарных сказано выше — вместо тысячи (как минимум, по санитарным нормам Всемирной туалетной организации) есть лишь двести с небольшим. И с теми хлопот не оберешься — уборка, бесплатная бумага, бомжи, для которых нет ночлежки желаннее... По нормам — на каждые пятьсот жителей города положен один унитаз.
«В Берлине, например, свыше 1600 стационарных общественных туалетов, в Сеуле — больше двух тысяч, в Пекине к Олимпиаде стало аж семь тысяч, - рассказывает Виолетта Кузнецова, представитель компании «Экосервис», занимающейся производством туалетных кабинок  и другого оборудования. - Сделать нужные подсчеты несложно — невеселая картинка получается для Москвы...».
 Мировая проблема
Что можно предложить исстрадавшемуся туристу, кроме стационарных туалетов? Есть так называемые модульные туалеты — на единой «платформе» находятся несколько кабинок с набором удобств — умывальниками, электрополотенцами, душем. Такие хороши на массовых мероприятиях, но в заповедном парке, скажем, модуль не поставишь — в заполненном виде он весит до трех тонн.
Есть, наконец, давно вошедшие в обиход пластмассовые кабины. Кабинку в незаполненном виде может переносить один человек, служат они долго — до 10 лет, быстро — обычно раз в сутки - очищаются специальными машинами. Удобств в них минимум. Но и таких туалетов не хватает — в Центральном округе, где ежедневно бывают миллионы людей, в том числе и туристов, — чуть больше 300 кабинок, изготавленных по так называемым антивандальным технологиям — как ни старайся, ничего не разобьешь и не отломаешь. Реконструируются — но дело это очень долгое и дорогое — и некоторые стационарные туалеты.
Есть и более острая сторона проблемы. У московских туалетов, за исключением муниципальных, нет единого хозяина: по самым скромным подсчетам, в Москве от 5 до 7 тысяч «черных» туалетных операторов, и невозможно узнать, кто же установил кабинки, например, у того или иного метро. С ценами — 12, 15, 20 рублей  — тоже полный произвол. И пожаловаться бедному туристу, если его обхамили, не дали бумаги и т. п., абсолютно некому.
Нет и не предвидится в столице единой службы туалетного обслуживания — со своей техникой, со своей «горячей линией» и прочим.
Наконец, в Москве практически не найти информации о том, где именно поблизости можно справить нужду - это почему-то считается рекламой. Схема всех московских муниципальных туалетов есть в интернете (сайт www.santechrabot.ru), но если «припрет» где-нибудь на улице, становится не до всемирной паутины. И вряд ли стоит утешаться тем, что в провинции, где тема по-прежнему считается запретной, дела туалетные обстоят значительно хуже.
Георгий ОСИПОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72