Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2009
« Вернуться к журналу  

Удержаться на плаву
Летний сезон прошел лучше, чем ожидали турфирмы, но хуже, чем хотелось. Это показал традиционный опрос петербургских турфирм, наиболее активных на рынке выездного туризма, проведенный СЗРО РСТ. В нем приняли участие компании «Нева», «Калипсо – мир путешествий», «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга», «Тез Тур», «Солвекс Турне», «Атлас», «Ауринкоматкат», «Прима», «Вест-Тревел», «Интурист».
 
Цены на нефть и негатив в СМИ
По словам Сергея Корнеева, вице-президента РСТ, падение турпотока составило от 15% до 30% в зависимости от страны, что соответствует уровню продаж 2007–2006 годов. «Меньше пострадали массовые недорогие направления и те, где раньше не было демпинга. На продажи влияют цена турпакета и колебание курсов валют. Главное, что петербуржцы продолжают путешествовать. Спрос корректируется в сторону более экономичных туров, что выражается в выборе страны, отеля, культурной программы, продолжительность поездки», – подчеркивает он.
Как всегда, лидирующие позиции в абсолютных показателях занимает Турция, предлагающая оптимальное соотношение цены и качества услуг. Правда, турецкие отели и их партнеры почти до середины лета не верили в кризис и держали старые цены и только недавно их скорректировали. В спину Турции дышат Болгария и Греция.
При этом отмечаются следующие тенденции. В сегменте рынка, где расходы туриста на поездку составляют свыше $3000 на человека, падение продаж составило всего 5%. Состоятельные люди не склонны жертвовать качеством, но уменьшают количество поездок – путешествуют не 5–6, а 2–3 раза в год. Вместе с тем сократилось число предложений элитного отдыха от турфирм, поскольку для них велики риски по рентабельности.
Самое большое падение продаж произошло в сегменте рынка, где расходы туристов составляют от $1000–3000, - около 30%. Зато сегмент дешевых (до $1000) туров сохранил свою клиентуру и даже увеличил ее на определенных направлениях за счет перераспределения спроса клиентов среднего класса.
Какие меры предпринимаются предприятиями турбизнеса, чтобы удержаться на плаву? Многие отели поощряют ранние бронирования и предлагают бонусы, например, бесплатное проживание в номере второго ребенка. Следует заметить, что в период кризиса спрос на отели снизился в среднем на одну звезду – те, кто раньше предпочитал пять звезд, переехал в четыре, кто жил в четырех – оказался в трех.
В начале сезона транспортная составляющая турпакетов подешевела на 15–30%, отели – на 20%. Снизилась глубина продаж. Если до кризиса турист сначала определял страну, курорт и отель, а затем соизмерял желание со своими финансовыми возможностями, то сейчас основным критерием стала стоимость поездки. В целом люди готовы тратить на свой отдых суммы, в которые он им обходился год назад, причем в рублях, ведь доходы остались в рублях независимо от девальвации.
Особенностями нынешнего сезона стало отсутствие «горящих туров» (за редким исключением), а также большое количество спецпредложений и скидок при ранних покупках. Характерны также отсутствие новых направлений, сокращение количества турагентств. Рынок стабилизировался без резких колебаний и падений, сейчас он занимает выжидательную позицию. В сложившихся условиях главная задача турфирм – правильно и как можно быстрее оценить спрос.
«Сезон оказался лучше, чем ожидали, но хуже, чем хотелось бы», – отмечает генеральный директор компании «Атлас» Дмитрий Смирнов, как бы резюмируя результаты исследования.
По словам Сергея Корнеева, определяющими факторами развития туристического рынка будет соотношение курсов валют, скидки, стоимость авиаперевозок, цены на нефть и отсутствие негативной информации в СМИ.
 
Грести в одном направлении
Заметную часть стоимости турпродукта составляет проживание в гостинице. Чтобы снизить негативное влияние кризиса на туристическую отрасль, СЗРО РСТ призвало отели объединиться для развития въездного туризма в Санкт-Петербурге, подготовив открытое письмо руководителям объектов размещения. В нем, в частности, говорится, что турфирмы обращаются к гостиничному сообществу с просьбой по возможности снизить стоимость услуг. Такие действия будут своевременным шагом в условиях серьезного спада загрузки и падения доходов гостиниц в десяти ведущих европейских городах.
 По данным консалтинговой компании TRI Hospitality, в течение последних месяцев самый серьезный спад отмечен в парижских отелях: снижение доходности здесь составило 31,7%. Средняя загрузка снизилась на 9,4%, составив 79%. Средняя стоимость номера также упала почти на 10%, дойдя до 230 евро. С неменьшими проблемами столкнулись отели Вены и Амстердама. Показатель загрузки амстердамских гостиниц опустился более чем на 9% и не превысил по итогам двух месяцев, которые считаются на этом рынке высоким сезоном, 80%. На 9,25% – до 79,5% – уменьшилась загрузка венских отелей, снизилась средняя стоимость номеров.
По мнению Сергея Корнеева, в Петербурге за последние годы сложилась практика конструктивного диалога между гостиницами и представителями туристских компаний, сторонам всегда удавалось найти удовлетворяющее всех решение сложных и спорных вопросов. Следует отметить, что не только обращение турфирм, но и объективное снижение туристских потоков заставило гостиницы пересмотреть тарифы.
В 2009 году, впервые за последние годы, не был отмечен рост стоимости проживания в гостиничном секторе. Данная тенденция вызвана не только мировым кризисом, но и значительно увеличившимся предложением качественного номерного фонда и расширением представительства известных сетевых операторов. В целом, по прогнозам, снижение тарифов за год составит 5–20% в зависимости от категории гостиницы.
В наиболее тяжелом положении оказались мини-отели, которые в меньшей степени способны снизить цены. Для них выходом из создавшейся ситуации может послужить объединение в сети. Актуальным и прибыльным может стать развитие гостиниц экономкласса. Неспроста некоторые компании, работающие в сфере гостиничного строительства, в качества приоритета готовы выбрать хостелы.
Снижать цены, для того чтобы выжить, должны не только гостиницы, но и музеи, транспортные компании, рестораны. «Все мы плывем в одной лодке, и надо грести в одном направлении, иначе рискуем остаться без туристов», – подчеркивает Сергей Корнеев.
Подготовил Евгений ГОЛОМОЛЗИН

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72